Блог им. JurijShabalov

Русские ходят по тонкому льду: в Financial Times недовольны тем, что Россия запустила танкеры по Севморпути

Русские ходят по тонкому льду: в Financial Times недовольны тем, что Россия запустила танкеры по Севморпути
В прошлом году правительство утвердило программу, рассчитанную  на строительство полусотни ледоколов и судов ледового класса для работы на Северном морском пути до 2035 года. А пока процесс активизируется недалеко от Арктики на всех парах мчат обычные танкеры — ещё месяц здесь ждут открытую воду, и нужно успевать пользоваться окном возможностей и слать по кратчайшей дистанции нефть в Китай. Таким образом из Мурманска, Приморска и Усть-Луги в этом году собираются отправить в КНР более 10 млн баррелей.

Это в центральной России лето кончилось и о купании в водоёмах остаётся только мечтать до следующего года. Не то чтобы север страны в сентябре наслаждался солнечными ваннами и пляжным отдыхом, но лёд на Севморпути как раз растаял и до 20-х чисел октября вряд ли будет серьёзной преградой для крупнотоннажных кораблей. Вот и потянулись из наших дальних гаваней танкеры с нефтью, пробуя новый для себя маршрут в Китай. До этого они проходили через Суэцкий канал, но северный вариант куда выгоднее. Из Приморска в Китай теперь можно добраться гораздо быстрее, не за 45 дней как раньше, плюс нет рисков, что какой-нибудь перебравший храбрости капитан перекроет проезд через это бутылочное горлышко.
Русские ходят по тонкому льду: в Financial Times недовольны тем, что Россия запустила танкеры по Севморпути
Учитывая то, что лёд пока не сковал Северный морской путь, движутся по нему танкеры без ледового класса. NS Bravo покинул Мурманск 5 сентября и к 26 сентября собирается финишировать в Ричжао. Leonid Loza выдвинулся пятью днями позже, сейчас минует Чукотское море и 4 октября должен прийти в Нинбо. Назвали последний корабль в честь начальника Сахалинского морского пароходства, который не имеет отношения к музыканту Лозе, верующему в плоскую Землю. Хотя это, конечно, символично, когда танкер «Лоза» за ограниченное время может просто раздавить теорию, которую певец столько лет продвигал на каждом шагу.
Русские ходят по тонкому льду: в Financial Times недовольны тем, что Россия запустила танкеры по Севморпути
Два танкера российского «Совкомфлота» доставят в Азию более 2 млн баррелей нефти. Путь по Севморпути займет 21−24 дня и составит 6400−6500 миль. Они проходят его
 на скорости 11−13 узлов, всего пару раз притормаживая до 5−8 узлов. На маршруте работают ледоколы, но, по данным АИС, им не пришлось заниматься отдельной проводкой танкеров. Разрешение на прохождение таким же маршрутом получил «СКФ Самотлор», его ждут в Мурманске 24 сентября. Нынешняя навигация станет для Севморпути рекордной по поставкам нефти из российских портов в Китай, ими займутся сразу 13 танкеров. Шесть из них ушли в КНР из балтийских портов Усть-Луга и Приморск, остальные — из Мурманска. Общие объем перевезенной нефти по плану превысит 10 млн баррелей.

Такие успехи российского флота очень болезненно восприняли за рубежом. В Financial Times даже вышла статья с обличительным заголовком
«Россия впервые направляет тонкокорпусные нефтяные танкеры через Арктику», которая сходу пытается оседлать любимый конёк-горбунок Запада, извлекаемый из ящика с нафталином, как только речь заходит об успехах стран недружественных большой семерке. Нет, это не технологическая отсталость аборигенов, которым до цивилизованных государств полста лет скакать, и то не сильно поможет. Речь об священном Граале людей со светлыми лицами — экологии.     

«Россия разрешила проход нефтеналивных танкеров по своему ледяному Северному морскому пути, что вызвало опасения по поводу возможности катастрофического разлива нефти в Арктике… Несмотря на то, что они не оборудованы для работы в ледовых условиях, двум танкерам, не относящимся к “ледовому классу”, в августе было разрешено совершить опасное путешествие протяженностью 3500 миль вдоль северного побережья России по пути в Китай. Представитель Гринпис Великобритании Чарли Кроник предупредил, что использование танкеров не ледового класса значительно увеличивает риск аварий, учитывая непредсказуемый характер морского льда и трудности в поддержании безопасных маршрутов», — надрывается FT. Почему Гринпис помалкивал, когда начался слив в океан радиоактивной воды с Фукусимы мы вежливо спрашивать не будем. Там то речь шла о прорывных технологиях, а тут просто дикари везут грязные штуки из одной части света в другую, пачкая всё на своем пути. Зато авторы подробно остановились и на хорошем:
— Северный морской путь, расположенный в арктических водах, более короткий маршрут доставки в Китай. 
— Потепление климата сделало его более доступным в летние месяцы, предоставляя более быструю альтернативу традиционному маршруту через Суэцкий канал. 
— Западные санкции, введенные в результате вмешательства России в ситуацию на Украине, вынудили Москву чаще использовать Северный морской путь для выхода на азиатские рынки. 
— по сравнению с 45-дневным путешествием по Суэцкому каналу использование северного маршрута может сэкономить России полмиллиона долларов за рейс исключительно на расходах на топливо.

Напомним, что когда Севморпуть только начинал подвигаться как будущее нашей страны в связи с климатическими изменениями, многие товарищи сильно сомневались в целесообразности такого маршрута, оперируя подобными картинками. На них действительно преимущества движения вдоль Арктики, мягко говоря, не бросались в глаза.
Русские ходят по тонкому льду: в Financial Times недовольны тем, что Россия запустила танкеры по Севморпути
Возможно, были такие гении мысли и в «Файнэншл Таймс», однако время всё расставило по местам. Время и работа с глобусом, а не с контурными картами. Потому что как бы сильно товарищ Лоза не хотел доказать собственную правоту, в дело вступают более тонкие материи, чем «я верую, а значит оно существует». И опытным путём в итоге было доказано, что северная дорога будет короче, потому как по экватору шара надо ходить много больше, чем вблизи полюса. Данный текст, впрочем, не претендует на то, чтобы открыть исполнителю «Мой плот» глаза на мир, все мы люди и понимаем, что автору одной-единственной популярной песни тяжело продавать билеты на собственные выступление, вот и приходится из каждого утюга нести невообразимую дичь, лишь бы привлечь внимание платежеспособной публики. 
Русские ходят по тонкому льду: в Financial Times недовольны тем, что Россия запустила танкеры по Севморпути

Помня о том, что касательно России нужно высасывать негатив даже там, где его трудно обнаружить с лупой, FT надрывно канючит, что «риски, связанные с перемещением льда, вызванные морскими течениями и ветром, делают навигацию по Северному морскому пути крайне непредсказуемой. Уменьшение количества льда может привести к увеличению волн, создавая дополнительные опасности». По их логике по льду не пройдешь без ледокола, а безо льда и вовсе беда. Так что главный вывод, который делает издание — «ситуация подчеркивает взаимосвязь между изменением климата и геополитикой, когда Россия отдает приоритет продаже своих энергетических ресурсов, а не заботам об окружающей среде». Изверги, короче. Не хотят заботиться об экологии и всё тут.

Ведущий эксперт Финансового университета и Фонда национальной энергобезопасности Игорь Юшков по данному поводу считает нужным отметить следующее:
-  Всегда говорят, что есть риски и экологические минусы, что вообще не надо ни добывать, ни перевозить, ни использовать нефть. Плюс к тому сейчас сложно отделить политическую составляющую в деятельности экологических организаций. Конечно, повышенное внимание к России, и что бы ты ни делал, везде тебя будут клевать. России это, соответственно, для чего? Это некая апробация использования Северного морского пути более широкой линейкой танкеров, не только арктического класса. Это логично, потому что мы сейчас вывозим нашу нефть только теневым флотом, игнорируя санкции в виде потолка цены. Мы этими танкерами пробуем использовать разные маршруты, потому что тоже может быть ужесточение. Например, могут же ввести санкции, которые попытаются препятствовать использованию Россией Суэцкого канала, и тут уже встанет вопрос — нам вокруг Африки ходить, через мыс Доброй Надежды, либо по Северному морскому пути. Еще проблема была в том, что страховка танкеров, которые идут по Севморпути, была дороже, чем через традиционные маршруты, например через Суэцкий канал. Сейчас же страхованием перевозки российской нефти занимаются компании из России, Турции, из ряда других стран. В целом я думаю, что пытаются найти такие возможности, которые и по экономике проекта, в общем-то, тоже не ударят. Большую актуальность перевозка по Северному морскому пути будет приобретать по мере развития добычи в Мурманске, в основном перевалка идет с месторождения Новопортового «Газпромнефти». Они там добывают, отвозят челноками как раз в Мурманскую область, там стоит судно-накопитель. Судно-накопитель наполняется, и отгружают в большие танкеры. Эту нефть логично отправлять по Северному морскому пути, потому что до Суэцкого канала ей идти далеко. Ну и посмотрим, как «Роснефть» будет развивать «Восток Ойл», наберет ли она достаточное количество танкеров ледового класса либо ей тоже, например, в летний период будет необходимо вывозить обычными танкерами. А ситуация будет улучшаться по мере введения в эксплуатацию новых атомных ледоколов, потому что они будут обеспечивать проводку судов. Но все-таки пока речь идет об использовании Северного морского пути для вывоза нефти из арктических месторождений, а ни с Балтики, ни из Новороссийска.

С такими вводными понятно, что Севморпуть будет громко заявлять о себе ещё неоднократно. Это притом, что первый блин оказался комом — когда доставку российской нефти и СПГ с балтийских портов в Азию по арктическому маршруту только организовали, два из шести нефтяных танкеров, NS Arctic и «Приморский проспект», вынуждены были встать на шесть дней в Восточно-Сибирском море и ждать ледокола, газовоз «Великий Новгород» по той же причине застрял всего лишь на сутки. А теперь вон оно как развернулось, «тонкостенные танкеры» летают в Азию как пчёлки по Севморпути. А к ним на помощь идёт транспорт, у которого противостояние льдам ещё на верфи заложено. В сентябре 
президент РФ Владимир Путин приехал в Приморский край на судостроительный комплекс «Звезда», где поучаствовал в церемонии имянаречения арктического танкера-газовоза «Алексей Косыгин» и танкера-челнока «Валентин Пикуль».

— Уверен, новые суда будут достойны этих прославленных имён, — отметил Владимир Путин. — Ведь это современные, мощные, оснащённые по последнему слову техники морские суда, без преувеличения, одни из лучших в своём классе в мире. Они способны работать при экстремально низких температурах, в суровых климатических условиях, проходить через ледяные преграды, перевозить большие объёмы нефти и газа. Развитие такого флота имеет огромное значение для нашей страны – арктической державы, востребовано для реализации нашей долгосрочной стратегии по освоению Арктики, для обеспечения надёжных перевозок на Северном морском пути, на глобальных транспортных, логистических маршрутах, для укрепления энергобезопасности нашей страны, да и всего мира.



★3
56 комментариев

«Россия разрешила проход нефтеналивных танкеров по своему ледяному Северному морскому пути, что вызвало опасения по поводу возможности катастрофического разлива нефти в Арктике…
( Представитель Гринпис )

а по поводу Японии что-нибудь будет? а ну да, это другое ..

avatar
Виталий, Там очень просто, воду эту уже просто некуда девать, да и свои же.
avatar
kuzbass_oleg, как некуда? Пусть выпьют, по аквариумам разберут. Это их проблема
avatar
Кристина, Да ты что, они ж не привычные. Да и на экологов они ложили. Ну и опять же, они ж с гегемоном пока дружат.
avatar

Блин, я не понимаю. То ли я поглупел, то ли мир. Вот текст — информативный, на финансово-экономическом ресурсе. На хера в нём говнокартинки??? На хера эта чушь «о купании в водоёмах остаётся только мечтать», «Назвали последний корабль в честь начальника Сахалинского морского пароходства, который не имеет отношения к музыканту Лозе, верующему в плоскую Землю» итд?

 

Зачем автор вставляет эту хрень в интересный, в общем-то, материал?

avatar
Karkoon, Так это ж просто, очень просто. Яму так хочется.
avatar

Яму так хочется.


 

kuzbass_oleg, ответ дебила. Перечитай вопрос. Там не ПОЧЕМУ он это делает («яму так хочется!!! ::))), а ЗАЧЕМ он это делает.

avatar
Karkoon, Ты дебил? Зачем, почему. Делай по другому.
avatar
Karkoon, 
ПОЧЕМУ и ЗАЧЕМ — по сути — вопросы синонимы. 
и Для чего? — тоже их тезка. 

Зачем? — Затем, что хочется ему так делать. 
Почему? — Потому, что хочется ему так делать.
Для чего? — Для того, что хочется ему так делать.
avatar

ПОЧЕМУ и ЗАЧЕМ — по сути — вопросы синонимы.


 

Виталий Зотов, категорически, на 200% не согласен. Вопросы кардинально разные. Фактически, показывают отличие взрослого от ребенка: "Зачем ты Колю ударил?" Ребенок ответит: "Потому что он машинку забрал!" Взрослый ответит "Чтобы он машинку вернул" или даже "Чтобы выплеснуть гнев и обиду от потери машинки" :) Разница в мышлении, либо зрелом, либо инфантильном.

avatar
Karkoon, вы просто не хотите задуматься, а рубите с плеча. 
НА вопрос Зачем — ответ не Потому, что, а Затем. 
Потому, что — это на Почему?
Русский язык, знаете ли. 

второеЗачем ьы ударил?
Чтобы он машинку вернул"
Почему ты ударил?
Чтобы он машинку вернул"
одно и тоже.

Он забрал и Чтобы вернул - 
вопросы идентичные — просто ответы разные

А если ответы разные, то при чем тут вопросы?
Мы же о вопросах говорим, верно?
взрослые люди должны это понимать, я думаю. 
avatar
Karkoon, я мне понравилось, не люблю голые факты. По-моему даже очень к месту.
avatar

tirimigo, уже некоторый ответ.

 

«Голые» факты никто не любит. Читал в студенчестве, что в информативном тексте должно быть процентов 35 «воды». Чтобы текст усваивался. В речи тоже нужны вводные слова, украшения, сравнения итд. Мозг тогда успевает инфу обрабатывать. Но одно дело «вода», украшения и сравнения, а другое — какая-то 2.71банина про Лозу и пляжи, говнопикчи, которые приходится проскролливать итд.

 

Я, например, Лозу считаю отличным музыкантом-текстовиком. Сразу начинаю думать, с хера ли автор его сюда притащил. Автор разбирается в музыке? Лоза высказывался о Севморпути? Нет. Получается, просто левый говномемасик. А зачем??

avatar
Karkoon,  что так расстраиваться? Читайте выборочно, закажите автору персональную статью, думаю не откажет.)) А еще можно читать выборочно, как перед сессией.)))  Ищите хорошее, плохого и без Лозы хватает.)
avatar
tirimigo, ну вот, даже одну мысль два раза написала.)) все ведь хорошо.
avatar

Читайте выборочно, закажите автору персональную статью


 

tirimigo, ну уж что мне делать, я сам решу, ладно? И как мне читать, уж этому-то меня учить не надо. Хочешь кого-нибудь чему-нибудь поучить — поучи топикстартера делать текст интересным без ублюдочных картинок и идиотских мемов. Полезное для всего мира дело сделаешь. Инфу-то он дает качественную

avatar
Karkoon, Слушайте, ну мне например, как человеку далёкому от этой темы, такой стиль вполне заходит - и интересно, и инфа усваивается. Вы сами об этом выше написали. Ну и посмеяться всегда полезно. Так что видимо такие тексты для тех, кто хочет совместить полезное с приятным.
Александр Баранец, да напишет он вам серьёзную статью. Вот прям сейчас, специально для вас и попрошу.)) Юрий, дайте что-нибудь серьёзное пожалуйста!))
avatar
tirimigo, Мне не надо, меня итак всё устраивает. Это другому человеку плохо стало.
Karkoon, я уверен, вы не поглупели. А с миром трудно сказать определенно
avatar
Я мало понимаю в вопросах экономики и логистики, но от месторождений до китая — два лаптя по карте, можно на собачьей упряжке довести за 15 дней (шучу конечно), но по земле не проще? Почему именно по морю? У танкера «фляга» больше?
avatar
tirimigo, а в чем вы столько нефти повезете? В цистернах? Два миллиона тонн за ходку не получится, а жэдэ дорогу забьете насмерть. Лучший вариант конечно трубопровод, ну так его поди построй
avatar
Юрий Шабалов, ну я и уточняю, значит не столь все плохо, раз о размере фляги спросила.))
avatar
Совкомфлот 🚢🔥💲
по дистанции короче...
но требует специальных судов 
не доступен круглогодично
и дольше по времени

кроме того танкер танкеру рознь… он физически не может быть шире ледокола… т.е речь идет о небольших судах…
avatar
ves2010, Проводка ледоколами стоит денег. Путь конечно короче. Вопрос в общей стоимости. Будет дешевле — суда пойдут. Будет дороже — будут только визги.
avatar
Andrew_Kl, это пока есть альтернатива в виде суэцкого канала, а представьте, что его для нас закрыли....
Не можете представить :)? А я вот уже могу...

Свой маршрут всегда гораздо лучше. Бабки за ледоколы уйдут своим-же…
avatar
xSVPx, может лучше не поступать так, что бы что- то закрывали ?
Уж очень дорого импортзамещение и всяческое резервирование обходится. Да и не получится от мира отгородится.
А СМП в некоторых случаях действитель имеет смысл. Например при транспортировке сжиженного газа с Ямала. Но в качестве транзита — это бред.
avatar
Andrew_Kl, лол, вы серьезно ?
Слава Путину, что он все это затеял. Ещё пять лет назад я думал, что «уважаемые западные партнёры» придерживаются ими же задекларированных правил. Что у них там чтут свободу, частную собственность итд итп.

А вышло так, как вышло.

Нет уж, лучше от этих пидорасов не зависеть. Пусть даже при этом слой масла на бутерброды будет потоньше.
Они неуправляемы и непредсказуемы, могут в любой момент любую дичь устроить. Я и вы для них не люди, и никаких человеческих стандартов по отношению к себе мы от них увы не увидим.

Теплеет. Ещё лет десять, и навигация будет возможна без ледоколов. Не вижу никакого бреда подготовиться к этому заранее...
Ну и любая диверсификация — это хорошо. Дольше сможем пользоваться Суэцким каналом…
avatar
xSVPx, Конечно серьезно. А насчет «славы» — с 2014 года средний рост ВВП чуть больше 0,5 % в год, располагаемые доходы населения снизились. Это конечно достижение. тут памятник надо ставить в назидание.
Насчет «они не управляемы» — они не управляемы Путиным)). Что вполне нормально. Да и до 2014 года  никаких проблем не было.
Насчет — «Теплеет. Ещё лет десять, и навигация будет возможна без ледоколов.» — полный бред.
А вот насчет «пид***сов» — обычно это как раз наши родные пропагандоны. Вешающие лапшу согражданам.
avatar
Реальное время завершившихся проходов будем выкладывать? Как там с ледовой обстановкой, когда летом внепланово приходится задействовать ледоколы?
avatar
222, не одупляете мистер, глобальное потепление. В России это тренд, то бордюры с плиткой менять, то снегоуборочную технику в лизинг в Африку сдавать, ой… ледоколы. Лучше б подумали о насущном. Как солнце ☀️ искусственное создать 🤡
avatar
Hydraplazmoonic25, уже все есть — с достройкой сферы Дайсона проблемы отпадут.
avatar
По толстому льду на самом деле.
avatar
Mityan, на самом деле этот проект не взлетит, скорее утонет ) Что там с Курском? Он утонул. ВВ Путин (с улыбочкой)
avatar
Hydraplazmoonic25, возможно, вы правы, спорить не стану.
но, конечно, теплится надежда. а вдруг и глобальное потепление поможет, и ледокольный флот будет поставлен на поток.
avatar
Построят конешн, сколько уже бумажных городов в Сибири и на ДВ. Без бумажных карабликов никак…
avatar
  Еще до известных событий, некоторые западные фирмы, например  Nike отказывались возить свои товары по Севмор пути, также из за  экологии; морские котики и др.обитатели на  северных водных просторах  погибали из за прохода судов.
lt.sputniknews.ru/20191122/V-RF-obyasnili-otkaz-zapadnykh-kompaniy-ot-Severnogo-morskogo-puti-10727104.html
avatar
Олег Бар, какой кошмар, какой ужас. «Сколько раз вам повторять, Борменталь? Не читайте советских газет за обедом!»
Юрий, основная проблема Севморпути — отсутствие нормальной портовой инфраструктуры на севере России. Эту проблему необходимо решать параллельно и незамедлительно. В случае ее решения — будет нивелировано множество геополитических рисков. А котикам придется перебраться поближе к Японии… Хотя да, там водичка тоже уже не такая чистая, плюс эти хвостатые св*лочи всю рыбу сожрут и придется суши с одним рисом есть.
avatar
Илюха-перехай,
Её не получится решить, т.к. формально там тысячи км не территориальных вод.
Привет «китайским» островам
avatar
Очередной распил бабла.
После того, как настроят ледокольных танкеров, китайцы ещё больший дисконт потребуют. 
avatar
По поводу распила. Послушайте как именно строятся эти танкеры:

youtu.be/I58303fthuY?si=zAMQwrkgTp8q5VGc
avatar
к 15 октября море начнет замерзать и эти заплывы закончатся
avatar
Зачем? По кочану! Почему по кочану? Потомушта на ,, Уууууу"🙄😂😂😂
avatar
Все правильно… Главное что это проще и быстрее и дешевле и выгоднее для России… а на мнение Европы США и прочих нам плевать…
avatar
Что вы в Японию уперлись? После розлива в Мексиканском заливе, все остальные риски и произошедшие аварии, ну разве, что кроме Чернобыля — просто детский лепет…
avatar
Ну и где сегодня круглогодичная навигация по Севморпути? Всё профанация на поверку оказалось. Сейчас зимой никто там по Севморпути(его восточной части) и не ходит и навряд ли зимой будут ходить. Даже летом 2 танкера в прошлом году по 50 суток затратили на проход по Севморпути, через Суэцкий канал быстрее. Так что туфта всё это, забудьте о Севморпути круглый год, только летом и с ледоколами, да и то по 1 судну в месяц не более.
avatar
Олег Ков, а кто и когда говорил про круглогодичную навигацию по Севморпути? 
avatar
Юрий Шабалов, Постоянно говорят, что это типо возможно. Я сам там ходил не раз и знаю ситуацию ледовую не по наслышке. Возможны только единичные проводки судов зимой, которые с коммерческой стороны не оправданы. Экономии топлива на самом деле не происходит, т.к. ГД работает на полный вперёд, а скорость во льду 3-5 узла. В то время как по чистой воде скорость до 15 узлов и более. Кроме того при застревании во льду, приходится отрабатывать назад и опять полный вперёд и так по много раз, всё это съедает в 2-3 раза больше топлива, чем по чистой воде. Кроме того, постоянные поломки винто-рулевой группы, на порядок чаще, чем по чистой воде и т.д. Выигрыша по времени не происходит, если идти с Балтики, даже в летнее время, а рисков гораздо больше, да и страховщики зимой добровольно грузы не страхуют, только по приказу и под гарантии государства. Ни один коммерсант-частник добровольно, не повезёт свои грузы по всему Севморпути в здравом уме.
avatar
Олег Ков, а по поводу 1 судна в месяц (максимум) — по данным «Росатома», в 2023 году было выписано 1218 разрешений на плавание в акватории Севморпути (в 2022 году — ​1163), в том числе 115 — ​иностранным компаниям (в 2022 году — ​55).
avatar
Юрий Шабалов, Всех, и в том числе Путина, вводят в заблуждение. Я как капитан дальнего плавания, который не раз ходил Севморпутём, скажу вам по секрету, что эксплуатируется только маленький участок Севморпути от Новой Земли до Енисея(В Баренцевом море льда почти не бывает даже зимой). Но этот участок эксплуатируется круглый год ещё с советских времён(Из Дудинки Норникель свои грузы возит) и все сотни судов ходят с тех времён и сейчас только здесь, а на 3/4 Севморпути от Енисея до Берингова пролива никто не ходит, только летом единичные проходы и так оно будет скорее всего всегда. Так что все разговоры про круглогодичную навигацию по всему Севморпути, это красивые сказки, не более. На практике это экономически нецелесообразно. Я могу только допустить, что в будущем Новатек с Арктик СПГ-2, сможет по 1 танкеру в месяц в сторону Китая проводить, но пока и этого нет, да и пару тройку раз проведут танкер да и откажутся от этой пустой затеи, думаю.
avatar
Олег Ков, давно сняли капитанскую фуражку? Потому как льды тают каждый год, и в какое состояние придёт Севморпуть уже через пять лет можно только гадать. Но судя по всему, процесс упростится. 
avatar
Юрий Шабалов, Летом да, в последние лет 5 стало полегче ледовая обстановка, но это дело то цикличное, в следующие годы может быть наоборот, уже даже нынче ледовая была посложнее, чем в прошлом году. А диплом КДП у меня ещё действующий, может и ещё в море пойду, правда уже сам не собираюсь, хватит думаю, 35 лет в море проходил.
avatar
Юрий Шабалов, Посмотрите на карту в режиме он-лайн и вам станет всё сразу понятно. Там где в высоких широтах неопознанные объекты, это могут быть буи гидрографов, которые дрейфуют(изучают течения)
www.vesselfinder.com/ru 
Вокруг Новой земли часто суда ходят, так как там ледовая обстановка бывает лучше, чем идти через Карские ворота. Суда ходят в Дудинку(порт Норникеля) Дальше Енисея никто не ходит, порой годами.
avatar

теги блога Юрий Шабалов

....все тэги



UPDONW
Новый дизайн