Блог им. Monty
В 2025 году исполнилось 5 лет с момента открытия мной ИИС (индивидуального инвестиционного счета). К этому времени объем средств, размытой между двумя счетами — ИИС в ВТБ и брокерским счетом в Альфе, — составил полмиллиона рублей. Размытие произошло вследствие блокировки акций и их переноса от одного брокера к другому. Смешно сказать, но как инвестор я уже поучаствовал в кризисе COVID-19 (он стал удачной точкой входа) и кризисе начала СВО. Но мое знакомство с финансовым рынком началось еще раньше — буквально в год моего рождения.

Глава первая — советский вклад
В 1990 году моя бабушка открыла детский накопительный счет на мое имя, куда положила солидные по тем временам 100 рублей. Напомню: буханка хлеба тогда стоила примерно 20 копеек, а автомобиль «Жигули» — около 8–9 тысяч рублей. Пересказывать судьбу вкладов времен СССР подробно, думаю, не стоит. Свой вклад я получил, когда мне было то ли 14, то ли 16, то ли 18 лет — в нулевых годах, когда бабушки уже не было в живых. И получил я пару сотен рублей. Как сейчас помню ту поездку в соседнее село, где тогда еще работало отделение Сбербанка: погожий летний день, полевая грунтовка и счастливый я, которому дедушка доверил порулить своими «Жигулями».
К слову, из рассказов мамы, бабушка и дедушка (работавшие в совхозе) понесли финансовые потери куда больше моих. По ее словам, на их счете сгорела сумма, достаточная для покупки автомобиля, а у дедушки были даже государственные облигации, которыми мама, в детстве, по незнанию их ценности, оклеила шкаф, как обоями. Этот урок не принес мне большого разочарования — в отличие от следующего.
Глава вторая – деноминация
1998 год стал неприятным для многих граждан нашей страны — и даже для меня, восьмилетнего пацаненка. Уже в те годы я отличался бережливостью и здравым подходом к финансам. У меня был свой кошелек, который я хранил в укромном месте — на полке, в шкафу, среди одежды. Когда по какому-нибудь большому празднику мне дарили денежку, я бережно складывал ее к другим — монетам и бумажным банкнотам. Со временем кошелек приятно наливался тяжестью.
Так было, пока не случилась она — деноминация. Я не особо разбирался в экономике тогда, да и сейчас, несмотря на экономическое образование, понимаю не все. Помню лишь, как, ведомый отцом за руку, пришел в наше сельпо, сдал, как мне тогда казалось, целую кучу денег — а получил взамен горстку монет, умещающихся в моем детском кулачке, и пару бумажек. Хлюпая сапогами по раскисшим осенним дорогам, я переживал обиду на весь мир за свой изрядно похудевший кошелек.
Глава третья – биткойн
В начале 2012 года я заканчивал университет, воспринимал интернет как должное и считал, что фриланс — это круто, особенно если тебе платят в долларах. Согласитесь, это интереснее, чем ходить в офис дочерней компании ТНК-BP. Именно тогда в моей жизни впервые всплыло слово «биткойн». Один знакомый предложил поучаствовать в новом движении и купить пару монет за пару тысяч рублей. Стараясь сначала изучить информацию, а потом уже принимать решения, я погрузился в чтение — и решил, что эта тема не слишком серьезна и не заслуживает внимания. Мой внутренний риск-менеджер уже тогда был довольно строг.
Глава четвертая – доллар
В 2012–2013 годах я немного подрабатывал фрилансом, и платили мне в долларах на кошелек WebMoney. Снимать их не было нужды — они лежали без движения. Начало 2014 года застало меня в Сочи, где я трудился по контракту на организации и проведении Олимпийских игр. Помню утренний мартовский репортаж во время завтрака в столовой пансионата. Сидевшие за соседним столиком украинцы, которых тогда было там много, спросили меня в шутку: пойду ли я воевать, если случится конфликт. Я чем-то отшутился в ответ. Тогда, на этом празднике спорта и мира, нам казалось, что это новости из параллельной реальности. Вернувшись летом 2014 года домой, я вывел свои доллары и обменял их на рубли. До мема про Варламова и доллары было еще несколько месяцев.
Глава пятая – ИИС, COVID, бетон
К началу 2020 года все шло довольно хорошо, и я, благодаря чтению «Фининди», погрузился в тему финансов и инвестиций.
20 марта 2020 года я открыл брокерский и индивидуальный инвестиционный счета в банке ВТБ — с этого момента начался мой осознанный путь инвестора.
Надо признать, время входа было удачным: индекс находился на дне, и дальнейший рост вызывал только положительные эмоции.
Несмотря на это, к инвестициям я относился с недоверием, и отметку в 100 000 рублей мой счет преодолел лишь осенью 2021 года. Как и большинство россиян, я тогда сделал ставку на бетон.
Глава шестая – СВО
24 февраля 2022 года. Первый рабочий день после праздника, день, когда всем было не до работы. День, когда я понял, что значит информационная зависимость. К чести моей интуиции (к которой я, к сожалению, редко прислушиваюсь), часть иностранных акций я успел продать. Однако часть осталась и была заблокирована. Спустя время они начали свой путь по различным брокерам, и я периодами терял их из виду, пока они не осели на брокерском счете Альфа-Банка. События 2022 года изрядно охладили мой интерес к рынку инвестиций — не столько из-за финансовых потерь, сколько из-за переезда и смены работы.
Глава седьмая – вы здесь
В 2025 году интерес к рынку вернулся. Столкнувшись с дилеммой — гасить досрочно ипотеку под 6% или инвестировать с доходностью 10–15% — я выбрал второе. К концу 2025 года общая сумма в ценных бумагах на обоих счетах достигла полумиллиона рублей при долге по ипотеке около 280 000. Почти такая же сумма лежит на накопительном счете, так что резерв есть. Портфель, который до 2022 года состоял почти полностью из акций, теперь примерно поровну делится между акциями и облигациями. Отдельно отмечу Альфа-Банк, который своей геймификацией в приложении «Инвестиций» заставляет меня с азартом выполнять еженедельные задания.
Что будет дальше?
Четкого ответа нет. Мои инвестиции — это риски незначительными суммами, которые я, в принципе, готов потерять. Но готовность к потерям не толкает меня в биржевое казино и игру на фьючерсах. Я остаюсь консервативным инвестором, который следует тактике «купил и держи». Мой внутренний риск-менеджер достаточно строг и суров — и это, пожалуй, характеризует меня даже больше с негативной стороны. Ближайшие цели — конвертировать ИИС в новый тип и «сидеть на берегу», наблюдая, к какому берегу прибьет наш рынок. Делать крупные пополнения счета я вряд ли буду, ведь сейчас более перспективным считаю вложения в коммерческую недвижимость.
Но, время покажет!
Если ты готов к убыткам, то что ты скажешь про прибыль ?