Блог им. Simon_Felix

Массовое понижение рейтингов со стороны Standard & Poor’s может обострить кризис в зоне евро

Не успели Ангела Меркель и Николя Саркози объявить о полном согласии между Германией и Францией по выводу зоны евро из кризиса, как Standard & Poor’s поместило рейтинги практически всех стран блока на пересмотр. Это стало самым масштабным шагом такого рода в истории S&P — пострадать может госдолг на 8 трлн долл. Уже вчера агентство добавило к кандидатам на понижение и рейтинг европейского стабфонда (EFSF).

Помещения в список на пересмотр рейтингов 15 из 17 стран Евросоюза стало самым массовым в истории S&P, признали в агентстве. Не тронули только кредитные оценки Греции и Кипра: у первой сейчас и так уже «мусорный» рейтинг СС, а рейтинг последнего был помещен на пересмотр совсем недавно. В списке на пересмотр все шесть стран зоны евро с рейтингами AAA: Германия, Франция, Австрия, Финляндия, Нидерланды и Люксембург. Рейтинги всех AAA-стран могут быть снижены на одну ступень. Исключением стала лишь Франция, которой вместе со всеми остальными странами валютного союза угрожает снижение рейтинга сразу на два уровня. Возможное снижение рейтингов окажет негативное влияние на гособлигации на общую сумму 8,1 трлн долл., подсчитало агентство Bloomberg.

Кроме того, во вторник S&P поместило на пересмотр и рейтинг европейского стабфонда EFSF, опирающегося на кредитные гарантии европейских государств. «Любое снижение рейтингов нескольким ААА-странам, скорее всего, понизит рейтинг EFSF», — полагают аналитики Barclays Capital Лоран Франсоле и Кагдас Аксу.

Если о рисках понижения для Франции говорили довольно давно и S&P даже выпускало по ошибке сообщение об этом, то риск потери высшей кредитной оценки Германии стал шоком. Свои действия агентство объяснило «убеждением, что системные стрессы в зоне евро в последние недели возросли до той точки, когда они оказывают давление на платежеспособность зоны евро в целом». Причиной этих стрессов S&P считает ужесточение кредитных условий в блоке, рост доходности многих европейских гособлигаций, разногласия между европейскими политиками, высокую задолженность правительств и домохозяйств, а также растущий риск экономической рецессии в валютном союзе (с вероятностью 40%).

Примечательно, однако, что в последние дни сами инвесторы сменили гнев на милость в ожидании того, что европейские власти наконец дадут полноценный отпор кризису. К примеру, доходность итальянских гос­облигаций, долгое время превышавшая 7%, опустилась ниже отметки 6%. Обычно помещение рейтинга на пересмотр с негативным прогнозом означает 50-процентную вероятность его снижения в течение 90 дней, однако S&P пообещало принять решение «как можно скорее» после завершения саммита Евросоюза, который пройдет 8—9 декабря. Реакция рынков на решение S&P оказалась довольно умеренной.

Буквально за несколько часов до заявления S&P президент Франции Николя Саркози и канцлер Германии Ангела Меркель представили свой план кардинальной реформы единой Европы. В частности, лидеры намерены изменить уставные документы ЕС и зоны евро, прописав в них автоматические санкции за дефицит бюджета, превышающий 3% ВВП. Кроме того, европейским странам предлагают прописать в конституциях золотое правило о необходимости сбалансированных бюджетов. Кроме того, главы двух государств договорились более не требовать от держателей облигаций участия в реструктуризации госдолга, как это было в случае с Грецией. Также они договорились запустить постоянный европейский стабилизационный механизм (преемник временного EFSF) уже в 2012 году — на год раньше, чем предполагалось.

Саркози и Меркель сообщили, что «приняли во внимание» заявление S&P. Однако далеко не все отреагировали так спокойно. Глава Банка Франции и член управляющего совета ЕЦБ Кристиан Нуайе обвинил S&P в попытке еще больше дестабилизировать финансовую систему зоны евро. «Агентства были одним из моторов кризиса в 2008 году. Не становятся ли они мотором и нынешнего кризиса?» — возмутился он. «Я могут только удивляться, что эта новость обрушилась на нас как гром среди ясного неба во время европейского саммита — это не может быть совпадением», — согласился премьер-министр Люксембурга Жан-Клод Юнкер. Впрочем, министр финансов Германии Вольфганг Шойбле назвал действия S&P «лучшим стимулом» к поиску решения на саммите.

Главный экономист Berenberg Bank считает заявление S&P «самым интересным шагом рейтингового агентства, который мы до сих пор видели», сделанным, чтобы подтолкнуть европейских лидеров к серьезным реформам. Однако на деле это может загнать развитие событий в глубокий кризис. «Рост премий за риск, ухудшение кредитных условий и угроза рецессии стали поводом для возможного снижения рейтинга. Однако понижение может еще больше увеличить премию за риск и в свою очередь повысить вероятность рецессии, которая может привести к новым снижениям и еще большему давления на рынках», — подчеркнул экономист. Стоит отметить, что вслед за суверенным рейтингом могут быть снижены кредитные оценки банков и компаний этих стран. «Очевидно, что если все страны лишатся AAA-рейтинга, это окажет влияние на многие другие активы с рейтингом AAA (наднациональные, ведомственные, местных властей, банков и т.д.)», — прогнозируют аналитики Barclays Capital (RBC Dailly).
★1

теги блога Кирилл Лукин

....все тэги



UPDONW
Новый дизайн