Блог им. InvestHero
Недавно одна из крупнейших и известнейших компаний в мире — Facebook — переименовалась в Meta Platforms. Своим ходом Facebook обозначил стратегический переход к созданию метавселенных. После этого и Microsoft сообщил о вступлении в метаверс. Но что всё это значит и почему крупнейшие компании так стремятся позиционировать себя как мета?
В сегодняшнем посте мы расскажем, что:
— метавселенные — логичное продолжение сегодняшней онлайн-среды;
— ни одна компания не станет монополистом на этом рынке;
— первыми бенефициарами станут производители VR/AR архитектуры и игроделы.
В этом году тема метавселенных набрала небывалые обороты. Помимо крупных компаний, заявивших о приверженности метавселенным, многие иностранные СМИ написали огромные тексты о том, что всё это значит.
Стоит сказать, что текущее количество текстов о метавселенных — всего лишь ловля хайпа после заявлений Facebook и Microsoft. Людям стало интересно, что происходит, и многие СМИ и отраслевые агентства вызвались объяснить, обрисовав тренды.
Тема метавселенных не так далека от нашей текущей реальности. Сейчас трудно представить нашу жизнь без социальных сетей, игр, видеохостингов и других онлайн активностей. COVID-19 кризис и социальное дистанцирование только усилили присутствие человека в онлайне, чтобы сохранить социальное взаимодействие.
Большой переход людей в онлайн был отражен уже в 2020 году во время пандемии. Например, в 2020 году известный репер Travis Scott провел онлайн концерт в популярной игре — Fortnite. Репера единовременно смотрели 12,3 млн человек, а всего уникальных пользователей было более 27,7 млн человек. Онлайн-концерт принес реперу более 20 млн долларов, что в 10 раз больше, чем самое успешное выступление исполнителя.
Международная федерация футбола (FIFA) заработала с видеоигр более половины своих доходов в 2020 году. То есть из-за COVID-19 и ограничений на матчах онлайн принес футбольной федерации больше, чем оффлайн.
Метавселенные — это еще больший переход в онлайн, чем есть сейчас. Нет какого-либо точного определения метавселенных. Но общий смысл такой.
Метавселенная — 3D-среда в реальном времени, где люди могут создавать виртуальные мероприятия и участвовать в них как равноправные участники.
Как видно из прошлых примеров, мир всё больше переходит в «онлайн», а метавселенная — логичное продолжение этого тренда. Согласно Wunderman Thompson, более 70% каждого из поколений людей зависимы от активностей в интернете:
Facebook уже давно владеет компанией Oculus Rift — одним из лидеров в производстве VR шлемов. Facebook пытается сместить акцент со своих соцсетей, которые находятся под ударом критиков из-за Facebook Papers. В связи с популярностью метавселенных сейчас сложилась благоприятная конъюнктура, чтобы открыто заявить, что Facebook станет одним из главных бенефициаров мета.
Несмотря на то, что Microsoft — совсем другой бизнес, он также выступил с заявлениями о метавселенных. Главные сходства между Facebook и Microsoft — наличие в портфеле крупных VR-игроков и крупная база пользователей в их экосистемах.
Обе компании выступили с 3D-аватарами и анимациями, которые имитируют действия пользователей. Ориентация обеих компаний — создать метавселенную для «работы». В частности, были показаны виртуальные доски. При этом, метавселенная для «работы» — лишь один из возможных видов использования виртуальных миров.
Метавселенную условно можно разделить на несколько частей, которые охватывают круг деятельности людей в реальной жизни.
Первая — виртуальная, или мета-жизнь. Человек создаёт своего собственного аватара и взаимодействует с друзьями и родственниками в виртуальном мире. К этой части относится и концерт Travis Scott в Fortnite. В данном случае аватар нужно во что-то приодеть и что-то ему нужно купить, например, билет на концерт. Посещение концерта теперь не требует физического присутствия и долгого ожидания в очередях — всё может происходить онлайн. Посещение дальних родственников тоже не становится проблемой: в виртуальный мир перемещены аватары, и люди там также могут жестикулировать, обниматься, жать руки и так далее.
Источник: Wunderman Thompson
Вторая часть — это мета-реальность. Здесь все работает так же, как и в реальном мире. Существуют объекты, которые принадлежат конкретному человеку. Например, уже сейчас в Minecraft есть дома, в которые нельзя зайти сторонним пользователям, в Fortnite и Counter Strike есть уникальное или редкое оружие, которое можно продать на площадке, в Diablo II на старте существовал аукцион, который позволял игрокам торговать игровыми предметами. В GTA Online можно владеть машинами, домами.
Всё это перенесется в полноценную метавселенную, где можно будет взаимодействовать с объектами, как мы это привыкли делать в реальном мире. Например, обустраивать дом на свой манер, тюнинговать машину, создать свой спортзал и так далее. Каждым объектом будет кто-то владеть и его можно будет продать.
Третья часть — мета-игры и мета-работа. Про мета-работу мы уже немного поговорили. Сегодня много людей работает на удаленке, при этом личные взаимодействия не сокращаются, также необходимо участвовать в звонках и что-то согласовывать. Мета-работа помогает создать единое виртуальное пространство, где люди будут взаимодействовать между собой при помощи аватаров. При этом физически человек может находиться где угодно.
Мета-игры — целые вселенные, которые не отражают нашу реальную жизнь, а направлены на создание нового мира, как в фильме «Первому игроку приготовиться». Например, Ubisoft анонсировала Assassin’s Creed Infinity, которая будет не одной игрой с плоским сюжетом, а игрой, которая объединяет несколько исторических сеттингов. Такие игры называют игры-платформы. Скорее всего, в рамках Infinity игроку будет позволено играть сразу в нескольких исторических временах по своему желанию. Но об этом мы сможем узнать только в 2024 году.
К играм-платформам уже сейчас можно отнести и Minecraft, и Fortnite, и GTA Online, и Roblox, которые объединяют некоторые элементы метавселенной.
Как вы уже поняли, метавселенная — обширная сфера, где не может быть одного доминирующего игрока. Как и в реальной жизни.
Уже сейчас можно выделить разношёрстный список компаний, которые так или иначе участвуют в создании метавселенных:
Источник: NEWZOO
Прежде всего, чтобы создать метавселенную, необходимо подготовить инфраструктуру. Это и специальные технологии VR/AR, которые есть у Facebook и Microsoft, и мощные графические чипы, которые создают NVIDIA и AMD, и быстрый интернет на 5G, который предоставляют различные телекомы.
Помимо этого, мир метавселенной необходимо обслуживать. Здесь будут задействованы и облачные дата-центры, которые есть у Amazon, Alibaba, Microsoft, Google, и системы кибербезопасности, обслуживания транзакций и многое другое. В конце концов в этом мире должен быть реестр вещей, которые будут закреплены в системе децентрализованной инфраструктуры.
Также для метавселенной нужно создавать контент. Это и игры, и фильмы, и сами миры, между которыми люди будут переключаться.
Скорее всего, первые наиболее полноценные метавселенные создадутся в играх. Всё-таки игры уже имеют крупные и интересные миры со своей фанбазой. К тому же метавселенная с полноценной VR/AR архитектурой требует дорогого оборудования, то есть изначально мета будет не для всех, так как технологии не позволяют.
Поэтому среди первых бенефициаров мы выделяем Facebook за счет самой массовой VR-архитектуры — Oculus Rift. При этом в ближайшие годы компания будет только тратить деньги на разработку и дальше. Положительные финансовые результаты появятся через 5+ лет.
Также одними из первых могут стать Microsoft и Sony за счет Xbox и PlayStation. Обе платформы имеют большое количество лояльных пользователей и инфраструктуру для объединения игр.
Не стоит забывать и про игровые компании. По версии Readwrite, в топ-5 экспертов по метавселенным вошли два представителя игровой индустрии: Дэвид Базуцки, CEO Roblox, и Тим Суини, CEO Epic Games, создатель Fortnite. Roblox торгуется на бирже, а Epic Games — частная компания, 40% которой принадлежит Tencent. Полноценные метавселенные в играх могут сделать Take Two в GTA Online и Ubisoft в Assassin’s Creed Infinity.
Полноценные метавселенные еще далеки от реализации — сейчас нет ни инфраструктуры, ни технологий для этого. При этом разные компании пытаются реализовать разные части метавселенных. Facebook и Microsoft будут работать со своей базой клиентов, создавая вселенные для общения и работы. Крупные игроделы будут создавать новые вселенные на базе популярных игр, увеличивая социальное взаимодействие игроков и внутриигровые покупки.
Одними из первых бенефициаров тренда станут вышеупомянутые компании, но ни одна компания не сможет захватить какой-либо значимый кусок рынка, как и сейчас, в физическом мире.
Статья написана в соавторстве с аналитиком Дмитрием Новичковым
Кто будет первый?
Сергей, у нас вышла небольшая дискуссия на Дне инвестора Positive Technologies.
Ты утверждал, что у Сегежы всё хорошо, но менеджмент продолжает избавляться от акций компании:
Сделки инсайдеров «Сегежа Групп»:
12 ноября 2021 г — Член СД Шерлыгин Алексей Игоревич продал акции «Сегежа Групп»
Доля до сущ. факта: 0,0118 %; доля принадлежащих обыкновенных акций 0,0118 %
Доля после сущ. факта: 0,0087%; доля принадлежащих обыкновенных акций 0,0087%
👉 smartlab.news/i/11904
#SGZH
Сделки инсайдеров «Сегежа Групп»:
11 ноября 2021 г — Член СД Алиев Ровшан Бейлярович продал акции «Сегежа Групп»
Доля до сущ. факта: 0,1657 %; доля принадлежащих обыкновенных акций 0,1657 %
Доля после сущ. факта: 0,1593 %; доля принадлежащих обыкновенных акций 0,1593 %
👉 smartlab.news/i/11906
#SGZH
И это уже не первые продажи...
Уже многие компании регистрируют товары для виртуальной реальности… не помню точно но слышал кроссовки от спорт.компаний с оригинальным дизайном....
Для о же и крипта создана....
Так же программа Маска по интернету для всего мира, через множество спутников....
Даже вакцинацию приплетают к тому что она создана для лучшего коннекта с виртуальной реальностью.поэтому то и вакцины не похожи на вакцины… хотя тут х.з как… но приучают быть дома и не ходить по всяким заведениям....
А исследования про то что внушение вкуса пищи? зачем это им? Т.е можно будет виртуально там нажраться вкусняшок и не толстеть в реале....
Мир вещей уйдёт...
Нахрен столько машин(в основном будет достаточно автопилотируемых такси.да даже таксист может управлять автотакси из дома), все эти кинотеатры, рестораны, концерты.реальные школы, институты
"… удалённо на строй технике..."
Вы путаете метавселенную, как утопию новой формы существования сознания и автоматизацию. Когда вы в печке кочергой ворочаете, то это тоже удалённая работа.
Драйвер процесса — эволюционное требование на снижение энергетических расходов человеком. Причем, не только телом, но и мозгом (он жрет до 1/4 бутеров) Это решается созданием «костылей» в рамках того же правила. Ручки были коротки и стали применять копьё. Глазки слабенькие и сделали подзорную трубу. Глухие и сделали наушники. Рычание тихое — микрофон. Медленные — колесо. И вот теперь вирт… Т.е., бренное тело оторвали от сущего.
Метавселенная — это та же мастурбация. В ней фантазии мозга, через вирт сопричастность, активно способствуют выбросам гормонов, которые стимулируют иллюзию, что всё это всамделишное. В метавселенной работает тот же эксгибиоционизм, вуайеризм, а стрельба геномом в тряпочку делает этот процесс внегеномным.
На чем метавселенцы экономят энергию?! Они убирают затраты на контакт и управление предметной областью. Какой раздел мозга является драйвером процесса в виртсреде?! Раздел полового поведения. Только на YouPorn ежедневно заходят более 100 млн. человек, а в чебурнете треть трафика — голимое порно. Все остальные примеры из поста (футбол, концерты и пр.) — это побочка, что бы догнать.
Перспектива?! Если мышцы не тренировать, т.е. не расходовать энергии больше, чем повседневно нужно, то эволюционные механизмы зашитые в рефлекторные разделы мозга сокращают питание в этих тканях. И наступает деградация, сначала биомеханики, затем скелета и организма в целом.
С мозгом то же самое, те же интеллектуальные пролежни. Меньше расход энергии, меньше мозга. Однако, есть хорошая новость. Мы возвращаемся домой. Это будет точка старта нового витка эволюции. Жрать захочется вылезут из вирта.
Насколько много она вовлекла людей — не знаю, но инициатива точно не нова.
Обалдеть, у вас интересы!
Для колонизации метавселенной необходима технология подвеса тела человека-оператора — смотрите по этому вопросу Web сайт: „Подводный антропоморфный робот-аватар, или зачем подводному роботу ноги“: streltsovaleks.narod.ru