Февраль на рынках завершился мощными распродажами. За неделю потери фондовых рынков повсеместно превышали десяток процентов. Цены нефти только за неделю с небольшим потеряли около 20% и по марке Брент заглядывали ниже 49 долларов за баррель. Хотя отчеты по запасам и динамике добычи нефти в США на уходящей неделе вышли близкими к нейтральным. Да и Baker Hughes мало добавила в изменение картины — рост активных нефтяных вышек до 679 против 678 неделей ранее. А главным драйвером для снижения цен нефти остается замедление мировой экономики по причине коронавируса, как в связи с реальным снижением спроса на нефть, так и опасениями дальнейшего ухудшения ситуации.
Коронавирусная паника шествует по рынкам. В фактическом расширении эпидемии можно отметить как минимум несколько важных моментов. Смертность от заражения на текущий момент составляет около 3,3%. Растущая волна негатива связывается со стремительным выходом эпидемии за пределы Китая и быстрым ростом числа зараженных и смертей, особенно в некоторых странах. Особое беспокойство вызывает ситуация в Иране, Южной Корее и Италии. В Южной Корее наибольшее число зараженных за пределами Китая и оно быстро растет, в Италии количество зараженных удваивается за 2 дня, а в Иране очень высока доля смертей…. ВОЗ повысил оценку риска мировой эпидемии коронавируса до «очень высокой». Главная причина – неспособность правительств предпринять жесткие меры карантина как это делается в Китае, где эпидемию все более берут под контроль. Число выздоровевших там превысило половину от числа зараженных, скорость роста новых носителей в процентном отношении теперь становится все ниже. В этом смысле паника на финансовых рынках по причине эпидемии кажется завышенной.
Тем не менее, COVID-19 теперь все увереннее выходит на экономический подиум. Вышедшие данные по индексу PMI в Китае, как и ожидалось, оказались ужасными. Значения индекса провалились ниже минимумов кризиса 2008 года, и это усилит опасения инвесторов в отношении роста мировой экономики. Скоро станут известны эти индексы и для других ведущих экономик. Но весьма значительным на динамику цен нефти является даже только воздействие проседания китайской экономики. Оно и не удивительно — Китай является крупнейшим импортером нефти в мире и вторым по величине ее потребителем.
Для рынка нефти важные сигналы должны поступить уже на наступившей неделе. Напомним, что 5-6 марта состоится очередное заседание ОПЕК+. Внеочередная встреча стран соглашения должна вынести решение о возможных новых сокращениях добычи. Напомним, что тональность высказываний представителей соглашения дрейфует в сторону дополнительных ограничений. РФ пока стойко держит позицию о приемлемости текущих цен. Но даже России есть что положить на алтарь обсуждений о сокращении добычи. По данным Центрального диспетчерского управления топливно-энергетического комплекса (ЦДУ ТЭК), среднесуточная добыча нефти в РФ в феврале снизилась в годовом выражении на 0,4%, до 11,289 Мб/д. Неделя на рынке нефти будет полна ожиданий новых договоренностей от ОПЕК+.
Экстренное оглашение намерений ФРС (озвученное председателем регулятора) о «готовности поддержать рост экономики при необходимости» временно приободрило рынки. Теперь рынки ждут снижения ставки ФРС уже на мартовском заседании. А после заявления Пауэлла не исключена вероятность снижения ставки уже до заседания 18 марта. Пока ФРС настраивает только на разовое снижение. Но рынок ждет, что до конца года ставка, скорей всего, понизится еще 1-2 раза. Для оценки текущей ситуации очень важными будут выходящие на неделе данные по рынку труда в США. И посмотрим на то, как будут изменяться настроения в первый месяц весны.