<HELP> for explanation

Новости рынков

Новости рынков | Рада сыграла в трубу

Украинские депутаты вцепились в ГТС, из которой уходит российский газ
Депутаты Рады отклонили внесенный Арсением Яценюком законопроект, который предусматривает допуск иностранных компаний к местной ГТС. Премьер предложил оставить ГТС и подземные хранилища газа в собственности государства, но управлять всем хозяйством будет отдельная компания-оператор. Предполагается, что 49% акций этой структуры будут проданы компаниям из США и Европы.
«Если этот закон не будет принят, то в Кремле будет салют, ибо они будут строить «Южный поток»,- аргументировал свою инициативу Яценюк. «Если будет построен «Южный поток», тогда мы в лучшем случае будем прокачивать максимум 40—50 млрд. куб. м газа (в 2013 году транзит составил 82 млрд. куб. м), и нам из бюджета придется дотировать транзит российского газа», – нарисовал достаточно безрадостную картину будущего украинский премьер. Однако эта позиция, которой трудно отказать в логике, показалась депутатскому корпусу неубедительной.

Украинский истеблишмент почему-то убежден, что вся самостийность страны зиждется на контроле над транзитом российских энергоресурсов в Европу, прокомментировал «СП» решение Рады генеральный директор Института национальной энергетики Сергей Правосудов.
– Им предлагали массу вариантов. Например, чтобы трубу контролировали «Газпром» вместе с «Нафтогазом» или чтобы в качестве еще одного участника выступала европейская компания. В этот раз Яценюк предложил вовсе обойтись без России. Однако результат один и тот же. Поскольку нынешнее высшее руководство Украины — это американские марионетки, оно предложило вариант с участием США. Но инерция мышления такова, что украинские народные избранники скорее предпочтут остаться без транзита, чем поступятся своими сомнительными принципами.
«СП»: – Но ведь речь не шла о смене собственника трубы. Депутаты это не поняли?
– Судя по всему. Национальная ГТС для них — «священная корова», покушаться на которую нельзя ни в каком формате. Впрочем, решение Рады ничего не меняет. В любом случае в «Нафтогаз» придут американские советники, чьим директивам придется подчиниться. Допустим, это будет аудиторская компания, которая начнет заниматься оказанием аудиторских, консалтинговых и прочих услуг. В принципе, это то же самое, что создание совместной управляющей компании. При этом сохранение формального контроля над ГТС даст украинским властям возможность сохранить лицо.
«СП»: – Подключение к газотранспортному проекту американцев позволит разрубить транзитный гордиев узел или, наоборот, окончательно затянет его?
– Наивно рассчитывать, что американцы или европейцы будут инвестировать в систему, которая им не принадлежит. Предложенный формат не подразумевает, что у новых управленцев появится такая мотивация. Будет создана компания, которая станет управлять этой системой. Если у государства Украина 100% ГТС в собственности, то какой смысл вкладывать свои деньги в ГТС? Более того, даже в управляющей компании Киев хочет оставить у себя 51%. К тому же, США и ЕС тогда придется отвечать за этот актив.
«СП»: – В чем тогда смысл создания совместной УК?
– Она будет получать деньги за транзит с «Газпрома» и что-то с этими деньгами делать. Подразумевается, что вырученные средства пойдут на инвестиции. Но в свете сказанного выше в это верится с трудом.
«СП»: – В каком состоянии находится украинская ГТС?
– Если коротко, то в плачевном. Это ни для кого не секрет. Но вкладывать в развитие может только собственник. В лучшем случае, на что можно надеяться – будут сокращены масштабы воровства. Американская или европейская компания, которая придет в этот проект, будет стремиться только к одному – заработать. Они будут думать только о том, сколько денег получат за свою работу.
«СП»: – С Россией понятно, но почему майданный режим не хочет отдать трубу в собственность почти «родным» американцам?
– Если Киев пойдет на то, чтобы реально приватизировать ГТС, это более интересно. Но тогда американцам и европейцам придется инвестировать массу средств. Будут ли они это делать? Это вопрос вопросов. Повторюсь, труба находится в плохом состоянии. Чтобы «отбить» вложения, нужно быть уверенным, что транзит через Украину будет еще долго идти в прежних объемах. Здесь мы выходим на тему «Южного потока». В этот проект уже вошли европейские компании. А на Украине нет ни компаний, ни желающих. По моему мнению, дело повернут так. Придут не мировые гранды, а какие-то мутные ребята, которые сядут на трубу и просто будут пилить деньги.
 


Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

Залогиниться

Зарегистрироваться
....все тэги
Регистрация
UP