Блог им. bondsreview
Транспортное машиностроение редко оказывается в центре внимания инвесторов, но, как показывает 2025 год, в этом секторе формируется одна из наиболее структурных историй роста.
Во время вебинара Московской Биржи и Группы Синара [презентация — по ссылке] особый акцент был сделан на работе ведущего машиностроительного российского холдинга “Синара-Транспортные Машины”, который в том числе производит и обслуживает всем нам известные “Ласточки” (которые в импортозамещенном варианте называются “Финист”.
Предварительные финансовые результаты холдинга “Синара-Транспортные Машины” по итогам 2025 года
Выручка СТМ в 2025 году ожидается на уровне 114 млрд рублей, фактически сохраняя планку прошлого года – несмотря на то, что инвестиционная программа РЖД откатилась к уровням 2022 года.

Удержать показатели по выручке холдингу помогла, кроме прочего, широкая диверсификация бизнес-направлений:
• сервис и ремонт ж/д техники сделал 35% выручки — сегмент со стабильным органическим ростом
• продажи электровозов и электропоездов составили +- такое же значение год к году
• просадка в путевой технике и тепловозах малозаметна из-за небольшой доли сегментов (компания отмечает, что в этих сегментах формируется отложенный спрос, который может реализоваться по мере восстановления экономики).
Прибыль и рентабельность также находятся на хороших значениях: EBITDA – 12,6 млрд рублей, маржа – 11,1%. Этому во многом способствуют нормативный механизм ценообразования (обеспечивает целевой уровень рентабельности 15% для поставок в РЖД) и масштабная внутренняя оптимизация холдинга. Совокупный эффект от оптимизационных мероприятий, на чем компания в этом году особенно сфокусировалась, может составить порядка 12,7 млрд рублей, или 11% выручки — очень сильный результат для капиталоемкой отрасли.

Ключевой драйвер роста СТМ – высокоскоростные поезда для новой магистрали и диверсификация
Фундамент будущего роста холдинга — проект производства и дальнейшего сервиса высокоскоростных поездов для ВСМ Москва–Санкт-Петербург. Контракты на 43 поезда уже подписаны, новые корпуса завода для выпуска высокоскоростных поездов готовы на 47%, а первые поставки намечены на 2028 год.
Что важно – только этот проект способен добавить около 121 млрд рублей выручки. При дальнейшем развитии ВСМ в направлениях Минска, Екатеринбурга, Адлера и Рязани предварительная потребность проекта оценивается в 300 поездов.
Параллельно СТМ создает и развивает новую технику – электровоз «Орлец», тепловоз 2ТЭ35А, двигатели ДМ-185. Эти продукты планируется вывести на серийное производство уже в 2027 году, что, как ожидается, добавляет холдингу СТМ дополнительный поток будущей выручки. Также в фокусе холдинга находится производство общественного транспорта: электробусы, трамваи и троллейбусы.
Согласно прогнозу топ-менеджмента Группы Синара, ж/д направление, которое представляет СТМ, может вырасти до 400 млрд рублей выручки к 2030 году – почти х4 увеличение относительно 2025-го

Что у СТМ по долгу?
Менеджмент отмечает, что долг по итогам 2025 года действительно подрастет (до 4,9х NetDebt/EBITDA): компания даже в условиях сложной конъюнктуры продолжает реализовывать ключевые инвестиционные проекты, которые смогут дать положительную отдачу для бизнеса в будущем.
При этом условия обслуживания долга комфортные: весь портфель рублевый, 67% привязано к ключевой ставке, что создает прямую выгоду от будущего снижения ставки ЦБ, еще 5% портфеля — льготные кредиты.
Отдельно стоит отметить, что СТМ выходит к инвесторам с обновленными параметрами облигаций: 17 декабря 2025 года назначена оферта, новая ставка купона после оферты – 18,5% годовых, эффективная доходность около 19,8% годовых при погашении в 2027 году.
Фиксированная ставка до погашения добавляет привлекательности инструменту на фоне реализации цикла снижения КС ЦБ.
Подводим итоги
Холдинг СТМ формирует редкий для отечественного рынка кейс – сочетание устойчивой защитной модели и мощного долгосрочного драйвера роста – ВСМ и новой линейки локомотивов и двигателей.На горизонте 2026–2030 годов холдинг выглядит как одна из наиболее недооцененных историй в реальном секторе.
Так-то оно так, но. А, что там с рисками: Во-первых, есть конкурент - ТМХ (Трансмашхолдинг), пока «Ласточкам» и «Иволгам» удаётся ужиться на одной поляне, а как будет дальше по электровозам/тепловозам, да и по МВПС будем посмотреть; во-вторых, ставка делается на подвижной состав для ВСМ, но, надо хотя бы иметь тестовый участок до Твери и поезд в металле, ну а говорить про 300 поездов, это в далекой перспективе, поэтому, скорее менеджмент СТМ изобразил позитивный сценарий, посмотрим что у них получится