Официальные данные за июнь мы узнаем примерно через месяц. Но некоторые показатели июня известны уже сейчас и приведены в этом обзоре.
Если коротко, то в мировой экономике ситуация в последние месяцы улучшается, прежде всего благодаря развивающимся странам.
В России тоже сохраняются все признаки роста.
Мировая экономика
Экономика России
Напомним, что индекс PMI ниже 50 пунктов означает снижение деловой активности, выше 50 пунктов – рост.
До января 16 месяцев подряд индекс активности в мировой промышленности был ниже 50 пунктов (деловая активность снижалась).
Своеобразным “водоразделом” стал январь, когда индекс остановился на отметке ровно 50 пунктов – ни роста, ни падения.
Источник иллюстрации: S&P Global
В июне индекс составил 50,9 пунктов. Уже пятый месяц индекс в позитивной зоне (выше 50 пунктов), но недалеко от граничного значения.
Сравнение индекса PMI в производственном секторе стран БРИК (Бразилия, Россия, Индия, Китай) и стран «Большой семерки» (G7, представляющими коллективный Запад) показывает преимущество группы стран БРИК (см. график ниже).
На графике страны БРИК выделены зелёным цветом, а страны G7 – красным.
Источник иллюстрации: S&P Global
В странах G -7 деловая активность ниже. Только в США и Британии индекс заметно выше 50 пунктов. Причём альтернативный индекс для США (от ISM) ниже 50 пунктов. Индекс в Японии ровно на границе (50 пунктов).
По — прежнему неблагоприятная ситуация наблюдается в странах Еврозоны, включая такие ведущие экономики как Германия, Франция, Италия.
Как индекс менялся в разных странах последние 12 месяцев, показано в таблице.
Источник иллюстрации: телеграмм-канал MMI
Как видно, красного цвета (индекс ниже 50 пунктов) в таблице стало больше.
В целом картина нескольких последних месяцев стабильна: наблюдается рост активности в странах БРИК и падение активности в странах G7.
С 53,7 пунктов в мае индекс Global PMI Composite снизился до 52,9 пунктов в июне.
Источник иллюстрации: S&P Global
Напомним, что индекс выше 50 пунктов означает рост деловой активности.
Композитный индекс в мировой экономике выше 50 пунктов (= рост активности) уже 17 месяцев.
Как индекс менялся помесячно по странам, показано в таблице ниже.
Источник иллюстрации: телеграмм-канал MMI
Резюме
Падение в промышленности с лихвой компенсируется ростом в услугах.
В июне в Китае было продано 74 тыс. тяжёлых грузовиков.
Это на 14% меньше, чем в июне прошлого года.
Среднегодовые темпы остаются высокими, но с января 2024 года продолжают снижаться.
За последние 12 месяцев (скользящий год) было продано 929 тыс. штук.
Благодаря январю темпы роста за полугодие остаются положительными: +3,8% к первому полугодию 2023 года.
Если такие темпы сохранятся до конца года, то за 2024 год китайские производители продадут 945 тыс. тяжёлых грузовиков.
Напомним, что эти цифры включают продажи китайских производителей не только в Китае, но и на экспорт.
Рост реальной денежной массы на 1 июля, по предварительной оценке ЦБ, замедлился до 9,4% (против 9.8% месяцем ранее).
Набиуллина вернулась под свой потолок. Или, по-другому, она вновь опустила рост денежной массы «ниже плинтуса» 2000-2008 годов.
Из позитивного: на 1 апреля темпы роста РДМ замедлились до 9%, и казалось, что замедление продлится. Но с тех пор темпы держатся выше 9%.
Тем не менее, очевидно, что ЦБ ускорять рост РДМ до 30-40% не намерен. Это ещё раз подтверждает: ускорение реальной денежной массы (до 22% к 1 июня 2023 года) было не следствием осознанной политики ЦБ, а произошло благодаря стечению обстоятельств (см. «Кого благодарить за устойчивость российской экономики»).
Индекс деловой активности в российской промышленности (PMI manufacturing) в июне составил 54,9 пункта.
Для понимания: это лучший июнь с 2006 года (за 18 лет).
Более высокой деловая активность была лишь в июне 2006 года.
Среднегодовой индекс (тёмно-синяя линия) тоже в последний раз был выше нынешнего только в 2006 году.
Резюме: деловая активность в промышленности России продолжает быстро расти.
PMI в секторе услуг уже второй месяц ниже 50 пунктов, что означает падение деловой активности в секторе услуг.
Среднегодовой индекс (тёмно-синяя линия), ниже пика 2021 года.
Прогноз: мы ожидаем, что после временного замедления рост индекса деловой активности в услугах возобновится.
Композитный индекс (промышленность + услуги) тоже опустился ниже 50 пунктов (= снижение деловой активности в экономике в целом).
В мае рост в промышленности ещё компенсировал небольшое снижение в секторе услуг. Но в июне промышленного роста уже не хватает, чтобы компенсировать падение в услугах, настолько оно значительное.
Динамика PMI композит больше схожа с индексом в секторе услуг. Логично: промышленность — это около 30% ВВП (в т.ч. обрабатывающая — ещё меньше). А услуги — это более 60% ВВП.
Среднегодовой индекс (синяя линия), несмотря на снижение, выше максимумов 2021 года.
Некоторые наблюдатели называют композитный индекс этаким «прокси-ВВП». См., например, «Коммерсант».
Источник: «ВВП в зоне турбулентности, газета «Коммерсант».
На наш взгляд это явно завышенные ожидания от индекса.
Например, в 2017-18 годах индекс PMI композит был выше, чем в 2010-12 или 2021 годах. Это видно на графике с предыдущей страницы.
Но ВВП в 2017–18 годах (рост менее 3%), наоборот, рос заметно скромнее, чем в 2010-12 (более чем на 4%) или 2021 (+5,9%) годах.
Предлагаем альтернативный график.
В 2013 году сначала замедлился ВВП, и только потом на это снижение среагировал индекс.
Другими словами, PMI композит не такой уж и хороший «прокси» для ВВП.
К тому же альтернативные индексы никакого падения не показывают. Например, индекс бизнес-климата ЦБ ставит многолетние (с 2012 года) рекорды (см. «Макрообзор № 25»).
Мы продолжим следить за динамикой индексов.
По данным агентства «Автостат» в мае было зарегистрировано 124 394 легковых автомобилей.
Это на 51% больше, чем в июне прошлого года.
В мае темпы были выше, +76% годовых. Несмотря на замедление, темы роста остаются высокими.
За последние 12 месяцев (скользящий год) рынок составил 1 337 тыс. автомобилей.
Если продлить текущий тренд, то по итогам года рынок может вырасти до 1,6 млн. (см. пунктирную линию на графике).
Ожидания снижаются: по итогам мая продление тренда давало результат 1,72 млн.
Тем не менее, рынок по итогам года выходит на уровень 2017-2021 годов (1,5 … 1,6 млн.).
Автостат опубликовал данные по рынку грузовиков полной массой более 3,5 тонн. Учитывая эти данные, рынок тяжёлых грузовиков, по нашим расчётам, мог составить в июне 10 030 штук.
В прошлом рынок выше 10 тыс. в месяц поднимался только во время пиков (2007-08 и 2011-12 годы).
Итоги июня, по нашей оценке, на 16% меньше, чем в июне прошлого года.
Рынок падает четвёртый месяц подряд.
За последние 12 месяцев (скользящий год) регистрации составили 134 тысячи.
Механическое продление текущего тренда даёт результат 122 тысяч по итогам 2024 года.
При таком результате 2024 год уступит по объёмам только 2023 году (135 тыс.) и 2007 году (123 тыс.). То есть, войдёт в тройку лучших лет в истории.
Перевозки грузов по железным дорогам в июне по нашей предварительной оценке составили 98,6 млн. тонн.
Это на 3% меньше, чем в июне прошлого года.
Падение продолжается уже 9 месяцев подряд.
За последние 12 месяцев (скользящий год) объём перевозок составил 1,22 млрд тонн.
Перевозки за 12 месяцев (скользящий год (третий график) откатились к кризисным минимумам 2016 года.
О возможных причинах снижения перевозок по железным дорогам см. "Экспресс-обзор за май 2024".
На финансовом конгрессе Банка России предприниматель Олег Дерипаска в красках описал проблемы железных дорог после переориентации потоков с запада на восток. Он сказал, в частности, что грузы стоят в многомесячных пробках: «у нас всё стоит от Урала до Иркутска, пробка многомесячная».
По предварительным данным, перевозки цемента по железным дорогам составили 2,38 млн. тонн.
Это на 7,5% меньше, чем в июне прошлого года.
Падение продолжается 4-й месяц подряд.
Перевозки за последние 12 месяцев (скользящий год) составили 24,1 млн тонн.
Таким образом, перевозки цемента стабилизировались на уровне 23-летней давности (2001 года).
Частично это объясняется тем, что по железным дорогам перевозится всё меньшая часть произведённого цемента.
Если в 2000 году львиная доля цемента перевозилась по железным дорогам (68%), то по итогам 2023 года эта доля опустилась ниже 40%.
Еженедельно. Многие макропоказатели (денежная масса, промпроизводство и другие) мы узнаём поздно, через 2-4 недели после окончания месяца. Их, по мере поступления, мы включаем в наши еженедельные макрообзоры.
Ежемесячно. Но есть и «быстрые» индикаторы, которые становятся известными уже в первые дни следующего месяца:
Биржевая сводка. Все биржевые индикаторы – курсы валют, фондовые индексы, цены на нефть, золото и другие. Их мы включаем в «Биржевую сводку», которая выходит в первый-второй день месяца.
Экспресс-обзор. Остальные показатели мы включаем в «Экспресс-обзор», который выходит 4-7 числа месяца. Это такие показатели как:
• перевозки по железным дорогам,
• индексы PMI,
• рынок легковых автомобилей,
• рынок грузовиков,
• денежная масса.
Следующий экспресс-обзор — за июль — выйдет 5 — 7 августа.
Ориентироваться в моих статьях, заметках и видео удобно через НАВИГАТОР
Более полный перечень статей с разбивкой по темам есть ЗДЕСЬ.
___
Раньше всего материалы публикуются в Дзен и Телеграм
Телеграм: https://t.me/m2econ
Дзен: https://zen.yandex.ru/m2econ
Подписывайтесь!
Буду благодарен вам за лайки и комментарии