комментарии Владимир Ман на форуме

  1. Логотип АЛРОСА

    Ур Урычь.
    1. Про поверхностный комплекс. хорошо что он целый, сейчас это музейный экспонат. Про восстановительный портфель в виде 22 ярдов речи не было. Тут ведь и такой нюанс зарыт. Допустим предприниматель взял кредит в БМВ-24 на новый таксопарк. Купил 10 ласточек Рено, по пути на Севера на зимнике ласточки его под лед ушли с головой и ниже, его предупреждали про слабый лед, а он не послушался, торопился к Мамоне. Слабый лед быстро запечатал прорубь, потому как это север и "-30 жары" подкрались незаметно. Ладно, справимся, не смертельно. Поедем тогда чуток подальше, есть там одна перспективка, пригоним б/у ВАЗ-2106 на кредит от Голдман Грефкс. «Шестерки» тоже авто, кто скажет нет, киньте в меня камень. Те же колеса и руль присутствуют.
    2. Про минусовую температуру я упомянул в статье, но где тут плюс, а где минус мне до сих пор непонятно. Что там замерзнет и какой плюс от этого трудно сказать. Зимой-то конечно водоприток упадет. А сейчас, в эти напряженные дни, он еще и не начинался по настоящему.  Но допустим, что подмерзнет «вода», так и порода-руда подмерзнет, и в какой момент она обрушится, эта «смерзшая масса», даже думать не хочется. А выпадет снег в сентябре или не выпадет, то что с этого. Осадки в виде снега, к сожалению, не тянут за собой на повозке температуру -30-50С. Все будет таять и уходить в шахту.
    3. Ход мысли с вагонетками немного не понял, если можно уточните, пожалуйста. Если я все-таки понял, то как конвейеры смогут пульпу (мачмалу, сель, грязь с глиной) выдать на горА. Ведро, лопату и шахтера, да ту же «лягушку» (насос) еще могу представить, дальше нет. 
    4. «Своего цемента нет», это значит, что цемент привозной, в Мирном и в его окрестностях в радиусе 1000км, гипса-известняка нет. Правда недалеко добывают цеолит, который используется в изготовлении закладочной смеси. Он замешивается с привозным цементом. Содержание, если не изменяет память, цеолита в смеси 40%. И как она теперь отреагирует в этой агрессивной среде, т.е. сама застывшая «закладка» в подземных выработках, на той же кровле, сказать трудно. Она и так подводила в «мирное время», частые обрушения со смертельными исходами имели место быть. В общем, я б близко не подходил к этой кровле из этой закладки. Погуглил, доставка грузов в транспортных компаниях «Новосибирск(Москва) -Мирный» рублей по 40-80 за кг, на авиа считай от 140 руб за кг и до «бесконечности». Цена цемента (1 тонна) 12-14 тысяч руб.
    5. Ну что значит «просто присыпало» трансформаторные подстанции, которые называют Сухими. Это же не пепел-снег в шахте выпал. Конечно, если до ниши с оборудованием рассол не дошел, то все относительно цело будет, но сырость там запредельная. Если же вода дошла, то зальет-утопит все, а то и помнет немного, «немного» потому что участковые пункты в нишах обычно устанавливают. Хотя сомневаюсь в этом, слишком там много дури, селевой поток, скорее всего, по пути все ниши поддавил.  
     И чисто тех.нюанс, та же Сухая (ТСП) например, по высокой линии (6кВ), как правило, запитана через скважину, это считай водосток в нишу или прямо на ТСП. Про РПП (распред. подземная подстанция) и ЦПП (центр.подземная подстанция) не пишу, что-то утонуло, что-то работает, вентиляция и откачка воды в рабочем режиме, но уже в данный момент под угрозой затопления. Энергетики тут не подвели, аварийное питание и прочие запасные варианты видимо в норме.
     Повторюсь, это не просто какое-то банальное обрушение, здесь и Обрушения горных выработок, и Прорывы в горные выработки заиловки и глин, и Затопление выработок водой, боюсь и Загазирование на местах имеет место быть. 
    6. Да, можно и на самолете, на вертолете, на оленях, собачьих упряжках, ems… дирижабле.
     Про парк самолетов, кстати. Конечно он есть в Алросе, но он же изначально заточен на свою штатную работу по своему ранее утвержденному графику перевозок, это же не МЧС, который в засаде и с неограниченными запасами керосина и зеленым светом. Это очередные расходы. Поэтому подсчитать сейчас убытки, а точнее расходы, не представляется возможным, во всяком случае точной цифры не скажут. До 1 сентября обещали что-то озвучить, но там эти осадки и до сих пор проблема со скоплением воды не решена.
      Что там перекинут с другой шахты, да и когда это будет. Теперь бы на этих других шахтах поднажать и процентные показатели для голдман сакса подогнать.
    7. Автопоезда, да читал. Если газ, то он дешевле, особенно если он рядом. А как он в реальности покажет себя зимой в этих автопоездах, да кто ж знает. Считаю, что этих автопоездов надо держать в зипе + процентов 50. Повози-ка эту руду 180 км по зимнику. Это автобаза, как и автодорожное предприятие, должна быть с серьезной мат.поддержкой, это пахнет целым поселком городского типа. Там и вопрос с запчастями, которые будут доставляться или зимой или только летом, или даже на самолете, «если прям к спеху». И какое состояние дороги по весне, надо посмотреть.
    Про свою добычу газа. Тот же Иреляхнефть с прошлого века так и не запустили нормально, хотя Алроса в гсм-е нуждалась, нуждается и будет нуждаться. Не корректное конечно сравнение с Иреляхом, но своя разработка талаканского газового месторождения это какой-то Нью-Васюки, особенно сейчас. Это же совсем другой профиль. Если б Мир функционировал нормально, то можно б было озадачиться газом. Не исключаю, что «экономисты» высчитают и придут к какой-то цифре: профит и сроки окупаемости. Но проще будет покупать газ, наверняка сейчас прорабатывается план по льготным тарифам на этот газ, или просто поддержка со стороны государства, она б сейчас не помешала. Чего уж тут теперь гадать. Ведь проблема не в цене газа, Белаз или автопоезд, а в низкорентабельности этого самого месторождения. Хорошо б конечно было, если это не так. В тонне руде 20 карат и все без трещин и прозрачные с голубизной, как слеза арийского младенца.
    8. Дай бог, чтоб были живы. Для этого нужна еда, вода, относительно чистый воздух и подходящая температура окружающей среды. У горняков может быть только вода, это остатки пресной воды в водяном ставе (противопожарный став). Еды нет, температура около нулевая. Когда в отчетах бодро рапортуют про работающую вентиляцию, хотелось конечно уточнить, а для кого она работающая. Т.е. там рассол сероводородный, а выработки, как вы знаете, запечатаны.  
    9. Погуглил. Насосы шламовые высокопроизводительные? Хорошо конечно. Но там уже взрывать собираются, ничего другого не остается. Нижние горизонты уходят(-шли) под воду.  В районе этих отметок у нас 4 человека.

    10. Как же не сомневаться в них. Специалисты же не только в институтах, пусть даже в зарубежных. Они вон и в ГОКах и в прочих конторах головных сидят. Вы ссылки изучили? Вы видео посмотрели? Вы б, как специалист, отправили своих коллег в шахту, которую, условно, вчера топило? А там «спецы» отправили. Если бы не пересменка, то было бы… очень очень плохо. В десятки раз.
     Здесь можно более подробно узнать про аварию, с хронологией событий (https://t.me/mirnysakha). Там же есть аудио и текстовый вариант встречи родственников с представителями компании и ВГСЧ:
    1. telegra.ph/Rodstvenniki-shahterov-propavshih-bez-vesti-na-rudnike-Mir-v-YAkutii-vstretilis-s-predstavitelyami-Alrosy-Rasshifrovka-razgovora-08-10
    2. http://telegra.ph/Rodstvenniki-shahterov-propavshih-bez-vesti-na-rudnike-Mir-v-YAkutii-vstretilis-s-predstavitelyami-Alrosy-Rasshifrovka-razgovora-08-10-2

  2. Логотип АЛРОСА
    Рудник Мир (АЛРОСА).

    Слухи. Заявляют о нескольких годах на восстановление рудника. В первые дни после аварии кто-то из «начальства» сразу выдал срок в 2-3 года. Видимо работники рудника и вышестоящие персоналии относительно ясно осознавали последствия этих экстренных сценариев, вплоть до конкретных сроков по восстановлению, т.е. прикидочные цифры уже были в голове. Сейчас речь уже идет о 4 годах восстановительных работ. Боюсь пройдет еще несколько дней и там год-два, а то и все три-четыре накрутят к четырем предыдущим. Считай 6-8 лет. 
    Не спец я, но «картина мира» моя такова. Имеем «актив» в виде глубоко(-го) заброшенного карьера с осыпающимися бортами, т.е. спуститься на самосвалах туда никак, а значит и засыпать-заделать этот проран сверху никак не получится. Разве что борта обрушить карьера, но тут чувствую подвох с самим карьером, опасно это.  Ладно. Тогда давайте заделаем со стороны шахты. Но как? Сейчас до людей добраться-то не могут, чтоб поднять тела и отдать родственникам. Работы идут крайне тяжело, пространство узкое не развернуться, выработки в завалах, это глина, сель застывшая, трубы, техника и прочие куски породы в виде глыб, считай баррикады подземные запрессованные глиной. При этом водоприток со стороны прорана (место обрушения в карьере, прорыв) не прекращается и это не родниковая вода, а та же сель, грязь, глина, мачмала одним словом. Она скапливается на этих пробках. Что просачивается уходит ниже и откачать эту консинстенцию видимо не чем. Глубина шахты не малая, какой трубопровод выдержит этот столб грязи, как ее выдавить на поверхность, и как сделать, чтобы трубы не заилились. Вопросов много, ответов мало. Эту грязь только вагонетками выдавать, но это сизиф труд, «урановые рудники» курортом покажутся. Повторюсь, водоприток постоянный, таковы уж гидрогеологические особенности этой пары: карьера и шахты. И это осадков еще не было. 

    Рудник Мир (АЛРОСА).


    Немного про перспективы. В шахте имеются соляные выработки, не помню точно какая отметка, от воды могут придти в непотребное состояние, что, в свою очередь, может привести к обрушению.
     Немного тавтологии, но душа требует. Я думаю, основная проблема в водопритоке. Приток идет со стороны карьера с осыпающимся дном и бортами. Сероводородный рассол превращается в сель. Сейчас надо добраться как можно выше, найти тела и установить перемычки. Про перемычки это мое ИМХО. Напомню, до низ лежащих отметок добраться уже нельзя, т.к. шахту топит, а там 4 человека остались. Допустим перемычки установят, а вот как дальше планировать отвод вод, если даже при «нормально работающем» руднике не могли справиться с этой проблемой. Перемычки, перемычки и еще раз перемычки, а без подъедания подземного пространства это никак не сделать, значит это минус метры и прочие кубометры от дОбычи, т.е. от рудного тела (кимберлит где алмазы). Посчитают-прослезятся. Ведь они, эти «экономисты-рационализаторы», годами ранее уже подрихтовали этот рудный целик (рудная подушка м/у карьером и шахтой), да так что он не выдержал и обрушился. Уменьшили целик со 80 метров до 15-20 м, т.к. захотелось побольше алмазов и премий. 

    И третий раз повторюсь, сейчас со дня на день начнутся сезонные дожди. Диаметр карьера 1.2 км. Представьте бочку, что на даче стоит, сколько там воды на дне за один хороший дождь, и это она еще по бортам не пропускает, т.к. металлическая и стенки вертикальные, а в карьер все будет стекаться, там даже сам город движется по несколько мм. И все эти осадки, водопритоки рассольные пойдут в шахту. А в шахте уже сейчас не могут справиться с водопритоком, нижние горизонты затоплены. Если затопит полностью, то как и от чего отталкиваться при введении восстановительных работ? Да и когда ими займутся, там еще проект потребуется достойный оформить. Кто это будет делать, те же спецы, что довели рудник до нынешнего состояния? 

    Фантазия и анализ. Надежда на Матушку-Зиму, но боюсь в этот раз она нам не поможет. Даже, если все и перемерзнет, что вряд ли, т.к. это рассол, то что будет с подземными выработками. Кстати, рассол этот сероводородный для металла дюже агрессивная среда. Чтобы произошло смерзание, предварительно должно произойти смешивание с пресными водами. Опять же, тогда возможно подвисание замерзшей породы, что шатко и небезопасно.

    Экономика и финансы.  Денег в строительство подземного рудника «Мир» вбухано немерено. Вот такая цифра фигурировала 7 лет и 22 млрда, высчитывать цену доллара не будем. По мимо «стройки» что имеем. Там одних комбайнов не на один десяток миллионов у.е., кабельная продукция и прочие металлоконструкции, жб, аппаратура: от пускателей до трансформаторных подстанций под несколько тонн… а там доставка на Севера, монтаж, эксплуатация, сервисное обслуживание. И контракты, контракты, договоры… на поставку в уже не существующий рудник со всеми вытекающими. Пока это все доберется до Севера, там цена в раза 1.5-2 увеличивается из-за транспортных расходов. В этих местах еще и цемента своего нет, он используется для закладки выработанных пространств в шахте. Что-то из технического груза до сих пор стоит в речных портах с конечной точкой доставки рудник Мир, который уходит в простой. 

     По Верхне-Мунскому месторождению. В интервью с вице-президентом Соболевым, «Вестник Алросы» (апрель 2015г), отметили, хоть и не акцентировали, что Ленское и Верхне-Мунское месторождения низкорентабельные. В интервью речь идет больше о Ленском месторождении. Как обыватель отмечу, что длина пути от месторождения до фабрики — 180 км. Сколько кушает «Белаз» не знаю, но предполагаю, что больше 200-го Крузака. А ГСМ на Северах это… как и цемент. 

    Полезные ссылки:

    1. «Запасы и ресурсы» 

    2. «Водоотлив в проекте сухой консервации карьера «Мир» 

    3. ОБОСНОВАНИЕ ИЗМЕНЕНИЯ ПРОЕКТНОГО КРЕПЛЕНИЯ ВОДООТЛИВНОЙ ШТОЛЬНИ ПРИ «СУХОЙ» КОНСЕРВАЦИИ КАРЬЕРА «МИР» 

    4. Алмазная трубка и рудник „Мир“: как устроена шахта

    5. Принципы перехода на подземную разработку кимберлитового месторождения «Мир» (как надо было делать по уму и для безопасности)

    5. Так топило шахту за несколько дней до аварии. Съемки сделаны в конце июля. Авария в августе.

    7. Как сероводородное озеро из карьера „Мир“ „просочилось“ в подземный рудник?

    8.  Старинная шахтерская песня.

    Список пропавших рабочих рудника «Мир»:

    1. Власенко Алексей Владимирович, машинист буровой установки;
    2. Гуляев Роман Сергеевич, машинист буровой установки;
    3. Марьин Дмитрий Михайлович, машинист буровой установки;
    4. Мисник Валентин Анатольевич, мастер участка (сменный);
    5. Степанов Игорь Анатольевич, взрывник;
    6. Куликов Виталий Витальевич, и.о. начальника участка;
    7. Миронцев Глеб Александрович, горнорабочий очистного забоя;
    8. Неустроев Михаил Юрьевич, машинист буровой установки.

    Господи Боже наш, Владыка жизни и смерти! Услыши моление наше и помяни во Царствии Твоем всех погибших шахтеров, даруй отшедшим прощение и оставление прегрешений.

  3. Логотип Алроса Нюрба
    слил их от греха подальше. Сидеть гадать что будет с ними… надоело. Сейчас тем более, после этой ужасной аварии на руднике Мир. Может, после этой аварии, просто создадут выгодные условия для Алроса по передаче ей акций Алроса-Нюрба и все.
  4. Логотип АЛРОСА
    слухи пока, но заявляют про несколько лет. В первые дни после аварии кто-то сразу сказал, что 2-3 года. Сейчас уже 4 года заявляют. Боюсь еще несколько дней пройдет и еще год два, а то и три накрутят. 
    Не спец, но моя картина мира такова. Имеем «актив» в виде глубокого заброшенного карьера с гладкими осыпающимися бортами, т.е. спуститься на самосвалах туда никак, а значит и засыпать-заделать этот проран сверху никак не получится. Ладно. Тогда давайте заделаем со стороны шахты. Но как? Сейчас до людей добраться-то не могут, чтоб поднять тела и отдать родственникам. Работы идут тяжело, все в завалах, это глина, сель застывшая, трубы и прочие глыбы, считай баррикады подземные. При этом водоприток со стороны прорана-карьера не прекращается и это не родниковая вода, а та же сель, грязь, глина, мачмала одним словом. Откачать эту грязь видимо не чем. Глубина шахты не малая, какой трубопровод выдержит этот столб грязи, как ее выдавить на поверхность, и как сделать чтоб трубы не заилились. Вопросов много, ответов мало. Эту грязь только вагонетками выдавать, но это сизиф труд или «урановые рудники» курортом покажутся. Повторюсь водоприток постоянный. И это дождей еще сильных не было. 
    Ну и про перспективы. Где-то соляные выработки, не помню точно какая отметка, от воды они придут в непотребное состояние и в последствии возможно обрушение. 
    Я думаю, основная проблема в водопритоке. Приток идет со стороны карьера с осыпающимся дном и бортами. Вода-рассол превращается в сель. Надо добраться как можно выше, найти тела и установить перемычки. Напомню, до низ лежащих отметок добраться уже не могут, т.к. топит шахту, а там 4 человека остались. Допустим перемычки установят, а вот как дальше планировать отвод вод, если даже при «нормально работающем» руднике не могли справиться с этой проблемой. Перемычки, перемычки и еще раз перемычки, а без подъедания подземного пространства это никак не сделать, значит минус метры и прочие кубометры от рудного тела. 
    И третий раз повторюсь, сейчас со дня на день начнутся осенние дожди. Диаметр карьера 1.2 км. Представьте бочку, что на даче стоит, сколько там воды на дне за один хороший дождь, и это она еще по бортам не пропускает, т.к. металлическая, а в карьер все будет стекаться, там даже сам город движется в его сторону по мм. И все это пойдет в шахту. А в шахте уже сейчас не могут справиться с водопритоком, нижние горизонты затоплены. Если затопит полностью, то как и от чего отталкиваться при введении работ по восстановлению? Да и когда ими займутся? Надежда на Матушку-Зиму, но боюсь в этот раз она не поможет. Даже, если все и перемерзнет, то что будет с подземными выработками. Кстати, рассол этот сероводородный для металла агрессивная среда. 
    По Верхне-Мунскому месторождению. В интервью с Соболевым, «Вестник Алросы» апрель 2015г, отметили, хоть и не акцентировали, что Ленское и Верхне-Мунское месторождения низкорентабельные.
  5. Логотип Алроса Нюрба
    Возможно, что тогда Алроса начнет выкупать и остальные 2.5%? Если так, то по какой цене? Понятно, что по среднерыночной. Но среднерыночная цена, я так понял, сейчас будет падать? 
Чтобы купить акции, выберите надежного брокера: