<HELP> for explanation

Блог им. slowly

4 класса игр по воздействию на сознание

 
Французский психолог и антрополог Роже Калуа разделил существующие в мире игры на четыре основных класса в зависимости от вызываемых ими переживаний. Слово «игра» он использует в широком смысле, обозначая этим словом любую форму активности, приносящую удовольствие.


 Каждый из 4 классов игр предлагает свои способы выхода за границы повседневности.
 
В группу «агон» он включил игры, построенные по принципу соревнования. К ней относятся, например, большинство спортивных состязаний. От человека требуется совершенствовать определенные навыки, чтобы превзойти соперника. Соревнование доставляет удовольствие только до тех пор, пока внимание участника сосредоточено в первую очередь на самом процессе игры. По мере того как оно переключается на другие, внешние цели, будь то желание унизить соперника, произвести впечатление на зрителей или получше «продать себя», соревнование может оказаться не целью, на которой концентрируется сознание, а помехой.

 
 В группу «алеа» вошли занятия, основанные на игре случая (например, лото или игра в кости). Алеатические игры доставляют удовольствие, поскольку создают у человека иллюзию возможности влиять на ход будущих событий. Так североамериканские индейцы предсказывали результат охоты, перемешивая специально обработанные кости буйволов; китайцы читали будущее по узорам, образуемым брошенными палочками; жрецы восточноафриканского племени ашанти делали свои предсказания, основываясь на том, как умирали принесенные в жертву петухи. Обработанные ребра буйволов постепенно превратились в игральные кости, палочки китайской «Книги перемен» — в карты, а сами ритуалы прорицания – в современные азартные игры, вполне мирское занятие.
 
Обозначение «илинкс», или «головокружение», получили игры, нарушающие наше нормальное восприятие, такие как катание на аттракционах или прыжки с парашютом. Головокружение – наиболее быстрый способ изменить состояние сознания. Маленькие дети обожают крутиться волчком, пока у них не закружится голова. Так же достигают состояния экстаза вращающиеся дервиши на Среднем Востоке. Любая деятельность, изменяющая наше восприятие реальности, может приносить радость. Этим объясняется привлекательность разнообразных «расширяющих сознание»  наркотиков: от «волшебных» грибов и алкоголя до синтетических галлюциногенов. Но сознание не может расширяться. С помощью наркотиков мы можем лишь встряхнуть его содержимое, что и создает у нас иллюзию его расширения. Ценой искусственно вызванного изменения мировосприятия становится потеря контроля над тем самым сознанием, которое мы хотим «расширить».
 
Наконец, к «мимикрии» Роже Калуа отнес занятия, создающие новую реальность, такие как театр, танец и искусство в целом. Занятия-мимикрии позволяют нам посредством фантазии, подражания и маскировки изменить совою индивидуальность. Наши предки во время ритуальных танцев надевали маски богов и идентифицировали себя с могучими силами, правящими вселенной. Накидывая на себя оленьи шкуры, индейцы племени яки чувствовали единение с духом животного, которого они изображали. Певица, голос который вливается в гармонию хора, ощущает пробегающий по телу холодок, растворяясь в едином прекрасном звуке. Маленькая девочка, играющая с куклой,  или ее брат изображающий ковбоя, также расширяют границы своего обыденного опыта, так как именно в эти моменты они становятся кем-то другим, более могущественным, а также усваивают взрослые гендерные роли, типичные для их общества.
 
 *  *  *


В результате исследований мы обнаружили одну общую характеристику, объединяющую многочисленные разновидности потоковых ощущений. Все они как бы переводят человека в новую, еще не изведанную ми реальность, наполняя его духом первооткрывательства, расширяя горизонты его способностей. Другими словами они делают личность более сложной. В развитии личности и заложен ключ к пониманию потоковой деятельности.
 
Конспект цитат из книги «Поток» Михайя Чиксентмихайи.
 
Мой небольшой дополнительный комментарий (в контексте книги). Под потоком понимается ситуация, когда уровень требований, стоящих перед человеком, соответствуют его умениям. Когда требования сильно завышены (=недостаток умений), человеку становится тревожно, когда требования ниже имеющихся знаний (=избыток умений), человеку становится скучно. Предполагается, что в состоянии потока человек получает удовольствие, его жизнь наполняется смыслом, он становится счастливым. Для того, чтобы находиться в состоянии потока нужно приобретать новые знания и применять их на практике, развиваясь и достигая целей нового уровня.
 
Оригинал в ЖЖ
 

ЧТО ТАКОЕ РЕАЛЬНОСТЬ?

Главным смыслом морального выбора, выражаясь в соответствии с терминологией Канта,
является обязанность создать «наивысшее благо».
Наивысшее благо — это создание мира, сочетающего в себе счастье и свободу.
Если эта возвышенная мечта окажется иллюзией,
то исходный выбор также можно считать нереальным.
В этом случае нам остается только проживать собственные эгоистические жизни,
приспосабливаясь, насколько это возможно, к обстоятельствам своего существования.
Различие между иллюзорным миром Матрицы и миром обычного физического восприятия
на борту «Навуходоносора» — всего лишь отправная точка фильма для исследовани
тем иллюзии и реальности, рабства и свободы.
Изначальное различие между иллюзией и реальностью,
так потрясающе изображенное в сцене с башнями, в которых спит человечество, нельзя считать полным.
Как аудиторию, так и самого Нео интересует и завораживает вовсе не жизнь вне Матрицы, а жизнь внутри нее.

Из книги Ирвина Уильяма "«Матрица» как философия"
avatar

UlySseS

UlySseS, аналогия с матрицей мне давно интересна. Задумывался не раз и не два, поэтому книгу обязательно посмотрю. Спасибо.

И, да, осознание, что почти весь мир живет в матрице дает некоторые преимущества именно для проживания в таком мире.

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

Залогиниться

Зарегистрироваться
....все тэги
Регистрация
UP