Блог им. Ilia_Zavialov

Завьялов Илья Николаевич нарративы от a16z.

Перед тем как вы погрузитесь в изучение статьи, обратите внимание на тот факт что всё упомянутое в ней не является финансовой рекомендацией для принятие более взвешенного решения просьба провести свое собственное исследование. 


Вступление в новую эру децентрализации

Как мы видим снова и снова, когда контроль над мощной системой или платформой находится в руках нескольких (не говоря уже об одном лидере), очень легко нарушить свободу пользователей. Вот почему децентрализация так важна: это инструмент, который позволяет нам демократизировать системы, создавая достоверно нейтральную, композиционную интернет-инфраструктуру; способствующая конкуренции и разнообразию экосистемы; и предоставляющая пользователям больше выбора и владения.

Однако децентрализации было сложно достичь на практике — в масштабах — когда она сталкивалась с эффективностью и стабильностью централизованных систем. Между тем, большинство моделей управления в web3 включали DAO (децентрализованные автономные организации), которые использовали упрощенные, но обременительные модели управления, основанные на прямой демократии или корпоративном управлении — которые не предназначены для социополитических реалий децентрализованного управления. Однако благодаря «живой лаборатории» web3 за последние годы появляется все больше лучших практик децентрализации. Это включает в себя модели децентрализации, которые могут вмещать приложения с богатыми функциями; а также методы, такие как DAO, принимающие макиавеллиевские принципы для разработки более эффективного децентрализованного управления, которое делает лидерство ответственным. По мере развития таких моделей, мы скоро увидим беспрецедентные уровни децентрализованной координации, операционной функциональности и инноваций.

Переосмысление UX будущего

Несмотря на многочисленные жалобы, основы пользовательского опыта в криптовалютах на самом деле не сильно изменились с 2016 года. Это все еще слишком сложно: самостоятельное хранение секретных ключей; подключение кошельков к децентрализованным приложениям (dApps); отправка подписанных транзакций на все большее количество сетевых конечных точек и многое другое. Это больше, чем мы можем ожидать от пользователей за первые несколько минут работы в криптовалютном приложении.

Но теперь разработчики активно тестируют и внедряют новые инструменты, которые могут изменить фронтенд UX (пользовательский опыт) для криптовалют в предстоящем году. Одним из таких инструментов являются passkeys (ключи доступа), которые упрощают вход в приложения и на сайты на устройствах пользователя; в отличие от паролей, которые более уязвимы и требуют ручной работы от пользователей, passkeys генерируются автоматически с криптографической защитой. Другие инновации включают smart accounts, которые делают сами аккаунты программируемыми и, следовательно, проще в управлении; встроенные кошельки, которые встроены в приложение и поэтому делают процесс регистрации беспрепятственным; MPC (вычисления с участием нескольких сторон), что упрощает поддержку подписей для третьих сторон без хранения ключей пользователей; усовершенствованные конечные точки RPC (удаленный вызов процедур), которые могут распознать желания пользователей и заполнить пробелы; и многое другое. Все это не только помогает web3 стать более массовым, но и делает UX лучше и безопаснее, чем в web2.

Возникновение модульного технического стека

В мире сетей одна сила неизменно доминирует над всеми остальными: эффекты сети. Эффекты сети обычно настолько мощные, что на самом деле существует только два вида модульности — модульность, которая расширяет и укрепляет эффекты сети; и модульность, которая их разрушает и ослабляет. За исключением самых редких случаев, только первый вариант имеет смысл, особенно когда речь идет об открытом исходном коде.

Монолитные архитектуры имеют преимущество в том, что позволяют глубоко интегрировать и оптимизировать то, что в противном случае было бы модульными границами, что приводит к большей производительности… по крайней мере, сначала. Но самое большое преимущество открытого, модульного технического стека заключается в том, что он открывает возможность для permissionless (без разрешения) инноваций; позволяет участникам специализироваться; и стимулирует большую конкуренцию. Нам нужно больше этого в этом мире.

Искусственный интеллект + блокчейны объединяются

Децентрализованные блокчейны являются противовесом централизованному искусственному интеллекту. Модели ИИ (как в ChatGPT) в настоящее время могут быть обучены и эксплуатированы только несколькими технологическими гигантами, поскольку необходимые вычислительные мощности и данные для обучения недоступны для меньших игроков. Но с помощью криптовалют становится возможным создать многосторонние, глобальные рынки без разрешений, где каждый может вносить свой вклад — и получать компенсацию — за предоставление вычислительных мощностей или нового набора данных в сеть для тех, кому это нужно. Использование этого огромного количества ресурсов позволит этим рынкам снизить стоимость ИИ, сделав его более доступным.

Но поскольку ИИ революционизирует способ создания информации — меняя общество, культуру, политику, экономику — он также создает мир изобильного контента, сгенерированного ИИ, включая дипфейки. Криптотехнологии также могут быть использованы здесь для раскрытия «черного ящика»; отслеживания происхождения того, что мы видим в интернете; и многое другое. Нам также нужно найти способы децентрализации генеративного ИИ и управления им демократически, чтобы ни один актер не обладал властью решать за всех остальных; web3 — это лаборатория для выяснения того, как это сделать. Децентрализованные, открытые криптосети демократизируют инновации в области ИИ, в конечном итоге делая их безопаснее для потребителей.

Play to earn становится Play and earn


В играх «играть, чтобы зарабатывать» (P2E) игроки часто зарабатывали реальные (не только виртуальные) деньги, основываясь на времени и усилиях, затраченных на игры. Эта тенденция связана с более широкими сдвигами, которые трансформируют игровую индустрию и не только — от взлета экономики создателей до изменения отношений между людьми и платформами. Web3 позволяет нам противостоять текущей норме, когда все доходы от игры и совершения транзакций в играх идут только игровым компаниям. Пользователи проводят столько времени в этих платформах и создают для них столько ценности, что они тоже заслуживают компенсации.

Но игры изначально не предназначались для работы (по крайней мере, для большинства игроков). Нам действительно нужны игры, в которые весело играть и которые также позволяют игрокам получать больше ценности от своего вклада. Таким образом, P2E (играй, чтобы зарабатывать) постепенно превращается в «играть и зарабатывать», устанавливая важное различие между играми и рабочим местом. Динамика управления возникающими игровыми экономиками будет продолжать изменяться, поскольку мы видим эволюцию P2E за пределами первоначальных трудностей. В конечном итоге, однако, это не будет отдельным трендом и просто станет частью игр. 

Когда ИИ становится создателем игр, криптовалюта предлагает гарантии

Как кому-то, кто много думает о web3-играх и будущем игровой индустрии, мне ясно, что ИИ-агенты в играх должны идти с гарантиями: что они основаны на определенных моделях и что эти модели выполняются без коррупции. В противном случае игры потеряют свою целостность.

Когда лор, местность, сюжет и логика генерируются процедурно — другими словами, когда ИИ становится создателем игры — мы захотим знать, что создатель игры был достоверно нейтральным. Мы захотим знать, что этот мир был создан с гарантиями. Самое важное, что предлагает криптовалюта, — это такие гарантии, включая возможность понимать, диагностировать и наказывать, когда что-то идет не так с ИИ. В этом смысле «выравнивание ИИ» действительно является проблемой проектирования стимулов, так же как и взаимодействие с любым человеческим агентом… и это то, о чем криптовалюта.

Формальная верификация становится менее, ну, формальной

Хотя формальные методы популярны для верификации аппаратных систем, они менее распространены в разработке программного обеспечения. Для большинства разработчиков, работающих не с жесткими или критически важными для безопасности системами, эти методы слишком сложны и могут добавить значительные затраты и задержки. Однако у разработчиков смарт-контрактов другие требования: системы, которые они разрабатывают, обращаются с миллиардами долларов; ошибки могут иметь разрушительные последствия и обычно не могут быть быстро исправлены. Поэтому существует потребность в более доступных методах формальной верификации в разработке программного обеспечения и особенно в разработке смарт-контрактов.

В этом году мы увидели появление новой волны инструментов (включая наши), которые предоставляют разработчикам гораздо лучший опыт, чем традиционные формальные системы. Эти инструменты используют тот факт, что смарт-контракты архитектурно проще обычного программного обеспечения — с атомарным и детерминированным выполнением; без параллелизма или исключений; с небольшим объемом памяти и малым количеством циклов. Производительность этих инструментов также быстро улучшается благодаря последним достижениям в производительности SMT-solver (SMT-solvers используют сложные алгоритмы для выявления или подтверждения отсутствия ошибок в логике программного обеспечения и аппаратных средств). С увеличением принятия инструментов, вдохновленных формальными методами, среди разработчиков и специалистов по безопасности, мы можем ожидать, что следующая волна протоколов смарт-контрактов будет более надежной и менее подверженной дорогостоящим взломам.

NFT становятся повсеместными брендовыми активами


Все больше и больше устоявшихся брендов представляют цифровые активы массовым потребителям в виде NFT. Например, Starbucks представил игровую программу лояльности, в рамках которой участники собирают цифровые активы, исследуя предложения кофе компании (не говоря уже об AR лабиринте из тыквенных специй!). В то время как Nike и Reddit разработали цифровые коллекционные NFT, которые они явно продвигали широкой аудитории. Но бренды могут сделать гораздо больше: они могут использовать NFT для представления и укрепления идентичности клиента и принадлежности к сообществу; соединять физические товары и их цифровые представления; и даже совместно создавать новые продукты и опыт вместе с их самыми преданными энтузиастами. В прошлом году мы наблюдали растущий тренд на дешевые NFT для массового сбора в качестве потребительских товаров — часто управляемых через кастодиальные кошельки и/или блокчейны Layer 2 с соответственно низкими транзакционными затратами. На подходе к 2024 году многие условия на месте для того, чтобы NFT стали повсеместными как цифровые брендовые активы для широкого круга компаний и сообществ.

Технология SNARKs становится мейнстримом

Исторически технологи использовали следующие стратегии для проверки вычислительных задач: 1) повторное выполнение вычислений на доверенной машине; 2) выполнение вычислений на машине, специализированной для задачи, так называемой TEE (trusted execution environment, доверенная среда исполнения); или 3) выполнение вычислений на достоверно нейтральной инфраструктуре, например, на блокчейне. Каждая из этих стратегий имела свои ограничения с точки зрения стоимости или масштабируемости сети, но теперь SNARKs (Succinct Non-interactive ARguments of Knowledge) становятся более удобными в использовании. SNARKs позволяют вычислить «криптографическую квитанцию» некоторой вычислительной задачи недоверенным prover (доказывающим), которую невозможно подделать: в прошлом вычисление такой квитанции требовало на 10^9 больше работы, чем исходные вычисления; последние достижения сокращают это число до 10^6.

Таким образом, SNARKs становятся жизнеспособными в ситуациях, где первоначальный провайдер вычислений может выдержать нагрузку в 10^6, а клиенты не могут повторно выполнять или хранить исходные данные. Возникающие в результате случаи использования многочисленны: Устройства, подключенные к интернету (например, умные часы, термостаты или камеры), могут самостоятельно проверять и убеждаться в безопасности своих программных обновлений. Программное обеспечение для редактирования медиа может встраивать данные об аутентичности и трансформации контента; в то время как ремиксы мемов могли бы отдать дань уважения исходным источникам. Выводы LLM могли бы включать информацию об аутентичности. Мы можем получить самопроверяющиеся формы налоговой службы, банковские аудиты результаты которых нельзя подделать или искажать, и многое другое, что принесет пользу потребителям впереди.


теги блога Ilia_Zavialov

....все тэги



UPDONW
Новый дизайн