Fomag.ru
Fomag.ru личный блог
28 октября 2013, 16:23

Фрики тоже любят деньги

Фрики тоже любят деньги
Инвестициями и трейдингом занимаются не только рационально мыслящие хорошо образованные люди. Среди инвесторов хватает людей со странностями и с верой в необычные явления, которые якобы помогут сделать правильный выбор при вложении денег. Этим пользуются разного рода мошенники и откровенные фрики, предлагающие чудесные рецепты обретения богатства при торговле на фондовом рынке.

 
Фрик-инвестиции стоит отличать от других практик, основанных не только (или не столько) на подтвержденных, экономически обоснованных методах выбора акций. Например, «этичные инвестиции», связанные с религиозными, политическими или этическими представлениями инвесторов, имеют право на существование. Придерживающиеся этих правил люди и фонды обычно понимают, что ограничивают себя в выборе объектов вложений и, возможно, упускают какую-то часть потенциальной прибыли, но осознанно готовы пойти на эти жертвы ради душевного спокойствия — своего или своих клиентов.

 
Многие инвесторы с христианскими взглядами не покупают акции оружейников, табачников или компаний, делающих деньги на азартных играх. Мусульмане отказываются от акций банков. А Норвежский государственный пенсионный фонд исключил из своего портфеля бумаги некоторых израильских корпораций (за содействие «оккупации Палестины») и даже акции Wal-Mart (за нарушение прав работников).
 
В то же время приверженцы необычных инвестиционных идей не ограничивают себя в выборе бумаг, а наоборот — ищут рецепты быстрого обогащения с помощью практик, не связанных с экономическим анализом. Наводки на «правильные» акции они получают от высших сил, из космоса или собственного подсознания. Мы предлагаем обзор некоторых таких практик.
 
Слово Божье
По-хорошему, начать обзор фрик-инвестиций следовало бы с технического анализа, его проповедников и их паствы. Но приверженцев теханализа так много, что естественное для здравомыслящего человека ироничное к нему отношение вызвало бы бурную дискуссию с необходимостью долго и нудно доказывать очевидное без какой-либо надежды кого-то переубедить. Но есть явления, над которыми действительно можно смеяться.
 
Во всех книгах Библии содержится порядка двух тысяч фраз, связанных с деньгами, богатством, бизнесом и доходом. Грамотный и усидчивый человек в состоянии сконструировать из них практически любую финансовую теорию — от коммунистического разделения ресурсов по потребностям до оправдания капиталистической жажды наживы. На Западе (особенно в США) созданием таких «сборок» промышляют сотни, если не тысячи, финансовых проповедников. Некоторые добиваются успеха. Например, Чэд Хоувинд стал весьма популярен, создав «Богономику» (Godonomics). В этой книге он доказал, что учение Христа поддерживает свободный рынок и предпринимательство, а Библия в экономической своей части не противоречит взглядам Адама Смита и Милтона Фридмана. Всего за $16,96 вы сами можете в этом убедиться.
 
Но Хоувинд уже в прошлом. На небосклоне библейских инвестиций новая звезда — Шон Хаймэн, бывший священник, долгое время работавший в инвестбизнесе, в основном в сфере торговли валютой. По его словам, он разгадал «библейский денежный шифр» и теперь в состоянии делать точные прогнозы по конкретным активам.
 
В качестве рекламы своих достижений Шон предлагает изумленной публике часовой видеофильм об идеях, почерпнутых из Священного Писания, в котором помимо прочего рассказывает, например, что когда-то зарабатывал всего $15 тыс. в год, а теперь отдает на благотворительность $50 тыс. в год. Вторая история, которую Хаймэн повторяет при каждом удобном случае, повествует о чудесном превращении: $40 тыс. сбережений его отца за семь лет выросли во внушительные $396 тыс. (около 40% годовых) — естественно, с помощью сына. Заметим, кстати, что сумма увеличивается не в банальные 10 раз, а только в 9,9 раза, что должно придать дополнительную достоверность этой трогательной истории.
 
И в фильме, и в своих многочисленных статьях на различных сайтах фондовый пророк сыпет цитатами из Библии, выводя из них собственные (он их называет библейскими) правила инвестирования. Самое интересное (но не удивительное), что многие его советы — как абстрактные, так и по конкретным бумагам — разумны, а прогнозы достаточно часто сбываются.
 
Самый яркий случай «удивительно точного предсказания» тоже часто упоминается как самим Хаймэном, так и его последователями и даже критиками. В октябре 2012 года в эфире телеканала Bloomberg Шон сказал, что, по его мнению, акции компании Best Buy, которые на тот момент упали в цене до исторического минимума в $16, должны подешеветь еще больше — до $11, после чего в них начнется быстрое ралли до $25, а позже они подорожают до $40. Второй аналитик, участвовавший в программе, не смог сдержать издевательский смех: по общему мнению, компания безнадежно тонула, и ни о каких $25 за акцию и речи быть не могло.
 
Тем не менее, уже в конце декабря бумаги подешевели практически до предсказанного уровня (их цена упала до $11,2), после чего начался рост. 5 апреля 2013 года акции Best Buy достигли отметки $25 и после небольшого отката продолжили дорожать. В конце сентября 2013 года цена акций превысила $39, что можно считать практически достижением целевого уровня. Мало кто из «настоящих» аналитиков и инвесторов в состоянии давать такие точные предсказания по конкретным бумагам.
 
Секрет Хаймэна — если отвлечься от версии с библейским шифром — достаточно прост. Во-первых, он часто делает различные прогнозы — как в своей платной электронной почтовой рассылке, так и по телевидению, куда его любят приглашать «ради шоу». Рано или поздно какой-то прогноз должен был «выстрелить». А в рекламе можно говорить только об удачном попадании, обходя скромным молчанием вопрос о количестве менее впечатляющих результатов. Во-вторых, и это главное, Шон на самом деле неплохой фундаментальный аналитик, придерживающийся принципов стоимостного инвестирования. Он действительно отбирает для своих подписчиков в среднем неплохие компании с привлекательными параметрами. В основном Шон ориентируется на коэффициент Price to Book Value (как и Баффет, например), размер дивидендов и текущую прибыльность. При таком подходе не так уж сложно выдавать в среднем достойный результат и иногда «угадывать» очень выгодные сделки.
 
С другой стороны, каких-либо подтвержденных независимым аудитором долгосрочных данных о доходности инвестиций по рекомендациям экс-пастора нет. Все рассуждения о его потрясающих успехах основаны на его же собственных словах и на том, что его рассылку получают десятки тысяч подписчиков, платя за это в сумме несколько миллионов долларов в год.
 
При чем же здесь пасторское прошлое Хаймэна и своеобразный взгляд на Библию? Ответ прост: это маркетинг. Ссылки на Библию в США хорошо продаются: Священное Писание входит в культурный код Америки, многие люди безоговорочно доверяют всему, что произносится от имени Христа или на основе его учения. При этом соединение библейских сюжетов и бизнеса никого не шокирует. Например, на пакетах для покупок в самой популярной в США сети молодежной одежды Forever 21 написано «John 3:16». Это ссылка на цитату из Евангелия от Иоанна: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную».
 
Обычные инвестиционные консультанты, повторяющие, по сути, одни и те же прописные истины, давно всем надоели. Чтобы тебя услышали в этой толпе, надо иметь хотя бы миллиард, заработанный на фондовом рынке. Зато сочетание хорошо отобранных библейских цитат, Евангелий «свежего прочтения» и толики мистицизма творит чудеса. (Напомним, Хаймэн не просто цитирует Библию, он утверждает, что нашел «код» пронизывающий священные христианские книги) А если ко всему этому талантливо добавить образ немного сумасшедшего фрика, делающего громкие заявления, то успех, можно сказать, в кармане. И на банковском счете.
 
Как выше было отмечено, «библейские инвестиции» — целая отрасль инвестиционного консалтинга на Западе. Кто-то выводит из библейских текстов общие правила, кто-то видит в них указания на конкретные бумаги. Некоторые поступают проще. Некий Карл Бритц на своем сайте утверждает, что единственной настоящей материальной ценностью в нашем мире остаются драгоценные металлы — золото и серебро, и подводит под этот тезис библейский базис. Например, по его словам, слово «деньги» в иврите имеет значение «серебро», в Библии золото упоминается 417 раз, серебро — 320 раз, а под деньгами понимаются только золотые и серебряные монеты, никакой бумаги. Из этого Карл делает вывод, что инвестировать надо только в эти драгметаллы.
image002.jpg 
Улыбка Чэда Хоувинда озаряла путь набожных инвесторов



Звезды инвестирования
Не менее популярная тема у фрик-инвесторов — астрологические прогнозы и в целом «инвестиции по звездам». Известному американскому финансисту конца XIX — начала XX века Дж. П. Моргану приписывается греющее душу астрологов изречение: «Миллионеры не используют астрологию, миллиардеры — да». Людей, цитирующих Моргана, почему-то не смущает, что он умер в 1913 году, а первый долларовый миллиардер появился лишь в 1916 году, когда им стал Джон Рокфеллер. Причем более-менее обоснованно о миллиардерах во множественном числе можно стало говорить лишь в последней трети XX века.
В принципе, влияние планет на финансовые и прочие активы изучалось астрологами все время существования гадания по звездам, но современным создателем этой «науки» считается Кайе Шинкер, издавшая за свою жизнь четыре основополагающие книги по данной теме. Кайе умерла в 2011 году в возрасте 71 года, оставив после себя несколько астрофинансовых школ и множество учеников. Впрочем, наверняка найдется масса специалистов, не признающих лидерство Шинкер в своей области деятельности.
Инвестиционные астрологи занимаются всеми видами предсказаний: от самых общих, типа «Юпитер вошел в восьмой дом, складывается благоприятная ситуация для новых инвестиций», до конкретных советов покупать те или иные акции прямо сегодня. Как и в любом шарлатанстве, в инвестиционной астрологии есть «специалисты», отделяющие себя от «обычных» астрологов.
Такие специалисты могут исповедовать разные подходы. Одни из них говорят о неимоверной сложности «настоящих» астрологических расчетов, которые принципиально отличаются от «попсовых» публикаций в прессе или результатов работы обычных компьютерных программ. Сложность заключается в том, что в сделке по покупке или продаже акций задействованы многие люди и компании. Астролог должен учитывать данные клиента, проводящего сделку, компании — эмитента акций, биржи, брокера, через которого совершается сделка, банка, с которым работает брокер, страны и т. д.
Другие «серьезные» астрологи утверждают, что астрология — лишь один из многих факторов, влияющих на доходность операций на фондовом рынке. Мол, звезды звездами, но и объективные показатели компаний тоже надо учитывать, то есть кроме астрологического исследования необходимо провести фундаментальный и технический анализ акций и изучить общую ситуацию на рынке. И только на основании исследования комплекса всех факторов принимать решение.
Тем не менее, на рынке процветает и самая что ни на есть простая астрология: множество отдельных «ученых» и целых компаний делают ежедневные точечные прогнозы по отдельным акциям и рынкам. Такие прогнозы распространяются, по сути, точно так же, как и рекомендации технических аналитиков: на сайтах, в электронных почтовых рассылках, через платные смс-сервисы. Годовая подписка на подобные рассылки может стоить как десятки, так и тысячи долларов — все зависит от частоты, репутации авторов и их здоровой деловой наглости.
Финансовая астрология широко распространена не только в США, но и в Индии, где используют в том числе местный — ведический — ее вариант. Инвестициями на фондовом рынке в Индии занимается намного меньший процент населения, чем в США или других развитых странах, но при более чем миллиардном населении это десятки миллионов человек. А если учесть, что в стране в целом намного более толерантное отношение к эзотерике, спрос на инвестиционные предсказания достаточно высок. Один из популярных индийских финансовых астрологов, глава компании Astro Money Guru Аджай Джайн берет со своих клиентов от $500 до $18 тыс. за годовую подписку, а клиентов у него несколько тысяч. Его приглашают на Bloomberg TV, у него берут интервью серьезные деловые издания. Как растет благосостояние клиентов компании, сказать сложно, но ее бизнес, по данным Reuters, расширяется на 20–30% в год.
http://fomag.ru/Publications/Friki+toje-lyubyat-dengi/ 


 

 
1 Комментарий

Активные форумы
Что сейчас обсуждают

Старый дизайн
Старый
дизайн