Блог им. SergeyYarmish

Есть ли будущее у Apple? 5 причин не покупать

Есть ли будущее у Apple? 5 причин не покупать


С начала 2020 года акции AAPL выросли в 3 раза, что делает эту компанию одной из лидеров по темпам роста. Именно на эту компанию сделал в свое время ставку Уоррен Баффет — доля в портфеле Berkshire Hathaway более 40%.

Но есть ли у Apple потенциал для дальнейшего роста?

Выручка за 2021 год (компания закрывает финансовый год в сентябре) выросла на 33%. Прибыль выросла в 1,5 раза.

Квартальный отчет в целом примерно на уровне конценсус прогнозов аналитиков.

Apple - отчетность и котировки


Однако, мы видим больше причин для беспокойства, чем для радости.

ПРИЧИНА 1. Отсутствие фундаментальных факторов роста стоимости

Факт: рост капитализации более чем в 4 раза (или на 307%) за 5 лет при незначительном росте выручки, прибыль увеличилась в 2 раза, активы почти не изменились

Есть ли будущее у Apple? 5 причин не покупать

Вывод
: рост капитализации не подкреплен ростом фин. показателей

_____

Факт
: Отсутствие роста рентабельности по EBITDA
Apple - отчет о прибылях и убытках
Вывод: Компания уперлась в потолок эффективности – рентабельность по EBITDA = 32-33%. При этом есть риски снижения рентабельности из-за роста конкуренции, в том числе за счет китайских компаний

_____

Факт: Рост долга в 1,5 раза с 2016 по 2021 г. сопровождается снижением ROIC. При этом активы почти не изменились. Собственный капитал и нераспределенная прибыль продолжают сокращаться
Apple - Баланс
Вывод: Снижение эффективности инвестиционной программы предвещает тяжелые времена в будущем

ПРИЧИНА 2. Рост расходов на buyback на фоне сокращения инвестиций в развитие бизнеса.

Эффективность инвестиций падает, на этом фоне Apple инвестирует «свободный» кэш в выкуп собственных акций. Но такие инвестиции не создают добавленной фундаментальной стоимости.

Buyback = $72 млрд

Реальные инвестиции = всего около $7 млрд

Разница в 10 раз!

Какие последствия такой стратегии в среднесрочной перспективе?

1. У компании не будут расти финансовые показатели, так как вложение в развитие бизнеса минимальны – это меньше 2% от выручки! В то время как в таких высокотехнологичных сферах конкуренты инвестируют 10% выручки и даже больше.

2. Фундаментально дальнейшие рост акций исчерпан. Компания все это время, вот уже несколько лет, разгоняет свои акции за счет искусственного спроса за счет buyback — 72 млрд. долл., это немаленькие для рынка средства. То есть акции растут не потому, что рынок верит в бумагу, а потому что акции постоянно покупает сама компания. Это похоже на пирамиду. Стоит снизить объем покупок, и акции пойдут вниз.

С другой стороны, чем больше компания тратит на buyback, тем меньше у нее остается средств на инвестиции на расширение бизнеса. Неприятная ситуация.

В таблице мы рассчитали показатель Выкуп / капитализация (Buyback yield)

Apple -  Эффективность и доходность

Видно, что компании все труднее поддерживать высокие темпы выкупа акций. На протяжении последних 3-х лет компания каждый год тратит стабильно около $70 млрд.

Но капитализация растет, цена акции становится дороже. И все труднее поддерживать Buyback yield на том же уровне.

При этом объем средств на выплату дивидендов всего $13-14 млрд. В пересчете на 1 акцию это составит менее 0.6% от ее стоимости. В ближайший год сильного увеличения дивидендов ожидать не стоит.

А теперь вопрос, вы правда хотите вместо дивидендов получать Buyback?

 

Причина 3. Завышенные мультипликаторы, что говорит о перегретости бумаги

По рыночным мультипликаторам Apple торгуется выше средних значений по отрасли.

P/E уже давно превысило отметку 25х. При этом рост прибыли всего 3-5% в год. Такое бы не купил бы ни Питер Линч, ни Олег Тинькофф.

Apple - Стоимость компании

По сути, мы видим, что цена компании растет настолько быстро, что фундаментальные показатели доходности не успевают за ценой.

Причина 4. Технический уровень поддержки в районе $125 за акцию – это ниже текущей цены более чем на 15%

Уровни покупки бумаги крупными игроками, то есть уровни, где прошли большие объемы с бумагой находятся на уровне в диапазоне $115-125. Чтобы определить эти уровни можно воспользоваться сайтом trading view – индикатор POC. 
Есть ли будущее у Apple? 5 причин не покупать
Спрос от этих ценовых уровней был в октябре-декабре 2020 года. Сейчас цена ушла существенно выше. При этом показатели не выросли пропорционально. И как результат, спрос со стороны крупных игроков пропал. На графике видно, что наверху цены почти нет объемов.

А раз нет крупных покупок, у компании нет «топлива» для дальнейшего роста. С нашей точки зрения, весьма вероятен разворот и снижение цены в область $120-125. Именно от этого уровня могут начаться снова покупки крупных игроков, что не даст цене упасть ниже.

Но если этого не произойдет, цена может упасть почти в 2 раза. Правда, это маловероятный сценарий

ПРИЧИНА 5. Продукт и рост конкуренции

Технологии уперлись в потолок, каждый новый телефон похоже на предыдущий. То же можно сказать и про компьютеры и ноутбуку. Рынок насыщается, а придумывать новое становится все сложнее.

При этом конкуренция растет, дешевая техника из Китая.

Ford тоже когда-то тоже казался лидером рынка, но потом наступил закат компании.

Это очень похоже на текущую ситуацию Apple – в середине 20 века автомобили, были передовой отраслью экономики. В конце 20 века – начале 21 века ей стала отрасль производства компьютерной и мобильной техники. А теперь первенство переходит цифровым отраслям.

PS:

Apple лидер по капитализации.

Обвал цены Apple – предвестник обвала всего рынка. Раздутая цена компании очень хорошо отображает ситуацию на рынке в целом, который также искусственно раздут.







  • обсудить на форуме:
  • Apple
★3
28 комментариев
Если кому-то нужен исходный excel файл с расчетами по Apple, пишите контакты, отправлю.
avatar
Ambidextro, мне это не надо, но получил удовольствие от хорошей работы.
avatar
VladMih, спасибо! это вдохновляет, чтобы продолжать
avatar
Отличный обзор! Должен подчеркнуть, что apple активно работает над увеличением рентабельности, то зарядку из комплекта к айфону заберет, то целлофановую упаковку)
avatar
Hard_facts, выжимают последние соки
Hard_facts, прямо в точку!
За январь—сентябрь Apple продала в России на 884% больше адаптеров питания для iPhone, чем за аналогичный период годом раньше, данные МТС.

Рост продаж в деньгах составил 1087% и достиг 2,6 млрд руб.

Историческая справка
Apple объявила, что больше не будет класть адаптер питания и проводные наушники в комплект с новым iPhone, в октябре 2020 года. 
avatar

Эффективность инвестиций падает, на этом фоне Apple инвестирует «свободный» кэш в выкуп собственных акций. Но такие инвестиции не создают добавленной фундаментальной стоимости.

Buyback = $72 млрд

Реальные инвестиции = всего около $7 млрд

Разница в 10 раз!

Какие последствия такой стратегии в среднесрочной перспективе?


Приведите пример во что нужно инвестировать apple? и для чего? Эта компания сама в себе у нее внутри отличный R&D центр 

Технологии уперлись в потолок, каждый новый телефон похоже на предыдущий. То же можно сказать и про компьютеры и ноутбуку. Рынок насыщается, а придумывать новое становится все сложнее.

При этом конкуренция растет, дешевая техника из Китая.


Да ну? Что там китай может предложить взамен экосистемы apple? Как бы не было обидно, но китай догоняющая страна
avatar
mamont, 
Приведите пример во что нужно инвестировать apple? и для чего? Эта компания сама в себе у нее внутри отличный R&D центр 

Apple необходимо развивать цифровые сервисы. Именно в это и инвестировать. И они это прекрасно понимают и пытаются делать, но не так хорошо, как хотелось бы. Если не могут сами, тогда через покупку / M&A

Пример, Microsoft:

Акции подорожали почти на 5% после выхода отчетности, компания сообщила о росте прибыли.

avatar
> Отсутствие фундаментальных факторов роста стоимости
Будем считать активы у IT компании? Серьезно?
Актив — это сам продукт. А зданий, фабрик, земли и прочего у них как бы и нет. Даже датацентры «чужие», вроде бы.

Мультипликаторы у всех сейчас завышены. Это ИТ, тут либо вверх, либо вниз.

> Продукт и рост конкуренции
А почему не вспомнили про ARM процы? Прошлогодние M1 уделали все что движется. Новые M1 Pro/Max уделают все, что осталось от первых. И конкурентов как бы и нет, по крайней мере пока.


avatar
iAkuma, про M1 все верно говорите, причем крупные корпорации, которые работают на маках еще и не начали обновлять парк, пока основные покупки были в основном со стороны физиков.
Отказ от интела это крупные потери у самого интела, а он пока ничего не может выставить против М1  
avatar
mamont, я сужу не с точки зрения отказа от интела (это проблемы интела).
Это огромный шаг в процессорах в целом. И сделала его Эпл, первая и пока единственная. Причем они решили самую основную проблему, переноса ПО, практически идеально. И с точки зрения развития компании это отличный шаг.
avatar
iAkuma, все так, просто многие пока даже не понимают что такое M1, не хочу обратно интел )))
avatar
mamont, откройте мне глаза, расскажите в двух словах что такое M1 :-)
avatar
iAkuma, Трансмета давным давно такую задачу решила на уровне железа, но вы про нее даже не слышали :)
avatar
deke, и что они решили? у них есть парк миллионов пользователей со сторонним софтом и они сменили архитектуру? Сомневаюсь. 
avatar
iAkuma, они сделали аппаратную трансляцию кода, которую на софтовом уровне Apple повторила 20 лет спустя.
avatar
iAkuma, не все завышены. Если посмотреть на европейских и японских тех гигантов, их мультипликаторы сильно, очень сильно ниже американских техов.
avatar
Владимир, а еще нафиг никому не нужны эти японские и европейские тех.гиганты.
avatar
iAkuma, а теперь вопрос: почему они не нужны?
avatar
Владимир, потому что они «неинтересные», как мне кажется. Сейчас ИТ реально развивается. Т.е. это не просто пузырь, а реальные компании, которые при минимальных затратах фигачат огромные прибыли.
Но список таких компаний достаточно узкий: FAANG, MSFT и еще некоторые гиганты для которых зажали букв в аббревиатуре.
Остальные либо что-то догоняют, либо их покупают первые. Иногда случаются прорывы вроде теслы, но это скорее исключение.

Навскидку назовете хотя бы пять европейских/японских компаний, которые развивают что-то новое? Я — нет. Все фактически сводятся в США.
avatar
iAkuma, М1 реально удивил. Ну еще софт в iphone классный. В остальном согласен. 
avatar
Вы не учитываете еще один фактор- это wow-эффект. Американцы лучшие в мире торгаши, они придумали создавать этот wow-эффект для увеличения продаж. Как это работает? Айфон — это кусок пластика не лучше Самсунга, но wow-эффект навязывает покупателям идею, что айфон — это элита, статусный товар и с айфоном ты будешь аристократом, а с Самсунгом ты будешь плебеем. Айфон это роскошь для бедных, у которых нет денег на Мерседес но сеть 1-2 тысячи баксов на айфон, которые Эппл у них и заберет. Я знаю несколько примеров созданных wow-эффектов (роскошь для бедных)  и все они американские: 1. фильмы Квентина Тарантино, который уже сошел с ума, последние его фильмы просто ахинея, но Тарантино это бренд, это элита, если ты не будешь восхищаться его фильмами то ты плебей. 2. ювелирка Тиффани. Кулоны такие примитивные, это шайба от болта и гайки, но на них пишут Тиффани и если ты купишь этот примитив за конский ценники ты станешь элитой., а у кого нет примитива от Тиффани- те плебеи. 3. автомобили Тесла. Электромашин сейчас много, что только Тесла- это элита, это машина- мечта, а все остальные электромашины это для плебеев. Поэтому пока есть этот wow-эффект, пока бедные люди будут брать кредиты на покупку этих айфонов и чувствовать свою элитарность с этим куском пластика в кармане штанов- Эппл будет жить и процветать. Остановить Эппл может только глобальный экономический кризис уровня крушения мировой долларовой системы.  
avatar
Федор Сухов, скорее речь не о том, что Эппл остановится. Бизнес продолжит существовать, люди будут работать, плебеи понтоваться. Вопрос в росте бизнеса. Компания, очень вероятно, достигла зрелости. Например, BMW прекрасный автомобиль, но посмотрите на котировки их акций и выплаты дивов, это не выглядит бизнесом, которым хочется владеть, он стагнирует.
avatar

поддерживаю!

Пример из жизни:

Когда-то компания Ford была лидером рынка автомобилестроения. В 90-х годах она занимала четверть рынка, на тот момент курс акций компании достигал отметки $37,41.

Сейчас ее доля сократилась вдвое, компания не смогла справится с конкуренцией. а стоимость акций упала более чем в 2 раза. и больше никогда не возвращалась к уровню $37

avatar
Владимир, Я согласен с идеей, что в смартфонах инженеры подошли к потолку технологического развития и уже ничего революционного Эппл уже не придумает. Но Эппл и БМВ имеют различия. У Эппла есть два плюса которых нет у БМВ. 1. Это низкая себестоимость айфонов. Я не знаю точно какая себестоимость у айфона, но я читал что около  400 баксов при продаже в розницу свыше 1000 баксов. У БМВ нет такой нормы прибыли в два конца. 2. программа бай-бэков собственных акций. Так что я бы не стал хоронить Эппл, пока плебеи покупают айфоны в кредит у Эппл всё будет хорошо.  А так я согласен с народом что айфон это понты для бедных и айфон уперся головой в потолок в своем технологическом развитии.      
avatar

В четверг, 28 октября, акции выросли на 2,5% на основной сессии

Но уже сегодня на постмаркете упали более чем на 3,7%. 

avatar
MPlus, за самый большой ЧС приз дают что-ли?
avatar

теги блога Ambidextro

....все тэги



UPDONW
Новый дизайн