Менеджер международной логистической компании Uni International (США) Михаил Бобрышев утверждает: грузоперевозки в Россию и из России посыпались на глазах. Перевозчики на ходу меняют направление транспорта, переориентируют на другие страны грузы, шедшие в Россию.
В Россию перестало идти буровое, нефтегазовое оборудование, химия, необходимая для того, чтобы закачивать в скважины определенные растворы. То есть все, что нужно России для добычи нефти и газа.
Или, например, в США застряли комбайны, которые должны были прийти в порт Санкт-Петербурга. Это узкоспециализированная техника, предназначенная для уборки конкретного вида зерна. В России такие не производятся, их выпускает только Америка. Японский перевозчик K-Line просто отказался идти в Россию и предложил выгрузить комбайны в бельгийском Зибрюгге, а дальше, мол, вы как-нибудь сами. Те, кто работает с перевозками, лучше многих, наверное, видят, как сильно Россия зависит от импорта буквально всего.
Останавливается, по наблюдениям Михаила, доставка в Россию любой электроники и бытовой техники. В тех случаях, когда речь идет о российской сборке импортной техники, все равно требуются поставки запчастей и комплектующих, а они тоже закрываются. Это значит, что под угрозой остановки оказались, например, российские заводы по производству холодильников Bosch, водонагревателей Ariston и массы другой российско-импортной техники.
Возможно, кто-то рассчитывал на китайских товарищей, которые с удовольствием займут места отвернувшихся от России экспортеров. Эту надежду тоже разбивают данные о контейнерных перевозках последних дней: по наблюдениям Михаила, поставки прекращаются и на этом направлении. Опасаясь американских санкций, перевозчики отказываются брать грузы и из Китая.
— Доля России в китайском экспорте — примерно 10% от того, что они поставляют в Америку, — говорит Михаил. — Конечно, американский рынок для китайцев гораздо важнее. Если США объявляют о санкциях, Китай обычно их не нарушает. Американский рынок для китайских поставщиков — это все, а Россия — маленькая часть. Может, симпатии у китайцев к России и будут, но грузов не будет. Кроме того, китайский юань — неконвертируемая валюта, расчеты с Китаем в долларах шли через гонконгские банки, сингапурские банки. В режиме санкций Китай не захочет пойти на расчеты с Россией.
Посыпался, добавляет Михаил, не только импорт в Россию, но и экспорт из России.
— Представительства компаний, работающих на экспорт, тоже перестают выделять контейнеры для перевозок, — говорит он. — Поэтому в России будут проблемы и у тех отраслей, которые жили благодаря экспорту.
Помимо того что Россию лишат импорта, считает Мовчан, велика вероятность того, что введено будет эмбарго на поставку углеводородов из России.
— Вчера я заходил в магазин электроники DNS, и мы шутили с продавцом, что скоро у них на полках будет стоять один телевизор «Горизонт», — говорит он. — Что касается рубля, то пока у Центробанка есть ресурс, чтобы его курс поддерживать, но продолжаться это будет недолго. В 2014 году ЦБ пытался удерживать рубль месяца два, потом прекратил.
В целом, если хотите видеть наше возможное близкое будущее, то посмотрите на Венесуэлу, где, между прочим, крупнейшие запасы нефти на душу населения. Это была одна из наиболее процветающих латиноамериканских стран, но политика уничтожает экономику довольно быстро.
novayagazeta.ru/articles/2022/02/27/eto-budet-venesuela-s-iadernymi-raketami