Компания Mercor, дебютировавшая в списке Forbes Cloud 100, создала ИИ-рекрутера для проведения собеседований с кандидатами на работу. Со временем компания обнаружила более прибыльный источник дохода: поиск людей для обучения моделей ИИ.
Сидя в конференц-зале в офисе Mercor в районе Саут-оф-Маркет в Сан-Франциско, генеральный директор Брендан Фуди вспоминает тот июньский день, который изменил всё. Компания Meta объявила о покупке почти половины акций гиганта по разметке данных Scale AI за 14 миллиардов долларов и переманивании его звёздного генерального директора Александра Вана. Mercor, более мелкий конкурент, который нанимает докторов наук и других специалистов для обучения моделей в лабораториях ИИ, сразу же увидел открывающиеся возможности.
«Сначала я был удивлён, — рассказывает Фуди Forbes. — Потом удивление постепенно сменилось восторгом и энтузиазмом по поводу будущего». Его соучредитель и технический директор Адарш Хиремат добавляет: «В стартапах не так часто случается, что твоего главного конкурента в одночасье уничтожают». По словам основателей, это произошло потому, что из-за сотрудничества Scale с Meta многие крупные лаборатории в области ИИ, обеспокоенные потерей нейтралитета, больше не хотят с ними работать. Во время разговора Хайремат изо всех сил старается сдержать восторг своего нового питомца — шестинедельного бернского зенненхунда по кличке Зевс.
Буйная энергия щенка — подходящая метафора для самой компании Mercor, которая стала одним из образцов для подражания среди двадцатилетних основателей Кремниевой долины в эпоху искусственного интеллекта. В свои 22 года лидеры Mercor Фуди, Хиремат и Сурья Мидха являются стипендиатами Питера Тиля — консервативного инвестора-миллиардера, который ежегодно выделяет гранты в размере 100 000 долларов молодым людям в обмен на отказ от обучения в колледже. Трое давних друзей, которые познакомились в школьной команде по дебатам в пригороде Сан-Франциско, основали Mercor в 2023 году ещё до получения стипендии.
Стартап, получивший широкую огласку и поддержку таких влиятельных игроков, как венчурная компания Benchmark, соучредитель Twitter Джек Дорси и бывший министр финансов США Ларри Саммерс, находится на переходном этапе. В прошлом месяце компания наняла бывшего директора по продуктам Uber Сандипа Джайна в качестве первого президента стартапа, о чём компания сообщила Forbes, привнеся опыт технологического гиганта в работу новичка. Вскоре Mercor переедет в старые офисы Instagram в центре Сан-Франциско, где будет больше места для быстрорастущей команды. В этом году компания дебютировала на 89-м месте в списке Forbes Cloud 100 — нашем рейтинге ведущих мировых компаний в сфере частных облачных вычислений.
Даже основной бизнес Mercor изменился — в некотором роде. Компания не всегда занималась разметкой данных, и это по-прежнему не является её долгосрочной целью. Её первоначальная концепция заключалась в модернизации рекрутинга с помощью искусственного интеллекта и высокотехнологичных алгоритмов подбора. Mercor создала платформу, на которой с кандидатами беседовал ИИ-аватар, а затем их направляли в компании, которые искали талантливых сотрудников, например в Deloitte или Accenture нового поколения. Затем ChatGPT от OpenAI, выпущенный всего за несколько недель до основания Mercor, спровоцировал гонку между технологическими гигантами за право обучать самые продвинутые модели ИИ. Mercor, что в переводе с латыни означает «рынок», нашла свою нишу, наняв специалистов для обучения этих моделей ИИ, и переориентировала всю компанию в этом направлении.
Не называйте это разворотом, настаивает Фуди, говоря, что Mercor по-прежнему считает себя рекрутинговым агентством. Маркировка данных по-прежнему соответствует основной цели Mercor — подбору сотрудников для компаний. Как бы вы это ни называли, это явно приносит свои плоды. В марте Mercor заявила, что её годовой доход составляет 100 миллионов долларов, а теперь сообщает Forbes, что в первой половине года получила прибыль в размере 6 миллионов долларов. Компания заявила, что за последние шесть месяцев её выручка ежемесячно увеличивалась почти на 60 %. Foody не стала раскрывать, какую долю в бизнесе сейчас занимает маркировка данных, но отметила, что это «основной фактор роста» компании.
В сфере разметки данных уже много игроков, даже несмотря на то, что компания Scale утратила свои позиции. Surge, более старая компания, основанная в 2016 году, по некоторым данным, оценивается в 25 миллиардов долларов. Turing AI, стоимость которой составляет 2,2 миллиарда долларов, в июле привлекла 110 миллионов долларов. А Invisible, небольшая компания, стоимость которой в 2023 году составляла 500 миллионов долларов, стала основным партнёром OpenAI и Microsoft.
В ответ на просьбу прокомментировать ситуацию компания Scale AI опровергла утверждения Mercor. «Неудивительно, что Mercor распространяет ложь о своём крупнейшем конкуренте, — заявил представитель Scale AI Джо Осборн. — Мы остаёмся независимыми и нейтральными, о чём неоднократно заявляли публично».
По словам Фуди, Mercor выделяется на фоне других компаний тем, что предоставляет клиентам высококвалифицированных специалистов, таких как доктора наук или юристы, которые обычно зарабатывают от 90 до 150 долларов в час. Такие специалисты необходимы для обучения самых продвинутых моделей рассуждений, которым часто нужны эксперты в предметной области, чтобы научить их «мыслить» в рамках многоэтапных запросов. (По мнению основателей, лучшими кандидатами на должность тренера моделей ИИ являются гроссмейстер по шахматам и частный детектив.) По его словам, Foody также использует алгоритмы подбора персонала Mercor, которые позволяют компании находить лучших специалистов для каждого конкретного проекта.
Компания Mercor заявляет, что наладила сотрудничество с ведущими лабораториями в области ИИ, которые ищут специалистов по обучению моделей, в том числе с OpenAI. Новый стартап Applied Compute, специализирующийся на обучении ИИ с подкреплением и основанный бывшими сотрудниками OpenAI, использует Mercor для предоставления наборов данных по конкретным темам, например по финансам. «Они привлекают специалистов такого уровня, которых не могут привлечь многие другие платформы», — сказал Яш Патил, генеральный директор Applied Compute, который познакомился с основателями Mercor, когда они все вместе были стипендиатами Питера Тиля.
У компании есть недоброжелатели. Один из руководителей конкурирующей компании по разметке данных похвалил Surge за качество работы и высокие объёмы, но при этом отметил, что Mercor не так часто попадала в поле их зрения, когда речь шла о крупных сделках с клиентами. «Я вижу их гораздо реже», — сказал руководитель. Однако он согласился с тем, что основной доход Mercor приносит найм высококвалифицированных специалистов.
Акцент на данных экспертного качества привлек внимание инвесторов. В феврале Mercor привлекла 100 миллионов долларов от таких инвесторов, как Felicis, Benchmark и General Catalyst, в результате чего её стоимость выросла до 2 миллиардов долларов, в восемь раз по сравнению с 250 миллионами долларов всего за несколько месяцев до этого. Теперь Питер Фентон, партнёр Benchmark, который был одним из первых инвесторов в Twitter и Yelp, войдёт в совет директоров после того, как Виктор Лазарт, предыдущий член совета директоров от Benchmark, объявил в июле, что уходит, чтобы основать собственный фонд. «Я считаю, что Mercor зарекомендовала себя как поставщик данных высочайшего качества, — сказал Лазарт Forbes. — Люди, создающие модели, понимают, что качество данных важнее их количества».
Использование ИИ при принятии решений о найме сопряжено с определёнными рисками. В целом языковые модели могут генерировать предвзятые ответы на основе обучающих данных. Фуди утверждает, что Mercor защищает от предвзятости даже лучше, чем традиционный рекрутинг, поскольку его ИИ не может видеть определённые идентификаторы кандидатов, включая имя, пол и расу. Фуди также заявил, что компания не использует данные собеседований для обучения своего ИИ-рекрутера, что вызывает беспокойство у некоторых критиков. «Одна из главных причин, по которой не стоит обучаться на основе интервью, заключается в том, что сами по себе они не очень полезны», — сказал Фуди, добавив, что для того, чтобы интервью были ценными, компании потребуется объём данных, сопоставимый с размером всего интернета.
Когда новость о продаже Scale компании Meta вызвала шок в отрасли, она также поставила под сомнение жизнеспособность бизнеса, связанного с разметкой данных. Наблюдатели задавались вопросом, почему Ван, генеральный директор крупнейшего игрока в этом секторе, внезапно решил уйти, если только он не видел чего-то тревожного на горизонте. Фуди придерживается противоположной точки зрения: он утверждает, что сделка с Meta подтвердила жизнеспособность отрасли, поскольку социальный гигант счёл её достаточно ценной, чтобы выложить миллиарды за 49% акций. Тренеры по искусственному интеллекту будут нужны до тех пор, пока существуют сложные концепции, которым нужно обучать модели. Он уверен, что этот бизнес просуществует ещё долго.
Теперь Mercor пытается выйти на новый уровень. Когда в прошлом месяце компания наняла Джайна на должность президента, он стал тем самым «взрослым в комнате» — как в случае с Google, когда Эрик Шмидт обучал молодых основателей Ларри Пейджа и Сергея Брина. Джайн сказал, что его главная цель — масштабировать все системы Mercor. Это включает в себя процессы адаптации и управления, а также создание более эффективных систем для отслеживания данных и составления отчётов для клиентов. Ему также придётся привыкнуть к молодой среде. «Я значительно увеличиваю средний возраст», — смеясь, сказал 54-летний Джайн.
Это особенно заметно в штаб-квартире Mercor. В одну из июльских пятниц в офисе было многолюдно. На стенах висели вдохновляющие цитаты как от технологических икон, так и от инженеров Mercor. «Ни одна крупная компания не создала ни одной значимой инновации», — гласит плакат с цитатой Винода Хослы. Он висит в нескольких метрах от другой таблички с цитатой рядового инженера «Меркор»: «Добро пожаловать на борт ракетного корабля». По всему офису разбросаны экземпляры книги Питера Тиля «От нуля до единицы». На барной тележке рядом с бутылками «Дом Периньон» и «Дон Хулио 1942» стоят в ряд энергетические напитки «Монстр» и одинокая упаковка чипсов «Принглс» с хот-догом.
Фуди, выросший в Менло-Парке, всегда чувствовал связь с Кремниевой долиной: его мама работала в отделе недвижимости Meta, а отец в 90-х основал компанию по разработке графических интерфейсов, а затем стал консультировать стартапы. Одним из его первых проектов, который он запустил в 16 лет, будучи старшеклассником, была компания по продвижению его друзей в Amazon Web Services, облачной платформе гиганта электронной коммерции, за что он брал с них по 500 долларов. Фуди извлекал пользу из предпринимательской мудрости своих родителей во время бесед за ужином. Совет его отца: создавайте рабочие места и продавайте товары «богатым клиентам, испытывающим трудности», а не навязывайте их своим друзьям, вспоминает Фуди. «Мы шутим, что Mercor воплощает в себе и то, и другое. Мы создаём рабочие места и продаём товары самым богатым клиентам».
Изначально трио основало компанию, чтобы помогать инженерам из Индии находить работу в американских компаниях, которым нужны программисты-фрилансеры. Заинтригованные инвесторы начали приглашать их на ужины и обеды. «Они не просто вундеркинды, — сказал Фентон из Benchmark Forbes. — Они не поддаются классификации». Чтобы привлечь внимание основателей, он пригласил их на вертолётную экскурсию по Сан-Франциско. Другой инвестор, Felicis Ventures, пригласил основателей в Лас-Вегас на частном самолёте, чтобы погонять на Ferrari по трассе Формулы-1. Фуди финишировал первым, сказал Сандип Пичу, партнёр Фелисиса, который вспомнил, как Фуди агрессивно брал повороты. «В компании рисковать должен генеральный директор».
Тиль, который инвестировал в компанию на этапе серии А, также открыл доступ к своей сети. Фуди вспомнил, как посещал его рождественскую вечеринку на политическую тематику, где гости могли выбрать красную или синюю таблетку — отсылка к «Матрице», которая стала символом пропасти между левыми и правыми политическими взглядами. (Фуди сказал, что не взял ни одной таблетки.)
Долгосрочная цель Mercor — подобрать для каждого человека подходящую работу. В будущем компания хочет иметь возможность трудоустраивать юристов в юридических фирмах, а врачей — в больницах. Однако сейчас деньги вкладываются в обучение ИИ, и, похоже, так будет в обозримом будущем, поскольку угроза со стороны Scale, вероятно, не так велика. «Они оставили после себя очень значимую пустоту», — сказал Фуди.
Ринат Ахметов потерял больше половины состояния, но все равно остается самым богатым укpaинцем. Рассказываем, как олигарх из Донбасса построил свою бизнес-империю и продолжает приумножать ее активы
Странный запах. Мать подростка пропала перед Рождеством. Следы нашли только через 12 лет, хотя все это время тело было совсем рядом
Как маленький город переживает большую трагедию — репортаж из Байкальска, где подросток зарезал четверых друзей
Как в России построили сеть по продаже ceкса с несовершеннолетними и кто из ее влиятельных клиентов избежал ответственности