Investor

С биржи выметают схемные ОАО

Чистка. ММВБ прекратила торги в основном режиме несколькими акциями, показавшимися экспертам подозрительными. «Ф.» внимательно просмотрел списки оставшихся бумаг и обнаружил там новых кандидатов на вылет.
 
Распоряжением гендиректора фондовой биржи ММВБ Марины Медведевой с 1 марта введены ограничения на торговлю акциями 11 компаний. Теперь их можно продавать и покупать только в режиме переговорных сделок (РПС). Чем он отличается от основного и как работает, многие рядовые инвесторы представляют себе смутно. Поясним: в РПС отсутствует привычный биржевой стакан анонимных заявок. Сделки заключаются адресно, то есть сначала вы должны самостоятельно найти контрагента вне биржи. Затем сможете выставить заявку именно ему, а не неопределенному кругу участников рынка, как обычно. Режим переговорных сделок используется в основном брокерами для проведения собственных двусторонних операций с крупными пакетами.
Названия акций, ограниченных в обороте, вряд ли знакомы читателям. Их эмитенты показались сомнительными комитету по листингу ММВБ, который и рекомендовал ввести ограничения. «Именно для этого комитет создавался – получать экспертное мнение рынка по такого рода компаниям, в том числе по режимам торгов», – пояснил представитель площадки Никита Бекасов. Подозрения вызвали «Ермак-инвест», «Росинвест», «Объединенный сибирский фонд», «Финсервис», «Бизнесактив», «Оптима Инвест», «Межрегиональная стабилизационная группа», «Донская инвестиционная компания», «УК Стратегия», «Совинтех», «НПО Микрон». Последнее ОАО легко спутать с известным заводом «Микрон», к которому оно не имеет никакого отношения. Такая же история с «Совинтехом» – он не связан с одноименным строительным холдингом или же с разработчиком программного обеспечения «Современные инновационные технологии».

Вексельная загадка. При детальном рассмотрении все названные акционерные общества действительно выглядят, мягко говоря, необычными. Возьмем, к примеру, ОАО «Оптима Инвест». Учреждена компания в Москве для инвестиций в ценные бумаги и недвижимость, а также оказания консалтинговых услуг. Но не успела она толком начать хозяйственную деятельность, как озаботилась допуском собственных ценных бумаг к биржевым торгам. В декабре 2009 года, через два месяца после регистрации выпуска в ФСФР, акции «Оптимы Инвест» получают «прописку» на ММВБ без прохождения листинга. К слову, это не слишком трудоемкая процедура, к тому же бесплатная для эмитента (дополнительные издержки возникают только в случае включения акций в котировальный лист).

Почти весь уставный капитал «Оптимы Инвест», оцененный в 240 млн рублей, был оплачен простыми векселями некоего «Регион-инвеста». Их внесли четыре ООО: «ИК Норма», «УК Центр», «ТД Фабрика нетканых материалов», «ИГ Премиум актив». Как следует из информации, раскрытой в дальнейшем, «Норма» является основным владельцем «Центра», а другим его владельцем выступает все тот же «Регион-инвест». Кроме того, «Регион-инвест» совместно «Премиум Активом» учредили ООО, ставшее впоследствии акционером «Оптимы». Гендиректор «Оптимы» в течение шести лет работал в «Регион-инвесте» специалистом, а ревизор в течение семи – юристом. То есть по всем признакам упомянутые юрлица – звенья одной цепочки. Капитал в форме векселей просто был переложен одними и теми же бенефициарами «из кармана в карман».
Дальше – больше. Еще через два месяца «Оптима Инвест» заключает договор продажи простых векселей на такую же сумму, какая была получена от учредителей, то есть почти на 240 млн рублей. Покупателем выступает уже знакомая нам «Норма» (акционер «Оптимы»). Кстати, собрание почему-то одобрило столь значительную сделку лишь постфактум. «Одобрение крупной сделки, прошедшее после ее совершения, противоречит законодательству, поскольку именно на собрании акционеров должна была заблаговременно согласовываться и утверждаться цена продажи векселей», – объясняет ведущий консультант аудиторской компании МКПЦН Юлия Лобанова.
Практически ничем, кроме проведения этой единичной операции с векселями, общество, видимо, в дальнейшем не занималось. А в его штате числится всего один человек – гендиректор.

Зачем схемотехникам биржа. Еще в 1990-х годах было изобретено много схем с перекладыванием векселей внутри одной группы компаний. Эксперты затруднились оценить, какая может применяться в рассмотренном примере: информации все-таки недостаточно. Особенно же интересно, зачем потребовался допуск акций на ММВБ. Ведь никаких рыночных сделок с бумагами «Оптимы Инвест» на бирже так и не было зарегистрировано. Зато вне организованного рынка царил настоящий ажиотаж. Компания, по сути, не ведущая хозяйственной деятельности, в прошлом году 32 раза извещала о появлении в своем реестре акционера, владеющего свыше 5% капитала.
Купля-продажа акций не изменяет величину активов ОАО, если операция совершается непосредственно между акционерами. «Тем не менее можно предположить, что данное общество создано группой компаний для внутренних целей, в том числе для минимизации налогообложения. Операции с акциями, включая их выкуп обществом, не являются объектом удержания НДС», – размышляет Юлия Лобанова. Подобное ОАО можно также использовать в качестве поручителя при получении кредитов.
Чаще же всего допуск на биржу нужен «схемотехникам» с одной целью – получить официально признаваемую рыночную котировку акций. На ее основе оцениваются пакеты схемного ОАО, находящиеся на балансе других юрлиц. Соответственно, повышение котировок автоматически ведет к раздуванию активов у владельцев этих пакетов.
Схемные акции, разумеется, не способны заинтересовать реальных рыночных покупателей (на каком-то этапе могут подключиться лишь мелкие спекулянты. – см. «Любители мусорных акций»). Пока невидимая рука рынка не работает, приходится задействовать собственные руки. Например, Донскую инвестиционную компанию, которая явно выглядит схемной структурой, ФСФР уличила в манипулировании не только собственными акциями, но и бумагами других обществ с признаками пустышек, после чего аннулировала ее лицензии профучастника фондового рынка. Схема нехитрая: такой «инвестор» открывает сразу два брокерских счета и начинает торговать сам с собой или же с дружественным «инвестором». С одного счета выставляет заявки на покупку, с другого – на продажу акций и наоборот. Соответственно, котировки можно задирать как угодно, ведь реального оборота ценных бумаг не происходит.
Искусственное раздувание бухгалтерского баланса может потребоваться, например, банкам и брокерским компаниям, указывает партнер юридической фирмы «Некторов, Савельев и партнеры» Александр Некторов. И тем и другим нужно соблюдать финансовые нормативы – в частности, по величине собственных средств. К тому же, наличие биржевой «прописки» у схемных акций позволяет обойти законодательные ограничения на вложение в них денег институциональных инвесторов (НПФ, страховых фирм). Недаром бумаги той же Донской инвестиционной компании еще недавно украшали балансы банка «Российский капитал» и страховщика «РК-Гарант».

Большая чистка. Перевод подозрительных эмитентов из основного режима торгов ММВБ в режим переговорных сделок – это настоящая подножка «схемотехникам». Дело в том, что адресные сделки, хотя они и заключаются на бирже, не могут учитываться при расчете рыночной цены в соответствии с требованиями нормативной базы ФСФР. По­этому отпадает смысл в манипулировании котировками. Другое дело, что «самым отчаянным» ОАО, видимо, достаточно формального присутствия акций на площадке. Так, в ежеквартальном отчете «Оптимы Инвест» говорится, что ее капитализация составляет 240 млн рублей и что она рассчитана якобы по итогам торгов на ММВБ (мы уже упоминали, что рыночных сделок с этими бумагами не заключалось). В действительности эта цифра соответствует номинальной стоимости акций общества.
Стоит напомнить еще об одной разновидности сомнительных акций, которые попадают на биржу даже не ради раздувания капитализации фальшивых ОАО, а просто для обмана мелких игроков. Механизм следующий: как только бумаги допускаются к торгам, авторы схемы начинают разгонять котировки путем заключения сделок через несколько счетов, открытых на себя и на партнеров. К торговле подключается все больше спекулянтов. «Если правильно поступить с такими «разгонными» акциями, можно очень хорошо заработать, причем за достаточно короткий промежуток» – такова их логика. И пока количество таких вот рискованных покупателей нарастает, авторы манипуляции постепенно распродают свои акции-фантики.
В качестве примеров можно привести «Финкоминвест» и «Интертрейдинвест». Обе бумаги в какой-то момент привлекли к себе столько спекулянтов, что вошли в сотню самых ликвидных инструментов, торгуемых на ММВБ. В итоге же ФСФР не только выявила манипулирование котировками, но и другие грубейшие нарушения, допущенные при регистрации ОАО-пустышек. Их проспекты ценных бумаг были аннулированы.
 
Ревизия
Акции – кандидаты на вылет
«Ф.» советует комитету по листингу ММВБ присмотреться еще к нескольким подозрительным ценным бумагам, допущенным к торгам.
 
1. «Татбенто»
С акциями ОАО, зарегистрированного в прошлом году в селе Биклянь Тукаевского района Татарстана, на ММВБ порой заключается по тысяче сделок в день. В этой связи в интернете встречается масса упоминаний о бумагах «Татбенто» и по сути ничего о производственных результатах. Председатель совета директоров общества Рустем Камалов на одном из трейдерских интернет-форумов сейчас ищет себе заместителя, предлагая для этого купить акции хотя бы на 1 млн рублей, «чтоб была кровная заинтересованность». В отчетах «Татбенто» говорится, что основным направлением компании является добыча бентонитовой глины, но эта деятельность не ведется из-за «незначительного периода – менее года с момента регистрации ОАО». А в одном из рекламных объявлений клиентами «Татбенто» называются вовсе не покупатели глины, а покупатели акций. Любопытно, что глава компании в том же интернет-форуме сообщил о регистрации нового юрлица с солидным названием «Камский домостроительный комбинат». И советует вкладываться в акции этого новоявленного ОАО, которые допущены к торгам на ММВБ с 9 марта.

2. «Родина», а.п.

Акционерное общество из станицы Челбасской Каневского района Краснодарского края – бывший колхоз им. Тельмана. С его акциями обычно заключается по 10 сделок в квартал, причем всегда на сумму чуть более 300 тыс. рублей и в один день (или же в смежные два дня). Что характерно, для получения официально признаваемой котировки акций как раз и необходимо, чтобы с ними в течение 90 дней было зафиксировано минимум 10 биржевых сделок в общей сложности на сумму от 300 тыс. рублей. Вряд ли это простое совпадение.

3. «Кубанская степь», а.п.
Брат-близнец предыдущего кандидата на вылет с биржи. Аналогичная картина: ежеквартально на ММВБ регистрируется ровно 10 необходимых для признания котировок сделок суммарно на 300 тыс. рублей, причем все – либо в один день, либо в смежные дни. Страница раскрытия информации «Кубанской степи» расположена на том же домене, что и у «Родины», да и физический адрес похожий: поселок Кубанская Степь Каневского района Краснодарского края. Разве что возникло это ОАО из совхоза, а не из колхоза.

4. «ТСК-1»
Бумаги допущены на ММВБ в декабре. Сделок с ними пока не регистрируется, но, видимо, все еще впереди. Общество, в котором числится 2 сотрудника, принадлежит к той же группе, что и «УК Стратегия», – ее акции, напомним, показались экспертам подозрительными и ограничены в обороте с 1 марта. При этом 28% акций «ТСК-1» владеет НПФ «Стратегия». «ТСК-1» выступает поручителем по облигациям на 480 млн рублей, размещенных, вероятно, по закрытой подписке внутри самой группы (более подробную информацию найти не удалось). Ранее «ТСК-1» выкупала облигации ИК «Стратегия», которая являлась одним из бенефициаров самой «ТСК-1». Детально разобраться во всем этом финансовом «междусобойчике» не представляется возможным. Но очевидно, что присутствие акций «ТСК-1» на бирже не имеет отношения к реальной рыночной торговле ценными бумагами.
 
2 комментария
От меня +
avatar

теги блога Investor

....все тэги



UPDONW
Новый дизайн