Баллотирующийся на пост президента Владимир Путин в своей очередной предвыборной
http://www.vedomosti.ru/politics/news/1488145/o_nashih_ekonomicheskih_zadachah, опубликованной в «Ведомостях», выразил намерение реорганизовать госкорпорации и естественные монополии, в частности исключив из них медийный бизнес. Однако фактически российские монополии уже не присутствуют в данном сегменте: более 95% акций холдинга Газпром-медиа принадлежит Газпромбанку, лишь 41,725198% которого напрямую владеет Газпром.
Напомню, что Газпром-медиа является одним из крупнейших собственников в российском медиабизнесе: холдинг владеет телеканалами НТВ и ТНТ, радиостанциями Эхо Москвы и Сити-FM, видеосервисом RuTube и многими другими активами.
Таким образом, формально намерение премьера даже нет необходимости осуществлять. Однако можно предположить, что Владимир Путин считает необходимым дальнейшее снижение влияния организаций с государственным участием в капитале медиакомпаний. А это должно оживить обсуждения относительно IPO Газпром-медиа, начавшиеся еще в 2006 году. Кстати, на том, что госкомпаниям необходимо избавляться от непрофильных активов Владимир Путин настаивал и ранее.
Согласно отчетности Газпромбанка за 1-е полугодие 2011-го по МСФО, выручка от медийного бизнеса составила 22,387 млрд рублей против 18,215 млрд за аналогичный период прошлого года. Если прикинуть, сколько может стоить эта компания, можно учесть, что, к примеру, СТС Медиа оценена по EV/sales в 1,93х, а это позволяет примерно оценить Газпром-медиа в 90-100 млрд рублей.
Альтернативой IPO могла бы стать продажа части пакета Газпромбанка крупному стратегическому инвестору, в котором многие аналитики видят банк «Россия». Связанная с ним компания «Лидер» является крупным акционером Газпромбанка, одним из крупнейших владельцев которого является известный бизнесмен Юрий Ковальчук. С другой стороны, банку «Россия» уже подконтролен крупнейший в России продавец рекламы (т.н. сейлз-хаус) Видео Интернешнл. А в Газпром-медиа входит второй крупнейший одноименный сейлз-хаус. Таким образом, покупка структурами банка «Россия» Газпром-медиа может быть не одобрена ФАС, ведь в этом случае под его контролем окажется более 60% продаж ТВ-рекламы в России. При этом по закону «О рекламе» с 2011 года федеральные телеканалы не могут работать с контрагентом, чья доля в сфере продаж телерекламы превышает 35%.
Другим вариантом ликвидации госучастия в электронных СМИ является продажа Газпромом доли в Газпромбанке. Последней сделкой с акциями Газпромбанка была передача 10,2% ВЭБу, при этом вся компания была оценена в $15,4 млрд. Но едва ли на российском рынке найдется покупатель, который мог бы приобрести столь крупный актив.
Впрочем, при любом исходе вряд ли новые собственники будут проводить реструктуризацию бизнеса, который довольно успешно функционирует. К примеру, за первые шесть месяцев прошлого года чистая прибыль, полученная Газпромбанком от медиабизнеса, составила 3,8 млрд рублей, что почти вдвое больше результата аналогичного периода прошлого года. В 2012 году сейлз-хаус Газпром-медиа должен показать существенный рост финансовых показателей за счет двух факторов. Первым из них является продолжающийся рост российского рынка телевизионной рекламы.
За 9 месяцев 2011 года по сравнению с тем же периодом 2010-го объем рынка телерекламы вырос на 25%. Летом 2012 года будут транслироваться два спортивных события мирового масштаба — чемпионат Европы по футболу и летние Олимпийские игры, которые должны привлечь большую аудиторию к телеэкранам и, соответственно, повысить рекламную выручку телеканалов и сейлз-хаусов.
Вторым фактором является близость занимаемой главным конкурентом сейлз-хауса Видеоинтернешнл доли рынка к критической отметке 35%. При этом альянс сейлз-хаусов Газпром-медиа и Алькасар контролировал, по подсчетам ФАС, лишь 26,39% рынка телерекламы. Это означает, что новые клиенты, скорее всего, будут вынуждены сотрудничать с Газпром-медиа. О планах начать сотрудничество с ведущими сейлз-хаусами объявлял неэфирный телеканал О2ТВ, для которого данный фактор должен стать серьезный драйвером роста выручки.
В целом у меня позитивные ожидания относительно российского рекламного рынка в 2012 году. Целевые цены по торгующимся эмитентам из России следующие: по акциям СТС Медиа, торгующимся на NASDAQ, — $11,68, потенциал роста — 16%; по акциям О2ТВ — 2,96 рубля, потенциал роста — 45,5%.