📋В ролике список компаний, которые я бы не держал в своём портфеле. Я никакого смысла от них не вижу: для добавления в портфель они слишком рискованные.
🤦♂️Акция может выглядеть дешёвой, и рука сама тянется «докупить». Но есть бумаги, которые не подойдут инвестору ни на 10 лет, ни на 5 лет и даже для спекуляции. Это опасные компании в портфеле: они системно уничтожают собственный капитал и легко уничтожат ваш капитал вместе с ним. Если вы видите показатель потенциального дефолта компании, продайте её и забудьте. Жадность — это просто жадность.
#ИнвестАнализ
🤯Чаще всего проблемные компании рождаются там, где бизнес-модель обречена. Происходит существенное изменение в экономике или технологическое замещение, и какой-то вид товара или сырья перестаёт быть актуальным и нужным.
🌍Бывает и так, что маржу уничтожает госрегулирование: маркетплейсы и банки при маркетплейсах эффективнее классических игроков, а вместо честной конкуренции начинают жаловаться в правительство. Если все-таки будет включено госрегулирование, то могут уничтожить целое бизнес-направление.
💀Есть и «медленная смерть», когда у компании нет капзатрат и нет развития бизнеса. Она живёт на доле в секторе, который пока существует, но со временем её заместят, и она исчезнет. Такие компании часто даже не могут индексировать свои собственные цены и перекладывать их, поэтому со временем просто умирают.
💲Отдельный маркер плохих акций — зависимость от мировых цен и ограничений. Пример — Газпром: ввели серьёзные санкции, компания потеряла главный рынок сбыта, европейский рынок, и оценка компании существенно упала.
😎Конкуренция быстро снимает «розовые очки». Вспомните IPO Евротранса: рядом стояли ещё три заправки — Лукойл, Роснефть и Газпро, на всех трёх бензин и дизель были на пару рублей дешевле. Ответ был простой: «они просто не умеют корректировать цены».
🤨При такой конкуренции очень сомнительно, что компания сможет выжить. Узкая ниша, низкая ликвидность, нестабильные финансовы показатели и очень большой долг — и я бы к ней просто не прикасался. Для IPO очень важен сектор, помните об этом!
💸Высокая долговая нагрузка и низкая прозрачность — отдельная красная зона. АФК Система описывается как холдинг с высокой долговой нагрузкой, большим количеством проблемных активов, низкой прозрачностью и отсутствием дивидендной стабильности; самое главное — очень большой долг.
🛞В транспорте похожая логика у ГТЛК: высокая долговая нагрузка, зависимость от госфинансирования и отсутствие рыночных драйверов. В девелоперах — группа ЛСР с сильной зависимостью от льготной ипотеки и цикличностью спроса.
📌В этом же списке индустриалы и компании с «устаревшей базой»:
❌Красный котельщик — устаревшая продукция, низкие темпы развития, высокая зависимость от госзаказов и низкая прибыльность.
❌Камаз — высокая конкуренция с китайскими брендами, давление себестоимости, низкая маржа и высокая цикличность; на этой истории попало очень много людей, потому что задача таких компаний часто не зарабатывать, а обслуживать госзаказ и делать товар по себестоимости.
❌Мостотрест — монозависимость от госзаказа, низкая маржинальность, крупные структурные риски и маленькая ликвидность.
🚨И важная деталь напоследок: не любой «негатив» одинаков. Например — $X5: компания с российским бизнесом, но зарегистрирована была за рубежом и из-за Евроклира не могла сделать проводки денег и оплатить дивиденды. После редомициляции компания заплатила дивиденды обратно, в том числе те, которые не платила раньше, и сделала большую диввыплату.
Пишите свои варианты антитопа рынка в комментариях⤵️
#ИнвестАнализ — собственная аналитика экономики и компаний