Хочу – Могу – Надо. Узнай себя и действуй! Марина Мелия.
Электронная книга t.me/kudaidem/1662
Счастливая жизнь – это результат нашего творчества, и, чтобы стать счастливыми, нужно понять, что такое счастье конкретно для нас.
Бывает, человек жизнь положил, чтобы достичь успеха, а значит, счастья, но вдруг осознал, что бежал не за тем и не туда.
Психолог Эрих Фромм писал, что наши действия направляют два вида совести. Первая – авторитарная, она заставляет нас соответствовать тому, чего от нас ожидают другие: наше ближайшее окружение и общество в целом. Вторая совесть – гуманистическая. Это наш внутренний голос, который побуждает следовать собственным принципам и устремлениям, иногда вопреки желаниям окружающих. Если мы отступаем от веления второй совести, мы сразу чувствуем неблагополучие. Вроде все нормально, но не оставляет какое-то смутное беспокойство – пропал азарт, интерес к жизни, ничего не хочется, мы понимаем, что надо что-то менять.
Осознание необходимости перемен не означает, что надо немедленно разрушить все, что было построено к этому моменту. Просто пришло время остановиться, подумать о себе, о своих истинных желаниях и нарисовать образ будущего. А значит, стоит разобраться, что нами движет, что управляет.
Своим клиентам в подобных ситуациях Марина Мелия обычно предлагает провести самоанализ по схеме «хочу – могу – надо». Это триадой стратегического самоопределения.
Начнем с «хочу». Ответить на вопрос «чего я хочу?», оказывается, совсем не просто.
Мы не решаемся признаться себе в своих желаниях, и они, как подземная река, размывают здание нашей жизни. Поэтому важно осознать, что там закопано, зарыто, забетонировано и что не дает нам покоя.
Стоит переосмыслить составляющие навязываемого нам «нормативного благополучия» и поразмышлять: что мне на самом деле интересно? что приносит радость и удовлетворение? где и как я в полной мере хочу себя реализовать?
Спросим себя: чем бы я занялся, если бы не семья, кредиты, ипотека, обязательства? Насколько все то, к чему я стремлюсь, созвучно моему «Я»?
Как только мы определяемся со своим «хочу», у нас появляется перспектива. Жизнь начинает наполняться содержанием, творческой силой, позитивной энергией. Наше «хочу» направляет все наши поступки, стимулирует развитие и одновременно запускает процесс поиска возможностей.
Когда мы вытащим на свет и осознаем наши «хочу», наступит время разобраться с нашими «могу»: понять, каков наш реальный потенциал, таланты, жизненный, профессиональный опыт, чего нам недостает и что надо «подкрутить», чтобы реализовывать свое «хочу».
Важно определиться и с третьим элементом триады – нашим «надо»: насколько востребовано то, чем мы хотим заниматься? Не стоит бояться этого вопроса. Даже если кажется, что задуманное нами никому не нужно, это не повод отказываться от мечты. Возможно, пока не пришло время. Просто будем держать этот аспект в поле зрения. Важно понять, полезна ли наша деятельность в принципе, именно это позволяет чувствовать свою нужность, свою связанность с другими людьми, идеями, ценностями.
Единство «хочу – могу – надо» наполняет жизнь смыслом.
Прежде всего, чтобы лучше разобраться со своими «хочу – могу – надо», необходимо хорошо понимать себя.
Посмотрите на свою жизнь с разных ракурсов: распознать свой жизненный сценарий, вспомнить детство и любимые сказки, подумать о своих отношениях с деньгами и временем, о мотивации, о том, как мы принимаем решения, как реагируем на успех.
Наши особенности больше не будут мешать нам двигаться вперед. Мы откроем в себе способность управлять собственной жизнью.
У каждого из нас своя модель жизни, со свойственными ей нормами, правилами, ценностями, критериями оценок.
Классификация «вариантов жизни» Владимира Дружинина подкрепила собственные наблюдения Марины Мелия и помогли выделить наиболее распространенные в российском обществе модели жизни: «жизнь-целедостижение», «жизнь-подготовка», «жизнь-творчество», «жизнь-грезы», «жизнь-борьба», «жизнь-рок», «жизнь-подвиг».
Мечта многих – повторить успех Илона Маска, Марка Цукерберга или Павла Дурова, построивших свои корпорации «с чистого листа». Таким, как они, удается выше всех подняться по лестнице условного успеха – стать богатыми и знаменитыми, – поэтому они так обласканы вниманием прессы, а их жизненный путь становится примером для подражания. Что отличает таких людей?
В первую очередь это качество, которое можно назвать «могуществом желаний».
Масштабные устремления и ясные цели у них подкреплены абсолютной верой в успех – это тоже редкое качество, которое помогает желаемое сделать действительным.
Люди целедостижения верят в себя вопреки теории вероятности и обстоятельствам, и это заставляет их удваивать, утраивать усилия.
Прибавим к этому отсутствие внутреннего конфликта, удивительную целеустремленность, своеобразную «суженность сознания»: все подчинено достижению цели, все жизненные ситуации, факты сортируются по принципу «нужно – не нужно», «полезно – не полезно».
Это требует постоянного, «снайперского» сосредоточения: человек смотрит на мир через призму целей – как сквозь прицел.
Окружающим такие люди часто кажутся бессердечными, эгоистичными, гордыми, тщеславными. На самом деле они просто сосредоточены на своих планах.
Сегодня жизнь-целедостижение – одна из самых популярных и социально одобряемых моделей.
Однако не стоит забывать, что нашу оптику может искажать так называемая «ошибка выжившего»: мы ориентируемся на победителей, не принимая во внимание тех, кто жил по этой модели и проиграл.
У многих на слуху история взлета и падения Элизабет Холмс и ее компании Theranos.
В 2015 году ее компания стоила 15 млрд долларов. Ее фотография не раз появлялась на обложках журналов – для многих молодых людей она стала ролевой моделью. Но целеустремленность и суженность сознания помешали ей услышать голос разума – серьезно отнестись к мнению ученых, которые постоянно твердили, что невозможно создать минианализатор, способный делать комплексные тесты, да еще на основе всего одной капли крови. В итоге Элизабет Холмс потеряла все. И это лишь один пример того, какие риски таит в себе жизнь-целедостижение.
Те, кому нравится учиться, сегодня в фаворе.
Постоянно расширять свой кругозор, повышать эрудицию и развивать навыки – очень полезно для жизни. Но у любой медали есть обратная сторона.
Обучение – всего лишь первый этап, за которым должен последовать следующий – использование полученных знаний для какого-то дела. А человек, слишком увлеченный обучением, иногда так и не начинает действовать.
Его реальная жизнь, по сути, только подготовка к жизни «настоящей», начало которой постоянно откладывается.
Это тип «вечного студента», способного ученика, подмастерья, который получает удовольствие от самого процесса усвоения знаний.
Это говорит об инфантильном мироощущении. Человек не взрослеет, и это очень удобно: не надо брать на себя ответственность, переживать по поводу неудач – жизнь-то «ненастоящая»!
У «вечных студентов» интересная, насыщенная жизнь и широкий круг общения. Но у них никогда не будет тех материальных благ, которые приносит, например, жизнь-целедостижение. И если эти блага все-таки представляют для них определенную ценность, значит стоит пересмотреть привычную модель жизни и подумать, какие элементы можно в нее добавить.
Основная часть творческой братии остается «под водой» – невидимыми и незамеченными. Нередко бывает так, что творцы не доживают до своего успеха. Стиг Ларссон, автор детективной трилогии о девушке с татуировкой дракона, вызвавшей бум интереса к шведским детективам по всему миру, не успел увидеть своих книг напечатанными и не узнал, что их тиражи сегодня приближаются к ста миллионам экземпляров.
Модель «жизнь-творчество» чрезвычайно популярна.
Но жизнь большинства творческих людей совсем не так гламурна, как кажется. Скорее она напоминает жизнь Мии Уоррен, героини романа Селесты Инг «И повсюду тлеют пожары». Мия берется за любую, подчас грязную работу, живет очень скромно, чтобы иметь возможность создавать свои картины. Время от времени какие-то из них удается продать, но это не позволяет ей свести концы с концами. Многие очень известные писатели сочиняют свои романы в свободное от основной работы время. Творческая личность фактически предоставлена сама себе и в большой степени зависит лишь от собственной инициативы.
Внимание творца сосредоточено на внутреннем творческом импульсе и его реализации.
Сергей Довлатов так писал об отношении Иосифа Бродского к советскому режиму: «Он его не замечал. И даже нетвердо знал о его существовании». Для псевдотворческих людей, напротив, огромное значение имеют внешние проявления – отношение власти, окружение, комфорт, благосостояние и т. д.
Чтобы понять, соответствует ли наша жизнь этой модели, надо оценить, насколько нам нравится сам процесс творчества, увлекает ли он так, что мы забываем о еде и отдыхе, выкраиваем на него время, отодвигая другие дела, и творим, зная, что это может не принести ни денег, ни славы. На какие жертвы мы готовы пойти ради творчества?
Тем, кто следует этой модели, свойственно стойкое ощущение иллюзорности внешней жизни и постоянное погружение в жизнь внутреннюю.
Но, в отличие от «творцов», «мечтатели» не стремятся создавать что-то новое – идеи, образы, тексты, проекты.
«Мечтатель» находит способы «выключиться», уйти в пассивную внутреннюю жизнь, грезу, нирвану. Можно часами смотреть сериалы, зависать в интернете и т. д. Есть и более грубые средства – алкоголь, наркотики.
Человек может «переселиться» в придуманный мир и в зрелом возрасте, если реальная жизнь становится неподъемной, неуютной, слишком сложной.
Вспоминается герой фильма «Сабрина» с Харрисоном Фордом и Джулией Ормонд. Отец главной героини работает водителем в богатой семье. Он выбрал эту работу, потому что она позволяет ему много читать. Его подлинная жизнь – в книгах.
Мечтатель, возможно, не приносит особой пользы обществу, зато ему самому такая жизнь нравится, и выбор, естественно, за ним.
«Роковые» люди во многом похожи на тех, для кого жизнь – целедостижение, их даже легко спутать: и те, и другие энергичны, инициативны, стремительны. Но если у большинства из нас есть внутренний ограничитель, который четко подсказывает, когда надо остановиться, то у «роковых» личностей этот ограничитель не срабатывает: они мчатся вперед «наперекор и вопреки» и способны на все ради достижения своих целей.
Самое главное – отключение всех «тормозов», опьянение, «гибельный восторг», как пел Владимир Высоцкий, жизнь которого – яркая иллюстрация этой модели.
Если это бизнесмен, то рано или поздно он совершит роковую ошибку: вступит в партнерские отношения не с тем человеком, даже когда все вокруг его об этом предупреждают, возьмется за венчурный проект, который в конечном счете погубит его бизнес, выберет женщину, которая доведет его до ручки. Ему постоянно хочется большего – новых побед, достижений, успехов.
Если такой человек становится политическим лидером, он способен погубить вместе с собой тысячи, а то и миллионы людей. Наполеон или Гитлер – типичные тому примеры.
Есть люди, жизнь которых подчинена определенному регламенту, заданному извне правилу, ритуалу.
Отсутствие ответственности за собственный выбор – важное преимущество жизни-регламента. Выбирая «как положено» – институт, работу, жену, – в случае неудачи можно переложить ответственность на других.
Такая жизнь – своего рода гарантия: возможно, ты не добьешься большого успеха, зато застрахуешь себя от срывов, провалов, скандалов.
Если это наш случай, стоит задуматься, что поменять в своей модели жизни, чтобы избавиться от излишней регламентации и неоправданных ограничений. И не откладывать это в долгий ящик, ведь неудовлетворенность жизнью – предпосылка для возникновения неврозов и тревожных состояний.
«Бунтари» – люди с высокими амбициями. Их жизнь наполнена смыслом и эмоциями, когда они противостоят злу, борются за некие идеалы.
Борьба нужна «бунтарю» как воздух, поэтому он всегда в оппозиции к мейнстриму.
Эталон жизни-подвига – это путь Иисуса Христа.
подвиг-порыв, подвиг-поступок и жизнь-подвиг – разные понятия. Для первого в русском языке есть прекрасное слово «герой», для второго – «подвижник».
Подвигом стала жизнь академика Валерия Легасова, который сразу после аварии на Чернобыльской АЭС был назначен членом правительственной комиссии по расследованию причин и ликвидации последствий аварии. Он одним из первых приехал на место катастрофы и провел там в общей сложности два месяца. Полученная им доза радиации сильно пошатнула его здоровье. Через два года после катастрофы смертельно больной он покончил с собой, оставив аудиозапись рассказа о малоизвестных подробностях катастрофы, чтобы люди узнали правду.
В основе жизни-подвига – любовь к людям и созидание.
Мы много чего узнаем о себе, если поймем, по какой модели живем, соответствует ли она нашим истинным желаниям и целям или обрекает на непрерывную борьбу с самими собой.
Жизнь любого из нас – своего рода экзистенциальный конструктор: мы собираем, составляем ее из разных элементов, но основой остается наша базовая модель, ведущий вектор, который есть у каждого. Важно приглядеться к этой модели и подумать, все ли нас в ней устраивает.
Мы рассмотрели разные модели – что зацепило, что заставило задуматься, что вызвало самые сильные эмоции?
Всегда есть пространство для маневра. Определив, какие из моделей нам интересны и почему, попробуем «на зубок» хотя бы какие-то их элементы – примерим на себя шарф Остапа Бендера или вооружимся трубкой Шерлока Холмса.
Выделим выходные или даже отпуск для экспериментов с новой моделью жизни: я хочу почувствовать себя мечтателем… или все-таки творцом… и на сколько меня хватит? Можно заняться творчеством «в свободное от работы время».
Или побороться за правду в социальных сетях – там есть все условия, чтобы испытать на себе силу сопротивления мейнстрима и понять, питает это меня энергией или, наоборот, истощает.
если наша модель жизни нас не устраивает, никогда не поздно что-то подправить, добавить недостающие элементы, переформатировать, перекроить на свой вкус, чтобы мы чувствовали себя в ней по-настоящему комфортно и были максимально эффективны.
По Эрику Берну, сценарий – это подсознательный жизненный план, который формируется в раннем детстве и разворачивается, реализуется в нашей судьбе постепенно, на протяжении многих лет, часто помимо нашей воли.
Сценарный анализ дает возможность посмотреть на события нашей жизни под новым, необычным углом зрения, понять мотивы наших поступков – найти объяснение необъяснимому.
Родители посылают ребенку – открыто или завуалированно, словами или действиями – определенные сообщения, так называемые родительские предписания, которые программируют его поведение на годы вперед.
Стереотипы очень живучи независимо от того, насколько адекватно они отражают реальное положение вещей.
Негативные предписания: «не делай», «не будь собой», «не выделяйся» называют сценарными проклятиями.
Для удобства анализа мы разделим сценарии на три основные группы: сценарии «любимца фортуны», человека «золотой середины» и «пасынка судьбы».
За историей баловня судьбы, как правило, стоит личная победа.
Зачастую базой будущего успеха служит позитивное родительское программирование. Сценарий победителя обычно формируется у тех, чьи родители верили в возможности своих детей, вкладывали в них много сил, поддерживали, не уставали повторять: «У тебя все получится. Ты молодец, ты умный, талантливый, сильный».
Присмотреться к людям, которые умеют добиваться поставленных целей, не только интересно, но и чрезвычайно полезно. Можно увидеть определенные закономерности в поведении, которые помогают им побеждать, и понять, на какие базовые качества они опираются.
Стоит присмотреться и к самим себе, проанализировать собственные успешные стратегии и подумать, как их эффективнее использовать, – это наверняка поможет нам стать более успешными.
Сценарное проклятие или негативное родительское предписание может проявиться неожиданно – в самый неподходящий момент человек как будто ломается, спотыкается и совершает досадную оплошность.
Жизненный сценарий такого человека, как правило, формируют родители, которые любят своих детей, но при этом постоянно их сдерживают, «бьют по рукам», причем из самых добрых побуждений, желая оградить от неприятностей. Они снова и снова повторяют: будь скромнее, не высовывайся, не лезь не в свое дело. В результате вырастает человек с несколько заниженной самооценкой, готовый довольствоваться малым.
Чтобы понять, есть ли в нашей жизни сценарий и если да, то какой, я бы предложила несколько приемов сценарного анализа, которые легко освоить самостоятельно.
Составим список однотипных ситуаций и попробуем понять, что их объединяет.
Обратим внимание на свою манеру говорить, лексику, мимику, жесты. Например, пасынок судьбы не готов поверить, что ему удалось достичь успеха, сделать что-то важное.
Любимец фортуны, напротив, не суетится, он уверен, что у него все всегда «о’кей» и по-другому быть не может. Неудача его не пугает, скорее мобилизует.
Речь идет о девизах, отражающих суть человека, его кредо, которое он готов написать на своей футболке. У любимца фортуны будет написано «Главное – быть первым», «Кто не рискует, тот не пьет шампанское», «Посмотрим, кто кого». Что напишет человек «золотой середины»? «Всегда выполняй свой долг», «Нужно быть хорошим мальчиком». И наконец, кредо пасынка судьбы: «Никому нельзя доверять», «Мне все завидуют».
Заложенная в детстве «программа» может быть извлечена на свет божий путем анализа любимых книг, фильмов, героев, сюжетных поворотов.
Сценарный анализ помогает нам посмотреть на свою жизнь со стороны.
суть сценарного программирования, его сила – в безапелляционности, однозначности. Понять, что на самом деле вариантов существует множество, – уже нащупать путь к свободе.
А если видоизменить, переписать эту программную фразу так: «У меня получится лучше, если…» Это тоже так называемый «сценарий с условием», но с противоположным вектором. Теперь мы можем сказать себе: «Я стану чаще добиваться успеха, когда расстанусь с мешающими мне однозначными установками».
Попробуем мысленно просмотреть однотипные, повторяющиеся помимо нашей воли неприятные ситуации и оценить свою роль в этом «фильме ужасов». Вычислив их, можно попытаться изменить ситуацию и сделать что-то принципиально новое в привычных обстоятельствах, хотя бы в порядке эксперимента.
Проанализировав повторяющиеся события и поняв, где и на чем мы постоянно спотыкаемся, можно составить некий свод правил и запретить себе участие в определенных ситуациях.
Психотерапевт при сценарном анализе использует специальную процедуру, которая называется разрешением. Когда от сценария освобождается пасынок судьбы – это похоже на чудо: говорят, человека будто расколдовали.
Отработанный, обкатанный, благополучный сценарий – своеобразная страховка от неожиданностей, провалов, неприятных поворотов. А попытка вырваться за рамки сложившегося сценария не всегда бывает удачной.
Избавиться от неудачных сценариев не так-то просто – здесь, по словам Эрика Берна, помогают «война, любовь и психотерапия». А вот ослабить их эффект мы вполне способны – иногда для этого достаточно просто принять их как факт. Понимая, чем продиктовано наше поведение, почему мы «такие», мы сможем относиться к себе спокойнее и терпимее. А при желании – что-то менять.
Один из вариантов сценарного анализа – обращение к своим любимым сказкам.
Какие-то из сказок могли произвести на нас настолько сильное впечатление (и необязательно положительное), что определили наше будущее, легли в основу нашего жизненного сценария. Их так и называют – сценарные сказки.
При анализе сказок важно, с каким именно героем мы себя идентифицируем, кто из персонажей нам близок.
Пример, Колобок – чаще всего это человек, начинающий какое-то дело, но не способный ничего доводить до конца: ему становится скучно, и он «катится» дальше.
Практически в любой сказке всегда есть оппозиция главному герою – например, Волк и Лиса; Волк и Заяц; Лиса Алиса, Кот Базилио и Буратино; Буратино и Карабас Барабас. Интересно наблюдать, когда встречаются два человека, идентифицирующие себя с разными персонажами одной и той же сказки. Они подходят друг к другу, как ключ к замку, и словно проигрывают один и тот же сценарий.
Сказка, которая в детстве произвела на одного нейдачника самое сильное впечатление, – «Лиса и Волк». Его героем был Волк, которого хитрая Лиса посадила ловить рыбу в проруби – но не на удочку, а на собственный хвост. Волк примерз ко льду, сидит, несчастный, не может двинуться, а Лиса приговаривает: «Мерзни, мерзни, волчий хвост!» Ему больше всего было жалко Волка, а ведь изначально Волк – сильное животное.
Таким же сильным был и неудачник в начале своего жизненного пути. Но затем его стали преследовать неудачи, навалилась депрессия. И в окружающих он видел прежде всего хитрых и несправедливых людей, стремящихся всех обмануть – в том числе и его – ради собственной выгоды.
Сказка «Гадкий утенок» тоже может по-разному отразиться на жизненном сценарии: все зависит от того, на чем мы зафиксировали внимание. В одном случае девушка «застряла» на сценах отвержения и ощущения собственной чужеродности.
В другом случае эта же сказка часто становится сценарием людей, добившихся в жизни больших успехов – ее рассказывали Марине не десять и даже не двадцать человек. Это те, кого больше всего поразил момент превращения гадкого утенка в прекрасного лебедя.
В детстве над ними вечно насмехались, их не принимали в игры, дразнили. Один был слишком толстым, другой чересчур худым, третий заикался. Сегодня это уверенные в себе, успешные люди, которые долго шли к своему триумфу, но всегда в него верили.
Любимый сказочный эпизод одной женщины – превращение чудища в принца в финале «Аленького цветочка». Это типовая сценарная сказка жен алкоголиков и не слишком эффективных руководителей, которые не умеют отбирать сотрудников и постоянно обманываются в своих ожиданиях. Однако превращение чудовища в принца возможно только в сказке.
Проанализировав эту сказку, она ясно увидела свою проблему, осознала причину своих неудач и смогла полностью освободиться от проклятия своей сценарной сказки.
Часто в сказочной истории запоминается даже не эпизод, а какая-то яркая деталь.
Например, двум клиентам в детстве нравилась одна и та же сказка, где Иван-царевич борется со Змеем Горынычем. При этом у первого в памяти запечатлелось, как он рубит одну голову за другой.
А второй пытается решать проблемы не в прямой борьбе, «отрубая головы», а путем компромиссов, используя контакты, связи, и делает это достаточно успешно.
Он прекрасно помнит, что в этой сказке у Змея Горыныча был палец, который надо было отрубить, и тогда голова сама отваливалась.
Одной клиентке особенно нравились «Сказка о царе Салтане», где ей особенно запомнилась белочка, которая щелкала орешки: «А орешки не простые, все скорлупки золотые, ядра – чистый изумруд…»
Эта женщина руководит организацией, причем очень успешно, хотя страшно не любит никакой стратегии, долгосрочного планирования. Ей нравятся конкретные проекты, где все можно четко отработать. У нее даже есть такое выражение: «Я щелкаю их, как орешки».
Однажды в банк пришла устраиваться кассиром женщина, которая с детства любила «Сказку о мертвой царевне и о семи богатырях»: больше всего ей нравилось, что царевна лежит в хрустальном гробу, в тишине и покое. Став сотрудницей банка, она действительно чувствует себя очень спокойно и безопасно за пуленепробиваемым стеклом кассы.
Девушка, специалист службы безопасности, занимается проверкой информации о потенциальных заемщиках, пробивает ее по базе данных. Она в детстве любила «Приключения Буратино», и больше всего ей нравился эпизод в харчевне, где он прячется в кувшине и подслушивает разговор Карабаса с Дуремаром, а затем страшным голосом неожиданно их пугает.
Работает она с азартом, абсолютно профессионально, и ей действительно доставляет удовольствие собирать информацию о других.
Люди так называемых «помогающих» профессий – учителя, врачи, спасатели, консультанты – часто вспоминают сказку про Ивана-царевича, причем эпизод, где он идет по лесу и всем помогает: птенчик упал – сажает его в гнездо, медведица плачет – спасает медвежонка. И благодарные герои тоже ему помогают в трудную минуту. Это сценарий не жертвенных «зайчиков», отдающих все окружающим и ничего не получающих взамен, а успешных людей, с удовольствием помогающих другим.
Уверенные, что за хорошие поступки им воздастся, как и в этой сказке, они ничем другим не хотят заниматься и живут в полной гармонии с собой и своей работой.
«Стойкий оловянный солдатик» – хороший сценарий для надежных, ответственных, но не очень самостоятельных людей, которые не стремятся играть первые роли, зато достойно «прикрывают тылы». Ни надежный оловянный солдатик, ни ловкий, но ленивый Емеля не настраивают на активную жизненную позицию.
Подсознательная опора на сказочные сюжеты или сказочных героев может как помогать нам в жизни, так и мешать. Поэтому стоит подумать, по каким сценариям мы живем, «кто кому служит», иными словами, кто мы: «рабы лампы» и действуем под ее диктовку или все-таки «джин из лампы» работает на нас. Это важно для понимания своего Я, мотивов своих поступков, причин своих успехов и неудач.
Попробуем покопаться в памяти.
Вспомним любимые детские кинофильмы и мультики, особенно те, что смотрели в дошкольном возрасте. «Обнаружив» любимую сказку, постараемся мысленно воспроизвести всю картину: какая сцена, какой фрагмент запал в душу, к чему нам постоянно хотелось вернуться.
Попытаемся его проанализировать, провести параллели с нынешней, взрослой жизнью, найти повторяющиеся события, свидетельствующие о присутствии в нашей жизни того или иного сценария.
Возможно, анализ любимых сказок кому-то поможет осознать, снять или хотя бы нивелировать свою негативную сценарную программу, а кому-то разгадать свои успешные стратегии и утвердиться в них.
Выделим семь основных причин, заставляющих нас из раза в раз откладывать принятие решения. В какой-то мере они характерны для каждого из нас.
Пребывать в состоянии эйфории приятно, ведь как только выбор будет сделан, из всего многообразия вариантов останется один, а все остальные окажутся недоступны. Упустить их жалко, поэтому мы всячески затягиваем процесс, до последнего наслаждаясь открытыми возможностями.
Но, время уходит, картина меняется, казавшиеся еще вчера такими яркими перспективы постепенно тускнеют. А мы продолжаем сравнивать условия, подсчитываем возможные дивиденды и все затягиваем с ответом, не замечая, что пора уже рассматривать совсем другие варианты.
Иногда от решительного шага нас удерживает не только страх упустить ту или иную возможность: нам бывает жаль собственных «инвестиций» – сил, времени, денег.
Мы не готовы признать, что ошиблись, сработали вхолостую.
При этом мы постоянно думаем о том, как можно было бы по-другому использовать время и потратить средства, но все эти рассуждения совершенно бесполезны, ведь наши расходы уже принадлежат прошлому. Не проще ли зафиксировать убытки и все начать заново?
Иногда мы оказываемся перед суперсложной дилеммой, когда из двух однозначно плохих вариантов нужно выбрать один.
Возникающее ощущение безысходности мешает посмотреть на происходящее под иным углом зрения – и, возможно, увидеть еще одно, третье решение, какую-то более позитивную, хотя и дальнюю перспективу.
Главное – найти в себе силы сделать выбор и жить дальше.
Зачастую, прежде чем сделать важный шаг, мы возвращаемся к нашему прошлому опыту – как правило, негативному.
К сожалению, мы зачастую проецируем старые проблемы на новый опыт в масштабе 1:1, не замечая, что и ситуация уже совсем другая.
Часто мы сами блокируем принятие решения, стремясь сохранить психологический комфорт
В ситуации выбора всегда важно учитывать временну́ю перспективу. Это хорошо иллюстрирует модель «10-10-10», подумайте, как его решение повлияет на следующие 10 минут, 10 месяцев, 10 лет.
Бывает, разные люди или даже группы людей требуют от нас прямо противоположных действий. При этом у нас есть обязательства перед каждой из сторон, поэтому неизбежно возникает вопрос: по отношению к кому мы должны вести себя лояльно?
Яркий пример такого конфликта – история Энди из сериала «Защищая Джейкоба». Энди оказывается перед сложнейшей дилеммой, когда находит нож в вещах своего четырнадцатилетнего сына, которого подозревают в убийстве одноклассника. Энди – прокурор, свято верящий в систему правосудия. Он должен отдать нож на экспертизу: не сделав этого, он поставит крест на своей профессиональной карьере. Но он также отец, который хочет уберечь своего ребенка от подозрений и возможной судебной ошибки. И он выбрасывает нож.
Поэтому важно определить приоритеты и понять, кто больше всех пострадает от нашего невнимания, каким отношениям это нанесет наибольший урон и как это скажется на нас. Когда мы начинаем соизмерять не только значимость людей, перед которыми у нас есть обязательства, но и возможные последствия нашего выбора, становится проще принять решение и объяснить его – и себе, и другим.