Блог им. Koleso

Практический интеллект. Часть 2. Окончание. Как критически мыслить, моделировать ситуации, глубоко анализировать и никогда не обманываться.

 Практический интеллект. Часть 2. Окончание. 


изучим Модели мышления.

Попрактикуем обратное повествование.

Разделим корреляцию и причинную обусловленность.

Изучим Дивергенция мышления.

Рассмотрим методы культивирования нестандартного мышления.

 

Узнаем, что такое Ограниченное мышление.

И как на него влияют:

Биологические ритмы.

Стресс, сон и физическая активность.

 

 

Глава 3. Мыслите моделями.


продолжим следующей темой: как продуманнее относиться к процессу мышления, введя понятие ментальные модели, и как они фактически защищают нас от неразумного (глупого) мышления.

 

 вы ничего не сможете узнать, если просто запомните отдельные факты и попытаетесь их вбивать себе в голову. 

 

Если факты не основываются на теории, у вас нет их в удобном для использования виде. 

У вас в голове должны быть модели. И вы должны собрать свой опыт – как косвенный, так и прямой – на этой решетке моделей.

 

Вы должны накладывать опыт на решетку моделей в своей голове.

Какие модели? Итак, первое – у вас должно быть несколько моделей.

 

Это как старая поговорка: «Для человека, у которого есть только молоток, каждая проблема выглядит как гвоздь».

 

у вас должны быть модели из множества дисциплин.


Вы должны знать основные идеи основных дисциплин и использовать их на регулярной основе, причем все, а не только некоторые. 


Большинство людей изучили одну модель – экономику, например, – и пытаются решать все проблемы однообразно.


Если представить себе жизнь в виде строительной площадки, то ментальные модели – это инструкции по использованию молотка, пилы, гвоздей, пескоструйного аппарата и так далее. 


Чем больше моделей вы получите в свое распоряжение, тем лучше справитесь с работой.


ментальная модель — это своего рода фильтр для работы с ситуациями, который помогает быстрее разобраться в сути дела и принять оптимальное решение. 


Ментальные модели наделяют нас способностью отфильтровывать помехи от сигналов.


Скептицизм и критическое мышление – это, по сути, ментальные модели для особых целей. 


К примеру, возьмем принцип Парето, «Правило 80/20». 


Это правило гласит, что в любой сфере деятельности 80 процентов следствий вызываются 20 процентами причин. 


Если по сценарию вы пытаетесь определить эффективность чего-либо и понять, на чем вам следует сосредоточиться, можете надеть «очки» принципа Парето. 


Но, как бы ни был полезен принцип Парето, он не поможет вам решить, к примеру, куда поехать в отпуск. 


:--) Можете попробовать

:--) 80 процентов удовольствия от отпуска дают 20 процентов обстоятельств?

 но все же он не совсем пригоден для такой задачи.


сила ментальных моделей как раз и заключается в наличии решетки, применимой во многих ситуациях.

 

Если такой рамочной структуры у вас нет, вы рискуете пасть жертвой басни о слепцах и слоне. 

 

однажды шестеро слепцов ощупывали слона, но каждый имел возможность прикоснуться только к какой-то одной его части: колену, боку, бивню, хоботу, уху и хвосту. 

 

Все они пришли к заключению, что ощупывали разных животных или предметы. 

Никто из слепцов по отдельности не был неправ, но они действовали только с одной точки обзора и поэтому ошибались относительно того, как выглядит слон в целом. 

Иными словами, не все решаемо с помощью принципа Парето.


Вам нужно всего лишь усвоить базовые моменты и начала нескольких самых существенных моделей. Только не будьте мастером, у которого из инструментов один молоток.

 

вот несколько примеров ментальных моделей, чтобы вы имели представление, на что они похожи и как разбить их на категории.

 

Рассмотрим пять моделей.

 

  1. Подумайте о последствиях второго уровня. 


мыслите в долгосрочных масштабах, вне сиюминутного круга забот. 

Когда вы разбираетесь с ситуациями с помощью этой ментальной модели, то находите в целом более подходящие ответы, в отличие от немедленной награды.

 

2. Разумная достаточность. 

 

термин (satisficing) является комбинацией слов «удовлетвориться достаточным» (satisfy и suffice).


В основе ментальной модели разумной достаточности лежит идея о том, что в некоторых ситуациях совершенное или оптимальное решение невозможно – никакое рациональное решение не разрешит каждую отдельную проблему, которая требует внимания, и «оптимальное» решение либо невозможно, либо непрактично.


Следуя принципу разумной достаточности, человек переводит фокус на самые важные или ключевые точки, требующие внимания (как и в принципе Парето), а затем принимает решения, достаточно разумные в этом контексте. 

 

Пытаться каждый раз давать прецизионно четкий ответ – ненужная трата времени и энергии. 

 

Разбираясь с ситуациями с помощью этой ментальной модели, вы уясните, какова ваша реальная цель, что вторично, а что можно целиком игнорировать.

 

3. Отличайте чувства от мыслей.


4. Действие – в приоритете. 


слишком подробное планирование может отсрочить реализацию решения.


В худших сценариях трата всего времени в режиме подготовки может привести к тому, что обычно зовется «аналитическим параличом» – много мыслей, мало толку, когда люди настолько поглощены планированием, что ничего в реальности не делается.


5. Все, что может пойти плохо, пойдет плохо.


эта ментальная модель известна как закон Мерфи.


Суть данной модели в том, чтобы воспользоваться неопределенностью как знаком, что пора действовать.


Прогоняя ситуации через эту ментальную модель, вы обнаружите умение взвешивать и убытки, и прибыли, разрешая себе делать ошибки.


Эти пять моделей могут работать вместе, охватывая широкий спектр жизненных ситуаций и помогая вам ориентироваться в океане жизни. 

 

Но если говорить конкретно о нашей цели практического интеллекта и понимания мира, каков он есть на самом деле, то мы поглубже изучим три дополнительные ментальные модели.

 1. Процесс против результата.

Ловушка результативности – это когда вы повторяете процесс, решение или действие, потому что они однажды дали положительный результат, вместо того чтобы подумать, какие шаги привели к этому результату.


вы говорите: 

«Ну, я не знаю почему, но в последний раз это решение сработало. 

Давайте поступим так же снова!» 

Но если это все ваши аргументы, то вы больше полагаетесь на слепую удачу.


 Представим, что Вы пьяный безопасно доехали за рулем до дома. 


Но это не означает, что решение садиться за руль подшофе было хорошей идеей. 


Если вы попались в ловушку результативности, то могли подумать, что пьяная езда – не такая большая проблема, поскольку в прошлый раз все обошлось.


ловушка результативности широко распространена. 


В мире покера у нее даже есть особое название: резалтинг, когда соперники сосредоточены только на результатах игры. 


В покере, где большинство ситуаций происходит регулярно, все же при принятии решений нельзя ориентироваться только на то, что хорошо сработало в прошлой игре. 


Лучший метод игры – это подумать, что может произойти с наибольшей вероятностью, и принимать решения, исходя из теории вероятностей. 

Прошлые результаты могут играть некоторую роль, однако они – лишь один фактор из множества.


В особенности вам следует проявить внимательность и не путать ловушку результативности со склонностью к запоздалым суждениям. 


При этой склонности верный выбор кажется очевидным за счет способности видеть, как разыгрываются события. 


Однако ответ может и не быть ясен в тот момент, когда делается выбор или принимается решение. 


Например, вы можете сказать: «Я знал, что пойдет дождь», когда с неба начинает капать. 

Но до этого светило солнце, и вы не смотрели прогноз погоды, поэтому никак не могли знать, что будет дождь. 


Это отличается от ловушки результативности, когда вы могли бы решить, что нужно всегда носить с собой зонтик.


Что можно сделать, чтобы не попасться в ловушку результативности?

 

Оцените процесс принятия решений перед тем, как будут получены результаты. 


Чтобы вы понимали ценность намерений и процесса принятия решений, проведите оценку до того, как узнаете исход дела. 

 

Или подождите, пока не завершите оценку, и только тогда заглядывайте на страницу ответов в задачнике.

 

Аналогичным образом предпримите целенаправленные усилия и подумайте о том, чего люди хотят достичь (об их намерениях), а не об исходе ситуации. 


можно сформулировать так: «Если вы сумеете это выстроить, все придет», где «это» – процесс принятия решений, а «все» – искомый результат.

 2. Практикуйте обратное повествование.

Причинно-следственная диаграмма, или диаграмма Исикавы – метод, позволяющий идентифицировать многочисленные потенциальные причины проблем или следствий. 

 

Способность выводить причины из наблюдаемых следствий – неотъемлемая часть дедукции, особенно когда дело идет о решении проблем. 

 

Составление детализированного списка всех возможных причин проблемы одновременно снабжает вас схемой специфических факторов, на которых следует сконцентрироваться, чтобы в конечном итоге найти жизнеспособные решения.

 

Диаграмма Исикавы, или диаграмма «рыбьей кости», структурирована таким образом, что указанные причины размещены по категориям, так что у вас есть более упорядоченная картина ситуации в целом. 

 

Это лучший организованный метод действий от обратного, то есть от следствия к причине, и популярный инструмент структуризации на сессиях «мозгового штурма». 

 

А в итоге мы получаем визуальное отображение всех факторов – одновременно с макро- и микроперспективы, – которые вносят свой вклад в следствие или в проблему.


Чтобы составить причинно-следственную диаграмму, сначала запишите формулировку проблемы или следствия где-нибудь в правой средней части, а затем проведите горизонтальную черту через всю страницу, которая должна закончиться на этой рамке с проблемой. 

Это будет «голова» рыбы (рис. 3.1).


Затем нарисуйте рыбьи «косточки», прочертив широко разнесенные вертикальные линии, отходящие от основной горизонтальной черты. 


Эти «косточки» будут обозначены разными категориями причин, с которыми вы определились.


Это позволит потренировать навыки дедуктивного мышления, чтобы докопаться до самых фундаментальных, коренных причин проблемы.


Например, представим, что вы – управляющий гостиницей и пытаетесь понять причины низких рейтингов удовлетворенности клиентов вашим сервисом. 

 

Запишите проблему в квадратикев виде рыбьей «головы», а категории возможных причин (в данном случае – четыре «кита» сферы обслуживания) в виде основных «косточек». 

 

Затем начните заполнять каждую категорию возможными причинами. 

 

К примеру, вы определили, что возможные причины проблемы – это (1) медленное реагирование на жалобы клиентов и (2) нечувствительность гостиничного персонала к нуждам клиентов, что вызывает их недовольство.


вы, возможно, поймете, что персонал работают такими длинными сменами, что способны предоставлять лишь минимальный объем услуг; 

у них не хватает энергии, чтобы уделять больше внимания особым нуждам клиентуры.


Продолжая спрашивать себя, почему проблема имеет место, вы начинаете выявлять больше возможных причин и отмечать их под конкретными категориями.


Систематически отрабатывая цепочку от проблемы к причинам, вы начинаете идентифицировать специфические аспекты своей ситуации, которыми затем можете соответствующим образом заниматься. 


Причинно-следственная диаграмма – это инструмент для эффективной концентрации усилий на решении проблемы, начиная с ее основ – или в данном случае «с хребта».


Это замечательный способ направлять мышление в процессе обратного повествования, который позволяет конкретно проследить связь проблемы со специфическими причинными факторами.


Постарайтесь, глядя на сцену, человека или что-то другое, отметить десять подробностей. 

 

Затем для каждого такого аспекта запишите пять возможных причин, которые сформировали его в таком виде. 

 

Пытайтесь варьировать потенциальные причины, которые вносите в список, ранжируя их от строго реалистичных до абсолютно диких. 

 

Это натренирует вашу способность создавать истории вокруг любой детали и судить о том, что этому предшествовало, таким образом нарабатывая навык обратного повествования.

 3. Разделяйте корреляцию и причинную обусловленность.

Мы часто ошибочно принимаем корреляцию за причинную обусловленность. 


Рассмотрим далее один из ярких примеров данной ментальной модели.


Люди не приобретают солнечные очки как прямое следствие покупки мороженого – они покупают и то и другое, когда их настигает летний зной. 


Только то, что эти два явления происходят одновременно, еще не означает, что между ними есть причинная связь.


Это ошибочное убеждение, что корреляция подразумевает причинную обусловленность. В действительности же это абсолютно отдельные концепции.

 

Корреляция – термин статистический. 


Во многих случаях корреляции – это ничего более как удачное стечение обстоятельств и случайность. 


И все же мы поспешно делаем заключения о причинной связи. 


Пример, что заставляет Александра гонять по дорогам и сильно превышать скорость? 


Может, родители никогда не учили его сдерживать себя в определенных ситуациях, а просто позволяли слоняться по дому и устраивать беспорядок, и подобная безудержность сохранилась и во взрослом возрасте. 


Тогда в этой точке у Александра есть глубинная коренная причина. 


Пока Александр не проработает эмоциональную основу своей привычки нарушать скоростной режим, велика вероятность, что он будет снова и снова нарушать закон. 


Если он разозлится, что его наказали, и будет винить во всем людей, значит, он ничему не научился.


Такова суть ментальной модели «ближайшая/коренная причина». 


Качественное мышление – это умение выйти за рамки ближайшей причины (которая обычно есть лишь физическая последовательность ориентиров) и разобраться в факторах, мыслительных или эмоциональных паттернах либо элементах окружающей среды, которые составляют фундаментальные основы событий.


Один из способов ввести в действие подобный исследовательский план – это метод «пяти почему». 

Он требует просто пять раз задать вопрос «почему», чтобы установить глубинную коренную причину.


Пример, Первая почему:  Почему Александра лишили водительских прав? 

Потому что так решил суд (ближайшая причина).

 

Ответ на пятую Почему будет, потому что в детстве ему никогда не устанавливали границ дозволенного, и он думал, что всегда может поступать как угодно без всяких последствий.


Продвигаясь вглубь, вы начинаете лучше понимать происходящее и решать проблемы с более выгодной позиции.

 Выводы

• Один из лучших способов реализации практического интеллекта – это концепция ментальных моделей Чарли Мюнгера. 

 

Это эвристические техники, или удобные эмпирические правила, толкового подхода к ситуациям. 

 

Здесь мы пытаемся на свой страх и риск урегулировать в своей жизни все, что пустили на самотек с негативными последствиями, так что наличие (относительно) универсальных инструкций или схем разумного и эффективного действия будет поистине бесценно.

 

• Среди бесчисленного количества имеющихся подходов мы рассматриваем:

 

принцип Парето (соотношение 80/20), 

размышление о вторичных последствиях, 

различие между чувствами и мыслями, 

разумную достаточность (удовлетворение + достаточность), 

приоритет действий над планированием и 

закон Мерфи (если неприятности могут случиться, они случаются).

 

• Для нашей цели наработки практического интеллекта и действий в рамках здравого смысла особенно подходят три ментальные модели. 

 

Во-первых, мы рассматриваем различие между оценками процесса и результата. 

 

Зачастую мы попадаем в ловушку результативности, игнорируя свой процесс принятия решений просто потому, что когда-то что-то сложилось удачно. 

 

Во-вторых, мы учимся обратному повествованию с помощью причинно-следственной диаграммы Исикавы. 

Это мощный инструмент для решения проблемы причинно-следственных взаимосвязей и открытия для себя альтернативных перспектив.

 

В-третьих, мы начинаем отделять корреляцию от причинной обусловленности и разбираться в истинных взаимосвязях между наблюдаемыми событиями. 

 

Глава 4. Дивергенция мышления.


Дивергентное мышление — это умение мыслить и открывать разум для разнообразных вариантов, подобно тому, как водная рябь распространяется вовне от центральной точки. 

 

Тот, кто пользуется дивергентным мышлением, активно избегает существующих опций и ищет альтернативы или создает собственные варианты.

 

Противовесом дивергентному мышлению является конвергентное мышление, когда мысли концентрируются и сплавляются всего в несколько опций. 

 

Тот, кто применяет конвергентное мышление, сосредоточен на поиске открытых дверей или трещин в том, что находится перед ним, и не интересуется исследованиями чего-то нового или креативным мышлением.


Вы можете представить конвергентное мышление в виде сфокусированного луча света, освещающего всего две двери;


 дивергентное мышление – это рассеянный, расфокусированный луч, который пусть не так ярко, но освещает пять дверей. 


Простейшая иллюстрация – это мозговой штурм


Эти два подхода можно применять вместе – начните креативный мыслительный процесс с дивергентного мышления, а затем оцените имеющиеся варианты, используя конвергентное. 


Метод SCAMPER.

Один из простейших методов культивирования нестандартного мышления – это SCAMPER. 

 

Его придумали для тренировки креативности с помощью мозговых штурмов. 

Этот метод включает семь техник, помогающих ясно мыслить и придумывать инновационные идеи и решения: 

(S, substitute) – Заменить; 

(C, combine) – Комбинировать; 

(A, adapt) – Адаптировать; 

(M, magnify/minimize) – Изменять, увеличивать/уменьшать; 

(P, put to another use) – Применить для чего-то другого; 

(E, eliminate) – Удалить; 

(R, reverse) – Поменять местами. 


Все вместе эти техники основаны на той мысли, что вы можете прийти к чему-то новому, просто модифицировав старые элементы, уже наличествующие вокруг вас.


Представьте себе, к примеру, что вы открываете вентиль, подающий воду к каждой из семи трубочек, подсоединенных к отдельным горшкам с землей. 

Каждый горшочек в потенциале имеет шанс инициировать новый рост, если находящиеся в нем семена получат воду. 

Метод SCAMPER работает аналогичным образом, пестуя новые идеи и решения, которые потенциально вы можете породить.


К примеру, комбинация ложки и вилки дала новаторский продукт «вилколожку», которую теперь поставляют в коробочках лапши быстрого приготовления благодаря экономному и удобному дизайну. 

Она снимает необходимость производства двух разных приспособлений и эффективно сокращает производственные расходы.


Пример адаптации продукта – разработка мобильных телефонов со встроенными удароглушителями или из ударостойких материалов. 

Эта умная модификация явно была придумана в ответ на распространенную проблему – при случайном падении телефона хрупкие детали разбиваются.


метод SCAMPER «вытряхивает» вас из обычного паттерна на новые пути, которые стоит исследовать. 


И для каждого нового пути исследований вы генерируете инновационные разнообразные идеи, создавая пул, из которого позже выберете наилучшее решение занимающей вас проблемы. 

 

Следующая техника для более креативного и дивергентного мышления подобна С из SCAMPER – комбинированию.

 

Позаимствовать, занять, украсть.

Эффект Медичи — это возникновение новых идей и креативных решений из слияния различных концепций и дисциплин.


эпоха Возрождения стала плодом обмена идеями между разнообразными группами людей, которые имели возможность общаться друг с другом во Флоренции и Риме 15 века.


Так и Вы, возьмите в каждой из дисциплин все, что работает, и попробуйте соединить вместе.


согласно  одному исследованию, самые результативные научные работы содержали нетипичную комбинацию цитат из других трудов: 

не менее 10 процентов цитат были взяты из областей, которыми сами ученые не занимались.



Итак, чтобы проявлять креативность, вам необходимо задействовать эффект Медичи, расширить перспективу, включив туда разнообразные дисциплины, и смело выйти за пределы текущей сферы внимания. 


Проявляйте любознательность в отношении других сфер и заимствуйте оттуда идеи, которые могут сработать в комбинации с уже имеющимися. 


Пользуясь наработками других дисциплин, вы вносите свежую струю в свое дело и повышаете шансы на генерацию замечательных новшеств и решений.


Леонардо – яркий пример того, как разнообразные дисциплины могут в единой синергии стимулировать революционный и новаторский процесс творчества. 

 

Так что не случайно семейство Медичи всю жизнь оказывало ему свое покровительство.

 

Альберт Эйнштейн применил данную концепцию в своем методе комбинаторных игр.


 А увлеченно играя на скрипке в перерывах, Альберт нашел некоторые важнейшие ответы на свои научно-философские изыскания. Говорят, во время одного такого музыкального сеанса к нему пришло озарение – так на свет явилось самое знаменитое уравнение Эйнштейна E=mc2.


Эйнштейн считал, что следование творческим наклонностям было полезно для деятельности, требующей логики и рационального мышления.


заимствование фрагментов знания и озарений из других дисциплин и творческое комбинирование их в новом контексте как раз и означает истинную креативность. 


Вот так сам Эйнштейн, играя на скрипке, достигал чего-то, что помогало ему совершенно по-иному мыслить о физике.


Гипотетические ситуации, взятые в их экстремальном проявлении, представляют собой мысленный эксперимент, и Альберт Эйнштейн, в частности, пользовался этим довольно широко. 


В более общем контексте мысленный эксперимент проигрывает сценарий «что, если» до конца. 


В рамках этого эксперимента вы действуете так, как будто теория или гипотеза верны, углубляетесь в сопутствующие хитросплетения и смотрите, что происходит с вашими «что, если» при тщательном рассмотрении. 


суть мысленного эксперимента. 

 

Предположим, происходит вот это. Что случится дальше? А потом? А после всего этого?

 

Мысленные эксперименты стали сверхресурсом Эйнштейна. 

 

Он умел вообразить некий сценарий, проиграть его в уме с поразительной точностью и степенью детализации, а затем вывести скрытые в нем неявные заключения.

 

Один из самых известных мысленных экспериментов Эйнштейна начинается простой посылкой: что будет, если вы преследуете луч света, в конце концов его догнали, оседлали и летите на нем сквозь космос? 


Если вы догоните световой луч и он будто бы замрет рядом с вами, то в этот момент он перестанет быть светом из-за разности скоростей. 

Это будет означать, что один из законов физики нарушен или ниспровергнут такой элементарной мыслью.

 

Следовательно, одна из фундаментальных на тот момент физических основ требовала изменения, и Эйнштейн понял, что исходное представление о времени как о константе требует пересмотра. 

 

Его открытие проложило путь к теории относительности. 

 

Чем ближе вы подходите к скорости света, тем больше время меняется для вас по сравнению с внешним наблюдателем.

 

Этот мысленный эксперимент позволил Эйнштейну бросить вызов тому, что считалось нерушимыми правилами, покоившимися на трех законах энергии и материи Исаака Ньютона. 


Он стал инструментом, позволившим осознать, что людям следует подвергать сомнению старые модели и фундаментальные «правила», а не пытаться подогнать под них свои теории.

 

Третья тактика креативности – возвращение к основам.

Мыслите элементарнее и проще.

Вы должны мыслить категориями целей, а не процессов.


Итак, если вы занимаетесь креативным проектом или креативной проблемой, запишите суть дела и подчеркните глаголы и ключевые слова, которыми воспользовались. 


Затем подумайте, нет ли более общего собирательного термина, чтобы обозначить эти слова, и используйте такой общий термин. 


Теперь, когда ваша задача сформулирована в более общем виде, переосмыслите возможности с учетом этой новой формулировки.


Один из главных тормозов при генерации идей – ограничение своего мышления узкими границами, а именно это и происходит, если вы формулируете задачу специфическими терминами вместо более общих. 


Еще одна крупная помеха креативности – умение различать только конкретные, традиционные варианты использования тех или иных вещей. 


Этот «блокиратор креативности», известный как функциональная фиксированность.


иллюстрация данной концепцию, понятие «проблема двух колец». 

 

Задача соединить вместе два тяжелых стальных кольца, имея в распоряжении только двухдюймовый стальной кубик, длинную свечу и спичку. 

Дополнительное условие: расплавленный воск недостаточно крепко удержит вместе кольца.

 

Решение проблемы требует выйти за рамки функциональной фиксированности. 

 

Сначала вам нужно отойти от обычного представления о функции свечи и осознать, что ее фитиль предназначен не только для горения, а это еще и веревочка, которой можно связать вещи вместе. 

 

Таким образом, ключ к генерации решений – это умение избежать ловушки функциональной фиксированности, думая о предметах в более обобщенных терминах.


метод общих компонентов требует сначала разбить объекты на составляющие с более общими описаниями (например, у свечи есть фитиль, который в общем можно определить как веревку), а затем задаться вопросом, как можно использовать этот компонент для решения проблемы (например, как может вам помочь наличие веревки).


 Итак, речь снова идет о том, чтобы мыслить проще такими общими описаниями, которые бы продвинули вас по пути к генерации эффективных решений и творческих идей.


Ящик идей.

«ящик идей», или метод морфологического ящика, предусматривает построение решетки, которая поможет нарисовать четкую картину возможностей и потенциальных областей инновации, вне зависимости от того, в чем заключается ваш творческий проект.


К примеру, вы стараетесь изобрести новое изделие домашнего обихода. Вы можете включить в рассмотрение такие параметры, как местоположение, форма, материал и предназначение. Запишите эти параметры в верхней строке своей решетки


После того как вы заполнили сетку, приходит время генерировать идеи! Выберите по одной опции для каждого параметра и создайте концепцию, как можно скомбинировать все четыре, чтобы получился новый креативный дом. Например, скомбинируйте ванную (местоположение), неправильную форму (форма), стекло (материал) и организационное назначение (предназначение).



Объедините эти четыре элемента в уме и дайте волю креативности. 



Вы хотите получить нечто, сделанное из стекла, с неправильными очертаниями, предназначенное для того, чтобы организовать размещение вещей в ванной. В вашей голове уже формируется видение такой вещи? 


Возможно, вы начнете визуализировать интересный звездообразный стеклянный шкафчик, который можно прикрепить к стене, а на каждый лучик звезды повесить разнообразные банные принадлежности, принадлежности туалета или иные предметы. 

Это всего лишь одна из возможных комбинаций, которую можно создать с помощью ящика идей четыре-на-четыре – используя такую сетку, вы получите в свое распоряжение 254 потенциальные идеи.


Случайным образом комбинируя различные вариации параметров, вы побуждаете мозг задействовать комбинации, о которых раньше не думали. 

Ящик идей – это способ генерировать массу идей организованным и структурированным образом. 


Выводы

• Дивергентное мышление в основном известно под названием «креативное мышление». Это процесс, позволяющий заглянуть за грани и пределы существующего и обрести новые идеи. 

 

По контрасту, конвергентное мышление представляет собой акт оценки того, что имеется в вашем распоряжении на данный момент. 

 

Как этот процесс соотносится с практическим интеллектом? 

Это акт принятия решений на основе того, что находится перед вами.

 

• Метод SCAMPER побуждает вас мыслить в новых, неизведанных направлениях.

 

 SCAMPER – это (S, substitute) – Заменить; 

(C, combine) – Комбинировать;

 (A, adapt) – Адаптировать; 

(M, magnify/minimize) – Изменять (увеличивать/уменьшать); 

(P, put to another use) – Применить для чего-то другого;

 (E, eliminate) – Удалить; 

(R, reverse) – Поменять местами. 

 

Метод основан на общей концепции «принудительной сборки», когда вы на ментальном уровне, прилагая определенные усилия, соединяете вместе незнакомые понятия и идеи, создавая таким образом новые паттерны мышления.

 

• Поймите, что высококачественное креативное мышление объединяет находки из разных областей и дисциплин. 

 

Новизна подхода состоит в том, что одна такая дисциплина естественным образом переходит в другую и сплетается с ней. 

 

Один из лучших примеров – это комбинаторная игра Эйнштейна, которая удачно совмещает логическое и творческое мышление – либо как ментальный прорыв, либо как комбинирование двух мыслительных процессов. 

 

Еще один вклад Эйнштейна в креативное мышление – это использование им мысленных экспериментов и детальная проработка гипотетических предположений до их логического завершения.

 

• Чтобы повысить креативность, мыслите проще и элементарнее. 

 

именно простые мысли лежат в основе любых сложных процессов и решений.

 

Мышление базовыми категориями позволяет перефокусировать внимание на действительно значимые вещи и избежать функциональной фиксированности. 

 

Когда мы начинаем судить о целях и концепциях отдельно и вне контекстуальных ограничений, мы обретаем свободу.

 

И наконец, попробуйте метод ящика идей. 

Это методический способ быстрой генерации внушительного количества идей, нацеленных на решение конкретной проблемы. 

Он похож на метод SCAMPER, поскольку очень четко и наглядно стимулирует «принудительную сборку».

 

Глава 5. (Не) Ограниченное мышление.


разберемся, чем именно ограничен наш мозг и, следовательно, как можно работать с врожденными блокаторами, с которыми мы сталкиваемся.


Правильное мышление напрямую коррелирует с нашей физиологией и оптимальным уровнем отдыха, который мы даем телу, хотя это не всегда можно определить по внешним признакам. 

 

Если взглянуть на человеческое тело как на машину, то ведь машина не может нормально функционировать, если ей недостает топлива или неисправна какая-нибудь деталь.

 

Мыслить правильно и думать усердно – не одно и то же.

 

Итак, в заключение расскажу о предпосылках и непременных условиях успешного функционирования практического интеллекта: как следует ухаживать за телом, чтобы мозги тоже не остались без ухода. 

Острота мышления требует здорового тела.


Сделаем обзор той сложной машины, каковой является организм человека. 

 

Первый шаг в подготовке мозга к выполнению функции практического интеллекта – это понимание биологических ритмов, регулирующих уровень нашей энергии в течение суток.

 Биологические ритмы.

понимание циклов отдыха и бодрствования вашего организма поможет определить, как лучше распределять умственную энергию.


Во-первых, теперь мы знаем, что существует временной лимит на продуктивное мышление. 

И он не бесконечен; на самом деле он ограничен 90 минутами единовременно.


Ближе к концу интенсивного 90-минутного периода деятельности мы начинаем уставать, и черпаем энергию в гормонах стресса.


Исследование поддерживает эти – 90 минут активности с коротким отдыхом – позволяет сохранять концентрацию внимания и высокий уровень энергии в течение всего дня.


Для многих из нас утренние часы (после 10 утра) – это период повышенной остроты мышления и внимания.


Энергоресурс нашего организма естественным образом истощается между 2 и 3 часами дня – возможно, потому, что этот интервал приходится на середину цикла бодрствования.


После того как полуденный «провал» пройден, уровень энергии вновь начинает повышаться, и мы приходим ко второму пику примерно к 6 часам вечера.


Стресс, сон и физическая активность.

Рассмотрим, как неврологические состояния напрямую коррелируют с функционированием мозга.


в чем заключается различие между двумя основными видами стресса: хроническим и острым?

 

Хронический стресс – это состояние тревожной напряженности, в котором вы находитесь в течение относительно долгого времени.

 

испытывая хронический стресс, вы постоянно действуете в алертном режиме «бей или беги», который сопровождается повышенным уровнем кортизола в организме. 

 

Ваше тело очень редко пребывает в фазе релаксации, известной как состояние гомеостаза. 

 

И, к несчастью, кортизол тормозит умственные способности, когда речь заходит об анализе рисков.

 

Иными словами, хронический стресс постоянно поддерживает вас в состоянии алертности и физиологического возбуждения. 

 

Это истощает и физически, и ментально, буквально иссушает мозг. Исследования показали, что хронический стресс на целых 14 процентов снижает объем гиппокампа

 

Острый стресс – это внезапный выброс адреналина.

 

Сон. Думайте о нем, как о регулярном техническом обслуживании вашего мозгового механизма.

 

спорт идет на пользу мозгу точно так же, как костно-мышечной системе.

 

спорт полезен для стабилизации мозговой деятельности и запоминания информации.

 

Физические упражнения играют важную роль в выработке мозгового белка FNDC5, который высвобождает нейротрофический фактор головного мозга (BDNF), то есть фактор его питания. 

 

когда мозг начинает использовать для подпитки жир, запускается процесс производства BDNF. 

 

Возможно, именно на этом основана наука лечебного голодания, и поэтому низкоуглеводные диеты сопровождаются в качестве приятных «побочных эффектов» повышением концентрации внимания и остроты мышления.

 

Спите больше, чаще делайте зарядку и не страдайте из-за мелочей.

 

Отдых ввергает ваш мозг в режим, известный как диффузное мышление, когда вы не сосредоточены на чем-то конкретном, в отличие от сфокусированного мышления, при котором вы обдумываете какую-то одну цель или намерение. 

 

Диффузное мышление – это процесс, когда ваше сознание релаксирует, а мысли свободно блуждают, устанавливая связи между разрозненной информацией. 

 

Можно назвать это абстрагированием или отключением мозга.

 

Сфокусированное мышление похоже на прожектор, который испускает узкий луч света, в то время как мышление диффузное похоже на более широкий и рассеянный луч. 

 

Они основаны на разных типах внимания: глубинный анализ и осмысление ограниченного пакета информации против менее глубокого анализа при осмыслении более широкого набора данных. 

 

Таким образом, диффузное мышление очень полезно при решении проблем или в процессе креативного мышления.

 

Возможно, важнее всего здесь то, что перерыв способствует генерированию альфа-волн мозга.

 

когда мы думаем, мозг излучает бета-волны. 

 

Они ассоциируются с алертностью и возбуждением. 

Альфа-волны приносят успокоение и желанную возможность восстановиться.

 

Согласно исследованиям, люди, находящиеся в состоянии депрессии, хуже способны к альфа-активности; 

таким образом, не будет неточностью, если мы скажем, что альфа-волны стимулируют хорошее настроение и вообще ощущение счастья.

 

Способность отключаться от окружающей действительности дает возможность функционировать на пике возможностей, когда это необходимо, – вроде перезарядки аккумуляторов в середине дня.

 

Интервальное голодание индуцирует нейрогенез, или рост новых мозговых нейронов (Manzanero, 2014). 

 

Также доказано, что оно снижает воспалительные процессы тела и мозга (Lavin, 2011); 

продуцирует больше BDNF (Liou, 2010); 

придает людям энергию и сосредоточенность из-за своего воздействия на клеточную структуру митохондрий (Jornayvaz, 2010); 

а кроме того, интервальное голодание способно усиливать метаболизм.

 

Выводы

• Наша энергетика в целом подчиняется закону биоритмов: 

от этого зависит, сколько длится период концентрации внимания (примерно 90 минут), когда мы лучше всего способны сосредоточиться (поздно утром и рано вечером), а когда дневной отдых идет нам на пользу. 

Это и есть наши ограничения в плане частоты и продолжительности периодов активности в течение суток.

 

• Если вы находитесь под воздействием острого или хронического стресса, мозг получает большое количество кортизола и сосредоточен на идентификации риска, а не на аналитическом мышлении. 

 

Если вы не высыпаетесь, память и ментальная «система удаления отходов» ослаблены, и ваше поведение начинает походить на поведение сильно выпившего человека. 

 

Фитнес усиливает подачу крови к мозгу и продуцирует вещество под названием BDNF.

 

• Кроме того, время от времени мозгу нужен перерыв, в противном случае велик риск выгорания. 

 

Отдых и восстановление имеют дополнительные положительные эффекты, способствуя диффузному мышлению (когда устанавливаются связи между фрагментами информации) и генерации альфа-волн, приносящих покой, релаксацию, усиление креативности и повышение настроения.

 

• Питайте свой голодающий мозг – пусть это будет традиционное трехразовое питание или интервальное голодание. 

 

Пейте больше воды, чем вы обычно считаете необходимым.

★3
3 комментария
ничего так… только забудьте  слово НИКОГДА
avatar
ВладимирШмыгин, чем категоричнее стремление, тем лучше результат. Так стремясь заработать миллиард, можно его не заработать, по пару десятков миллионов получить. Согласны?
Андрей Колесников,  согласен с вами при условии что есть четкое видение и понимание  осуществления  плана
avatar

теги блога Андрей Колесников

....все тэги



UPDONW
Новый дизайн