Зампред правления Сбербанка Станислав Кузнецов:
✔️ Тренд на рост телефонного мошенничества сохранял актуальность вплоть до начала специальной военной операции. 24 февраля звонки прекратились – и потом до 20 чисел марта была почти полная тишина. С 20 марта мы наблюдаем активизацию преступных колл-центров и плавный рост звонков, однако их объемы существенно ниже.
✔️ У нас есть две гипотезы по поводу происходящего. Первая – часть колл-центров закрылась, поскольку локации, где они были расположены, близки к активным действиям спецоперации, например, в городе Днепре. Вторая – значительная часть сотрудников таких колл-центров воюет на стороне ВСУ.
✔️ Несколько лет «столицей» этого бизнеса выступал город Днепр. В нем одновременно действовало до 150 криминальных кол-центров. Это огромная индустрия, масштаб которой можно объяснить ее тесными связями не только с организованной преступностью, но и со спецслужбами Украины. По мнению ряда экспертов, на фоне развития спецоперации покровители данного бизнеса приняли решение свернуть его в Днепре и перенести на территорию других городов Украины. Подобной «передислокацией» и объясняется временный спад телефонного мошенничества в отношении граждан России.
✔️ Мошенники придумывают новые схемы на основе поисковых запросов: то, что интересует людей и становится популярным, в дальнейшем используется для совершения преступлений. Например, в связи с тем, что Visa и MasterCard ограничили свою работу в России, люди ищут возможность оплатить покупки в интернет-магазинах и оформить карту за границей. Разумеется, тут же появляются мошенники, которые на этом зарабатывают.
✔️ Мы видим две ключевые схемы: обман на торговых площадках и фальшивые магазины. В большинстве случаев клиенты идут на риск, поскольку не понимают, как распознать мошенника.
✔️ Классическая схема обмана, впрочем, не меняется уже давно: мошенник представляется сотрудником службы безопасности банка или представителем одного из государственных органов и сообщает, что по счету жертвы якобы выявлена мошенническая операция. Чтобы спасти свои деньги, нужно внести их на «защищенный» или «безопасный» счет. Основное отличие сегодняшнего дня заключается в том, что, как правило, теперь мошенники звонят не от имени Сбера, а от имени других банков.
✔️ Нужно соблюдать несколько простых правил и руководствоваться здравым смыслом. Помните о том, что только преступники предлагают перевести деньги на «защищенный» счет под предлогом их спасения, взять «зеркальный» кредит, чтобы его спасти, или поучаствовать в «спецоперации» по поиску преступников. Никогда не совершайте никаких действий по инструкциям звонящего – просто повесьте трубку, позвоните в банк по официальному номеру (в Сбербанке это номер 900) и проверьте информацию.
ria.ru/20220418/kuznetsov-1784035779.html