<HELP> for explanation

Новости рынков

Новости рынков | Газовые фантазии Евросоюза

ЕС пытается вытеснить российские поставки, заменив их топливом из Азербайджана и Туркмении
 
Евросоюз стремится использовать все доступные ему экономические и административные рычаги, чтобы освободиться от необходимости закупать природный газ в России.
 
С одной стороны, Еврокомиссия утвердила программу строительства трубопроводов стоимостью около 6 млрд. евро для доставки природного газа из Азербайджана, Туркмении и Ирана в обход территории России. С другой стороны, этот орган ЕС продолжает настаивать на своем праве определять судьбу договоренностей России и «Газпрома» о строительстве «Южного потока», всячески препятствуя его строительству.
 
Таким образом, ставится задача вытеснить поставку российских энергоносителей, заменив их контрактами с другими странами каспийского региона. Причем в Европе надеются, что этим странам можно будет диктовать выгодные дл ЕС цены. Российские эксперты уверены, что эти маневры полностью обречены на провал.

 
Основным источником природного газа для новой европейской системы газопроводов TANAP-TAP должно стать месторождение Шах-Дениз на шельфе Каспия, запасы которого оцениваются в 1,2 трлн. куб. м. Сегодня оператором этого месторождения является Brittish Petroleum, но 10% принадлежат российскому «Лукойлу». Консорциум по разработке месторождения Шах-Дениз в 2013 году подписал контракты на 25 лет с девятью мировыми нефтегазовыми компаниями.
 
Новая система газопроводов получила название «Южный газовый коридор». Для ее подключения к месторождениям Туркмении необходимо проложить по дну Каспийского моря трубопроводы к шельфам Азербайджана. Однако шедшие много лет назад переговоры между Баку и Ашхабадом провалились, что подтолкнуло Туркмению к ориентации своих поставок исключительно в китайском направлении. Продажи газа Ираном пока также остаются под большим вопросом, поскольку с этой страны не сняты экономические санкции.
 
Еврокомиссия, впрочем, уже сформировала специальный фонд в 5,8 млрд евро под новые транспортные артерии. А на азербайджанский и туркменский газ готовы стоять в очереди не только Южная и Восточная Европа, но также Франция и Испания, планирующие возведение газопровода между собой именно под эти поставки.
 
Россия не остается безучастным свидетелем строительства новой системы газоснабжения Южной и Западной Европы. Так, под самые майские праздники пресс-служба «Газпрома» сообщила о подписании контракта на прокладку второй нитки между оператором строительства морского участка «Южного потока» компанией South Stream Transport B.V, и швейцарской фирмой Allseas Group. Швейцарцы проведут глубоководную укладку газопровода на протяжении почти 900 километров. Обеспечением строительства будет заниматься компания Saipem, с которой также подписан контракт.
 
— Сегодня международные газовые потоки трансформируются таким образом, что азербайджанского газа реально хватит лишь на то, чтобы едва заместить Европе выпадающие поставки из Северной Африки, — отметил заместитель генерального директора Фонда «Национальная энергетическая безопасность» Алексей Гривач.
 
— Предполагается, что «Южный газовый коридор» сможет пропустить первые порции газа в начале 2019 года. Первый его участок является трансанатолийским, он пройдет через территории Грузии и Турции. Его участки будут проходить через Грецию, далее по дну Адриатического моря, территорию Албании до юга Италии. По уже имеющимся сетям природный газ может распределяться во Францию и в другие страны Западной Европы. Однако максимальная мощность этого трубопровода не превысит 10 млрд. кубометров в год. Но даже проектные параметры выйти можно будет не ранее 2022 года. Скорее всего, полноценные объемы начнут прокачиваться еще позднее.
 
Между тем, мы видим уже сегодня, что Ливия резко сокращает производство, а Алжир разворачивает поставки газа в сторону КНР. Даже необходимые для этого дополнительные траты на сжижение газа с лихвой окупаются за счет более высоких цен. Поэтому фактически все, на что сможет претендовать трубопровод из Азербайджана – это замещение выпадающих поставок с Севера Африки. Но если этот дефицит полностью образуется через год-два, то его замещение может состояться лишь через 8-10 лет. Так что на позиции России на европейском рынке этот проект серьезно отразиться не сможет.


«СП»: — Сможет ли Еврокомиссия, тем не менее, остановить наш проект «Южный поток»?
 
— Юридически Еврокомиссия не принимает решение о его строительстве и потому не может заблокировать российский проект. К тому же, сами европейцы прекрасно понимают, что самый большой риск по снабжению топливом для них – это Украина в ее нынешнем состоянии, которая не может рассматриваться как надежный транзитер. Риски остаться без газа посреди зимы для Европы сегодня очень велики. Так что там тоже понимают, что надо создавать альтернативные маршруты поставок. А «Южный поток» является наиболее адекватной заменой транзиту через Украину.
 
Еще более остро это понимают те страны, через территорию которых «Южный поток» должен пройти. Все они подписали межгосударственные соглашения о строительстве, и всеми конечностями голосуют «за!» его реализацию. Они прекрасно понимают, что создание инфраструктуры под транзит означает инвестиции и стабильные долговременные доходы в виде платы за транзит, не говоря уже о гарантированном снабжении собственных потребностей.
 
Уже к концу будущего 2015 года планируется запуск первой нитки «Южного потока», несколько дней назад были подписаны договора на строительство второй очереди. Еврокомиссия может вмешаться через регуляторные механизмы и повлиять на то, как будет эксплуатироваться в дальнейшем трубопровод: каков будет размер отчислений за транзит, на какую предельную величину можно будет его заполнять. Всего в рамках проекта запланировано провести четыре нитки, каждая сможет пропускать до 15,5 миллиарда кубометров газа в год. Итого, только по этому проекту Россия, сможет качать в Европу 63 миллиарда «кубов» ежегодно.
 
— На российской территории реальные работы по строительству «Южного потока» начнутся уже этим летом, а осенью будет начато строительство морского участка. Поэтому велика вероятность, что до конца 2015 года северный отросток от первой нитки уже придет в Австрию, а южный зайдет на север Италии, — поясняет гендиректор Института национальной энергетики Сергей Правосудов.
 
Дубина, которой пытается размахивать Еврокомиссия над «Южным потоком», имеет два конца. С одной стороны, пока этот орган Евросоюза не имеет право разорвать международные соглашения между Россией и рядом государств-членов ЕС по этому проекту. С другой стороны, очень хочет получить право подобные соглашения утверждать. Юридически эта структура имеет полное право управлять подобными соглашениями внутри территории Евросоюза. Но этот проект затрагивает и иностранные территории за пределами ЕС. Поэтому реальные возможности Еврокомиссии по воздействию на этот трубопровод сводятся к тому, чтобы различными регуляторными актами мешать его работе в планируемом виде.
 
Страны, по территории которых пройдет «труба», прекрасно понимают, что «Южный поток» надо обязательно строить. Тем более, что все международные соглашения по нему были подписаны до вступления в силу Третьего энергопакета, предоставляющего Еврокомиссии полномочия в этой сфере. Да и сам Третий энергопакет, как документ, имеет более слабый юридический статус в странах Евросоюза, нежели отдельные межгосударственные договоры. Поэтому для подписавших государств контракты о проведении «Южного потока» имеют и юридически, и практически намного большее значение, нежели ограничения со стороны Еврокомиссии.
 
Очень показательно с этой точки зрения то, как сегодня эксплуатируется «Северный поток». Он был проведен в Германию с разрешения правительства этой страны. Однако затем вступил в силу Третий энергопакет, который обязал резервировать 50% пропускной мощности для других потребителей Северной и Западной Европы. Пока Еврокомиссия не одобрила его эксплуатацию, но когда-нибудь одобрит. Это снимет ограничение на 100-процентное заполнение «Северного потока».
 
Не вызывает сомнения, что в любой экстренной ситуации это ограничение будет снято. А учитывая транзитные риски на Украине, оно, возможно, будет снято очень скоро. Потому что когда в Евросоюзе поймут, что единственная возможность не остаться без газа – это разрешить России заполнить «Северный поток» полностью, необходимые документы для снятия ограничений тут же подпишут.
 
Что касается «Южного потока», то сами страны, которые хотят получить этот газ, жестко настаивают, что строить его нужно как можно быстрее. А Еврокомиссия потом документы одобрит – нужда заставит.


«СП»: — А как же поставки газа из Азербайджана или Туркмении?
 
— Планируется, что по этой «трубе» после 2020 года должно прокачиваться 16 миллиардов «кубов» в Турцию, из которых 6 миллиардов потребит сама Турция. А 10 миллиардов Анкара отправит дальше – через Грецию и Албанию до юга Италии. Но в реальности в Европу пойдет намного меньше газа. Потребности самой Турции в топливе быстро растут, топливо там очень дорогое, и пока Анкара не насытит свой внутренний рынок, ничего дальше она не выдаст. Так что через 10 лет в Европу может пойти лишь очень небольшая часть из этих в лучшем случае 16 миллиардов.
 
Кроме того, стремительно падает добыча газа из-за гражданской войны в Ливии, которая может продлиться еще десятилетия. Алжир быстро наращивает внутреннее потребление, а экспорт перевел на продажу газа в сжиженном виде в Юго-Восточную Азию.
 
Надежда у ЕС пока только на одно азербайджанское месторождение, которое еще только планируют запустить, но его возможности будут ограничены. О соглашении по строительству транскаспийского трубопровода из Туркмении в Азербайджан говорили много лет назад. Никакого прогресса там не достигнуто по политическим причинам. Ашхабат развернул потоки природного газа в Китай, кажется, окончательно. У них там берут все объемы по очень высоким ценам на долгие годы вперед, и что-либо менять смысла нет. Тем более, ради Европы, предлагающей более жесткие условия и гораздо меньшие цены. Вдобавок Туркмении надо взять на себя дополнительные расходы на строительство новой инфраструктуры.

Кроме того, существует соглашение по разделу Каспийского шельфа только в его северной части, где права имеют Россия и работающий с нами в Таможенном и Евразийском союзе Казахстан. Отсюда, кроме упомянутого единственного месторождения в Азербайджане, Европе ждать газ в обход России неоткуда. Южная часть Каспийского моря до сих пор не разделена между Ираном, Туркменией и Азербайджаном. Там есть очень серьезные споры, и они могут продлиться еще десятилетия. Естественно, что никто не будет вкладываться в разработку месторождений и прокладку трубопроводов на спорных территориях. svpressa.ru/economy/article/86771/
 


Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

Залогиниться

Зарегистрироваться
....все тэги
Регистрация
UP