Снижение цен на нефть может привести к часто наблюдаемой в прошлом реакции: волны слияний и поглощений. Когда цены рухнули в начале 80-х годов и конце 90-х годов прошлого века, промышленность была сотрясена от сильной волны консолидации. Такая же картина повторилась в середине 2000 годов. Теперь банкиры и инвесторы надеются на повторение, учитывая обвал цен почти на 40 процентов с июня, пишет Wall Street Journal.
Некоторые инвесторы делают ставку на такую тенденцию. Акции BP недавно выросли на 5 процентов. В Twitter различные источники распространили информацию о том, что Shell намерена приобрести долю британцев. BP и Shell не стали комментировать информацию WSJ.
Поставщики услуг в нефтяном секторе, которые страдают больше всего из-за низких цен на нефть и снижения инвестиций крупных энергетических компаний, уже объявили о крупных сделках в этом году. В прошлом месяце второй по величине в промышленности конгломерат Halliburton предложил 35 миллиардов долларов третьему – Baker Hughes. Слияние позволит создать гигантский рынок для предоставления услуг нефтяным месторождениям. Для сравнения, общая выручка обоих компания за 2013 год составила 51,8 миллиарда долларов, что больше чем у лидера Schlumberger (45,3 млрд. долларов). Новая компания может иметь экономию расходов по 2 миллиарда долларов в год.
Французский Technip также сообщил, что он хочет получить меньший CGG из Парижа, с объемом почти 1,5 миллиарда евро.
Паскаль Мегес от швейцарского частного банка Lombard Odier ожидает больше приобретений и продаж активов, если цены на нефть останутся такими низкими. Уровень цен может поставить малые и средние предприятия в сложное положение и заставит их продавать активы или полностью перейти в руки крупных конкурентов. В прошлом дело дошло до каскадов консолидаций после длительного периода низких цен и дешевых акций энергетических компаний на фондовой бирже. В отличие от того времени теперь слабость рынка сырой нефти составляет всего шесть месяцев.
Но мега сделки теперь могут оказаться труднодостижимыми, потому что на рынке представлены лишь немногие действительно крупные компании, говорит аналитик Фадел Гейт из Oppenheimer. Падение цен на нефть в 90-х привело к консолидации среди так называемых супер транснациональных корпораций — в несколько крупных интегрированных нефтяных компаний и нефтеперерабатывающих заводов, которые работают по всему миру.
BP купила Amoco и Arco, Exxon получил Mobil и Chevron — Texaco. Осталось только полдюжины крупных интегрированных компаний и несколько более мелких компаний, чье будущее зависит от разведки и добычи новых ресурсов.
С тех пор, деятельность крупнейших в отрасли с точки зрения слияний сосредоточена на более мелких компаниях. Важное значение для них имеет обеспечение новых источников энергии.
Иногда энергетические компании делят активы по разведке и бизнес-подразделения, которые более прибыльны. Shell, например, продала свои нефтяные месторождения в Нигерии. Американская фирма Hess даже попрощалась с бизнесом по переработке.
В целом, количество слияний в нефтяном и газовом бизнесе в последние несколько лет сокращается, показывают расчеты поставщика данных Dealogic. Крупные нефтяные компании находятся под давлением из-за уменьшения своих расходов. По объему сделок в размере 242 миллиарда долларов 2013 год оказался самым худшим годом с 2009 года, по мнению Dealogic.
В этом году активность вновь увеличилась. Были объявлены сделки на сумму около 300 миллиардов долларов. Банкиры считают возвращение мега сделок возможным.
Даже после последней волны около 15 лет назад Shell проводила встречи по слиянию с ВР и BG Group, сообщают источники, знакомые с ситуацией. Такие сделки являются сложными, но в то же время и создают прекрасные возможности, считает Гейт. BG владеет долями в нефтяных и газовых месторождениях Бразилии в Северном море. Группа может считать выгодной целью приобретение одной из крупных корпораций. BG оценивается примерно в 50 миллиардов долларов. Это только одна восьмая размера ExxonMobil, но бывший British Gas гораздо больше, чем большинство компаний по разведке и добыче. Акции компании в настоящее время торгуются на самом низком уровне за последние пять лет. Но недавно компания представила нового генерального директора. И прямая покупка теперь может быть большим куском для любой заинтересованной стороны.
Источник