Большая часть людей не разбирается ни в политике, ни в экономике, ни в медицине, ни в общественных идеях. Однако при этом люди проявляют удивительную упёртость, отстаивая радикальные политические позиции.
Как правило, дискуссия по существу с обывателями невозможна: кто-то сразу завершает беседу, ясно давая понять, что другие точки зрения ему неинтересны, а кто-то впадает в механическое повторение приятных ему тезисов и механическое отрицание тезисов неприятных. Некоторые притворяются, будто слушают собеседника, но на самом деле они всего лишь ищут слабые места в чужой аргументации, чтобы опровергнуть доводы оппонента или высмеять его. Мы можем уверенно утверждать, что факты обывателей интересуют мало. Своё мнение обыватели строят на другом.
Мне прислали ссылку на славную компьютерную симуляцию, которая показывает, как на самом деле распространяются идеи (русский, английский). Рекомендую потратить полчаса и сыграть, отлично отражает положение дел в нашем обществе.
1. В первые годы царствования Николая II Россия стремительно развивалась, начатая прадедом императора индустриализация шла полным ходом. Транссибирская магистраль — крупнейший железнодорожный проект в истории — продвигал рельсы со скоростью 800 километров в год. Бурно растущие морские порты, такие как Порт-Артур и Новороссийск, укрепляли торговые и военные позиции страны.
Вершиной технологий были тогда крупные боевые корабли. Николай II строил броненосные крейсера и эскадренные броненосцы массово. Также талант русских инженеров раскрывался при возведении величественных мостов и при прокладке тоннелей, среди которых я упомяну Троицкий мост через Неву и Хинганские тоннели на восточном участке Амурской железной дороги.
Также на рубеже веков русские промышленники основали многие металлургические заводы, также прошли техническое перевооружение крупные машиностроительные заводы.
Рекомендую просмотреть оглавление статьи на Руксперте, посвящённой самым крупным стройкам тех 12 лет. Даже одно только их перечисление впечатляет (ссылка).
1. Впечатляющая статистика. Россия перевела на рубли бо́льшую часть своей внешней торговли с Европой, которая вынуждена была принять это как должное (ссылка):
Доля рубля при расчетах с Европой за экспорт товаров и услуг в марте 2024 года достигла рекордных значений — 58,5% в общей структуре валют. За год этот показатель увеличился на 10,8 п.п., за месяц — на 9,6 п.п., следует из данных ЦБ.
Доля доллара и евро в марте 2024 года оказалась на минимальных уровнях — 28,5%. За год показатель снизился на 19 п.п., за месяц — на 5,9. До начала 2022 года доля этих валют была немногим меньше 90%.
По данным ФТС, на поставки в Европу в первом квартале приходилось 15,2%, или $15,4 млрд, от общего объема российского товарного экспорта, пишет РБК.
Со странами Азии, на которые приходится более 75% российских товарных поставок за рубеж, в первом квартале 2024 года за экспорт преимущественно рассчитывались валютами дружественных стран (44,4%), рубль занял долю 37,5%, доллары и евро — 18,2%. Схожая картина была и при оплате импорта: валюты дружественных стран занимают 52,4%, рубль — 28,9%, доллары и евро — 18,7%.
1. В Школе Капитализма я рассказываю, как чтение книг формирует правильный подход к делам. Цитирую из середины статьи (ссылка):
…наш круг общения включает в себя не только тех, с кем мы ужинаем, но и тех, с кем мы переписываемся. Следовательно, авторы книг, которые мы читаем, тоже входят в наш круг общения и тоже влияют на нас. Для этого механизма нет большой разницы, перенять жизненный принцип от Петровича в курилке или от Петрарки в автомобиле, когда итальянец будет говорить с нами голосом профессионального чтеца аудиокниг.
Содержание книг, конечно, тоже важно. Однако чтение хороших книг — нечто большее, чем механическое извлечение информации из справочника. При помощи классических книг читатель помещает себя в круг величайших людей прошлого, и великие мертвецы, общаясь с читателем, постепенно делают его похожим на себя. Как я показал выше, тут нет никакой мистики: это естественное свойство человеческой психики. «С кем поведёшься, от того и наберёшься», только в чуть менее очевидном формате.
1. В Школе Капитализма я рассказываю о «дремлющих работниках», которые переходят с одного рабочего места на другое более-менее случайно, неосознанно, по воле сложившихся обстоятельств. Цитирую из начала статьи (ссылка):
Сферический обыватель в вакууме (в природе встречающийся редко) должен устраиваться на работу примерно по такому плану:
А. Взять список высокооплачиваемых вакансий.
Б. Прикинуть, на какие вакансии он теоретически может претендовать: или сразу, или если подучится и переедет поближе к местам раздачи денег.
В. Вычесть из ожидаемого заработка затраты на обучение и переезд.
Г. Сделать поправку на тяжёлые условия труда там, где они присутствуют.
Д. Заглянуть в свой кошелёк, чтобы вычислить, может ли он позволить себе потратить время на подготовку к трудоустройству, или работа нужна немедленно.
Е. Добавить в уравнение карьерные перспективы.
Ё. Устроиться в итоге туда, где ожидается максимальный доход.
План элементарный и, кроме шуток, в первом приближении логичный. Тем не менее реальные наёмные работники редко ведут себя как идеальные экономические агенты, стремящиеся к максимальной выгоде. Из-за этого в лавке Мир Говядины мясник получает 50 тысяч рублей, а в лавке Мир Баранины, через дорогу, его коллега получает уже 80 тысяч рублей…
1. Дисней платит высокий налог за повестку, которой он щедро начиняет каждый фильм и каждый мультфильм. Зрители не любят повестку, так что просмотры снижаются, и ведущая американская развлекательная корпорация несёт колоссальные убытки. Диснею уже приходится массово сокращать сотрудников, в том числе и в знаменитой студии Пиксар, которая была в 30-40 лет назад пионером в области компьютерной анимации (ссылка):
Руководство анимационной студии Pixar объявило о начале увольнения 14 процентов (175 из 1300) сотрудников, пишет The Hollywood Reporter.
Шаги предпринимаются в рамках общекорпоративных мер по уменьшению расходов Walt Disney, которой с 2006 года принадлежит Pixar. Как следует из письма ее руководителя Джима Морриса, сокращение команды, к которому приступили на студии, связано с отказом от производства сериалов для Disney+ и возвращением к фокусировке на полнометражных фильмах.
В мае прошлого года Pixar уже уволила 75 сотрудников, включая режиссера и продюсера неуспешного в прокате релиза студии под названием «Базз Лайтер». В январе 2024-го Reuters стало известно о намерении компании распрощаться еще с тремя сотнями работников.