В среду Европейский центральный банк объявил, что больше не будет принимать госдолг Греции в качестве залога для получения кредитов. Шаг, скорее, символический, но он, тем не менее показывает, что момент истины явно приближается. И это момент истины не только для Греции, но и для всей Европы. В частности, для ЕЦБ, которому теперь придется решать, для кого он, собственно, работает, пишет автор.
«Германия требует, чтобы Греция постаралась оплатить все свои долги в полном объеме путем введения невероятно суровой экономии. При этом подразумевается угроза: если Греция откажется, то ЕЦБ прекратит поддержку греческих банков, и это нанесет еще больший ущерб экономике страны, уже находящейся в ужасном состоянии», — написал Кругман.
Он полагает, что попытка «выдернуть вилку из розетки» и прекратить финансовую помощь Греции представляет огромный риск не только для экономики Европы, но и для всего европейского проекта, для 60-летних усилий по укреплению мира и демократии на континенте. Если банковский крах заставит Грецию выйти из зоны евро и создать собственную валюту, то это послужит мощным сигналом всем инвесторам, что процесс распространения единой европейской валюты является обратимым, говорится в статье.
Кроме того, хаос в Греции станет питательной средой для зловещих политических сил, в последнее время набирающих влияние в европейских странах, прежде всего для неонацизма, предостерегает экономист.
справкаКто такие евроскептики и какая от них польза России25 января на Парламентских выборах в Греции победила коалиция радикальных левых партий СИРИЗА — яркий последователь евроскептицизма. Главное предвыборное обещание коалиции — пересмотр условий выплаты многомиллиардного долга странам Евросоюза и МВФ и отказ от мер жесткой экономии, введенных в обмен на кредиты. Кроме этого, СИРИЗА заявила, что поддерживает отмену санкций против России.
Заявление ЕЦБ — тревожный звонок не только для Греции, но и для Германии, утверждает он. Если Германия не осознает это, то остается лишь одна надежда — на то, что сам Европейский центральный банк поймет: его главная задача — не действовать по взысканию долга так, как действует Германия. И сделает все от него зависящее, чтобы защитить экономику и демократические институты Европы, пишет Пол Кругман.
ахалай-махалай!