Блог им. finvavilon

+26.3% - итог 2016 года и готовая стратегия на 2017 год

В январе 2016 года я выложил в общий доступ состав портфеля на год. С этой записью можно ознакомиться по ссылке 
Итог года +26,3%. 
Интереснее и полезнее для финансового здоровья посмотреть историю портфеля за 11 лет:
Портфель и рынок с 2006 года
За 11 лет активы выросли в 7 раз. При этом портфель формируется только один раз в году, и через год происходит ребалансировка активов. Инвестировать по такой стратегии можно от 100 тысяч рублей, при максимально приближенном повторении состава портфеля в 2017 году сумма на счете должна быть от 230 тысяч рублей.

Портфель на 2017 год:
Акции в равных пропорциях (45% — общая доля акций): МосБиржа, Алроса, ММК, Северсталь, Аэрофлот, ФСК ЕЭС, Сбербанк ао;
Золото (35%) — можно использовать ETF от FinEx или фьючерс на золото в паре с долларом;
Облигации (20%) — можно использовать ETF от FinEx FXRB или самостоятельно подобрать надежные облигации.

Всем грамотных и разумных инвестиций в рамках личного финансового плана.

Для справки доходность портфеля по годам:

2006 год: +36,22%

2007 год: +25,67%

2008 год: -26,67%

2009 год: +78,71%

2010 год: +37,6%

2011 год: -0,37%

2012 год: +10,99%

2013 год: +14,76%

2014 год: +9,87%

2015 год: +29,2%

2016 год: +26,3%

★28
79 комментариев
Такие деньги можно за месяц или за несколько месяцев заработать на обычной работе. Это не инвестиции — это баловство.
avatar
Black Rock, какие такие? 
Александр Хомутов, «Инвестировать по такой стратегии можно от 100 тысяч рублей» и 26 % т.е. по итогам года 26 тыщ
avatar
Black Rock, максимальная сумма инвестиций ограничена ликвидностью самого неликвидного инструмента. Такая стратегия без проблем «проглотит» и несколько миллиардов, так как она долгосрочная. 
Александр Хомутов, давайте представим что Вы покупаете скажем Мосбиржу на 1 ярд, как думаете сколько времени у вас уйдет чтобы открыться?
Сергей Урускин, примерно 1.5-2 торговые сессии уйдет на более менее спокойный закуп такого объема. Но это означает, что портфель общий будет около 15 ярдов. Результаты будут долгосрочно не существенно отличаться, погрешность будет в пределах до 0.5% по моим прикидкам. И в некоторых случаях может даже быть в пользу ярдового инвестора
Black Rock, угу. Вообще разговор ниочём. 
Black Rock, он имел ввиду что минимум нужно 100тыс чтобы составить такой портфель
а сколько у автора 100тыс или 100млн не известно
главное что процент указан
avatar
Black Rock, автор вроде про проценты пишет, а не про деньги
avatar
Марковица судя по всему используете подход?
avatar
Nepall, больше на asset allocation похожа, просто в акциях не etf, а отдельные перспективные эмитенты из числа ликвидных. Стратегия разработана самостоятельно, лишь недавно узнал, что большинству она напоминает asset allocation. 
Хорошие результаты, коллега!
avatar
Geist, спасибо) 
Александр Хомутов, да не за что! Вам спасибо, что делитесь. Я пробыл инвестором только около 2 лет (2006-8), мне всегда было любопытно посмотреть, как примерно сложились бы дела, если бы дальше продолжил. А у вас наглядно и ровно с нужного момента ;)
avatar
Почему именно эти акции? Они же на хаях. Или вы «инвестируете» в самые сильно выросшие за предыдущий год? ) 
avatar
SciFi, считаю их перспективными по фундаментальным показателям. И тут надо смотреть именно на набор акций, а не на отдельную акцию. Хаи имеют свойство изменяться)) 
Александр Хомутов, если уж делать ребалансировку, не лучше купить наиболее подешевевшие за 2016 год акции? 
avatar
SciFi, дешевые акции — максимальный риск. Именно так и убивают портфель. Вспомните хотя бы Энрон, да и российских примеров полно.
avatar
SciFi, плохая стратегия. Подешевевшие акции с большой долей вероятности станут ещё дешевле. 
 Портфель лежебоки напоминает. 
avatar
SciFi, да, есть сходство. Только я не сторонник ПИФов. 
Не слишком ли большая доля золота?
Евгений Унеговский, оптимальная на этот год по моей модели. 
Индекс ММВБ неправильно так приводить и сравнивать с банковским депозитом, не учтены дивиденды и их реинвестирование, а также ребалансировка индекса.
avatar
SciFi, 
Индекс ММВБ неправильно так приводить и сравнивать с банковским депозитом, не учтены дивиденды и их реинвестирование, а также ребалансировка индекса.

А как правильно? Как их учесть и реинвестировать… задним числом на глубину 20 лет назад?

Всё время слышу эту оговорку, но не могу найти ни одного расчёта доходности для индекса ММВБ с учётом дивидендов+налогов+реинвеста.

В своих расчётах делаю +3% к индексу ММВБ. Так вот, даже с учётом такой поправки портфель автора выглядит намного более эффективным и доходным.
avatar
GSV_pusher, это некорректно, а как считать уже сами думайте. Я обычно сравниваю модельный портфель с индексом и депозитом за 1 год без реинвестирования. Это более корректно. Вот тут можно сравнить его портфель за 2016 год с индексом за 2016. Разница в дивах конечно будет, но небольшая по сравнению с ростом.
avatar
GSV_pusher, когда-то считал средний размер дивидендов у ликвидных акций. Там как раз была цифра в районе 3-4%. 
SciFi, согласен, но другого у меня нет. Если есть индекс, учитывающий дивиденды — подскажите. 
Автор, молодец! Так держать — наш метод!
avatar

1) На графике ваша кривая как и депозиты с реинвестированием? А индекс ММВБ без реинвестирования?

2) 2014-2015 структура портфеля была какой-то другой?

avatar
rename37, 1) В индексе ММВБ не учтены дивиденды, в расчете индекса реинвестирование, как таковое априори включено, так как считается по сложному проценту. 2) 
Результат 2015 года: +29,2%Акции: Магнит (доля 7%); Транснф ап (доля 8,8%); Алроса ао (доля 7,1%); Северсталь (доля 7,1%); ВТБ ао (доля 7,1%); Сургнфгз-п (доля 7,1%); Сбербанк (доля 7,1%).
Облигации (доля 24,2%).
Золото и доллары (доля 24,5%).Результат 2014 года: +9,87%. Акции: Магнит (доля 6,4%); Транснф ап (доля 6,5%); Аэрофлот (доля 6,4%); МТС (доля 6,4%); Система ао (доля 6,4%); Сургнфгз-п (доля 6,4%); Сбербанк (доля 6,4%).
Облигации (доля 20,2%).
Золото и доллары (доля 34,9%).
Макс просадка около 60-70%?
avatar
Nepall, -37,9% в 2008 году
Александр Хомутов, от хаев вообще то видно что больше.
avatar
Nepall, попробуйте оцифровать то, что вы видите от хаев. Вместе посчитаем)
Молодцом!
по 2008 хороший результат. что покупали?
avatar
Zorkiy, Акции: Магнит (доля 7,1%); МТС (доля 7,1%); Татнфт 3ао (доля 7,1%); ГМКНорНик (доля 7,2%); ММК (доля 7,1%); Аэрофлот (доля 7,1%); Ростелеком (доля 7,1%)
Облигации (доля 25,1%)
Золото и доллары (доля 25,1%)
Александр Хомутов, но ведь ETF на Мамбе стали доступны лишь в прошлом году… Или я ошибаюсь? Чем заменяли их долю в портфеле?
Очень важно, поскольку подумываю переложить портфель по тому же принципу...
Сейчас имею 15 акций (включая просевший шлак), итог за 2016 год +26 %.
На слухах об отзыве лицензии у FinEX избавилась от всех ETF… Можно сейчас тарить?
Татьяна Перова, да, ETF в портфеле в том году были впервые. Сами ETF вроде с 2013 года по идее. До этого были облигации — несколько надежных, от 5 до 15. А вот с золотом приходилось мудрить с помощью двух фьючей: на золото и на доллар. У нас с Вами похожие итоги за год)) ETF имхо можно тарить, при очень больших суммах можно покупать и отдельно облигации и строить золото с помощью фьючей, но для обычно инвестора — это сложноватая задача. Я своим открытым портфелем хочу показать, что инвестировать на рынке может каждый, если соблюдать разумные правила и дисциплину. 
Александр Хомутов, отличные результаты, коллега. Хеджировать инвестиции не пробовали с помощью опционов или фьючей?
avatar
MikeOrlov, спасибо, коллега! Нет. Не уверен, что на долгосрочных интервалах такое хеджирование будет оправдано, но могу и заблуждаться. 
Александр Хомутов, зачем покупать фьючерсы на золото, если есть надежный етф — GLD.
Вы не рассматривали его?
вы каждый год в акциях сидите даже если они дорогие по фундаменталу?
avatar
Сергей Сметанин, так последние 2 года как раз золото и в етф. Некоторые не доверяют финекс после события с лицензией — так что подобный актив можно построить и с помощью двух фьючерсов. Обычно когда я слышу «дорогие фундаментально» акции становятся еще дороже. Всегда в акциях от 40 до 60%.
Александр Хомутов, я после последних событий не доверю нашим етф. GLD не рассматривали?

То есть новый кризис не пытаетесь предугадать?
avatar
Сергей Сметанин, а что это за GLD и как его можно купить? Я так понимаю, что это зарубежный ETF? Кризисы предугадывает только Демура :) 
Александр Хомутов, да. это американский етф. намного надежнее чем финекс.
avatar
Сергей Сметанин, а вы его как приобретаете? Через американского брокера? У меня пока зарубежного опыта инвестиций нет
Александр Хомутов, Вы правы! FinEx на мамбе впервые представлен 29 апреля 2013 г. и как раз в виде FXRB (ссылка на источник: moex.com/n3108).
Радует забота об обычных инвесторах, к коим я отношу и себя (поскольку тема с фьючами и опциками для меня ПОКА тьма тьмущая).
Большое спасибо за инфо...
Удачных инвестиций!!!
Татьяна Перова, пожалуйста. На самом деле во фьючерсках ничего сложного нет. Главное понять, как правильно закупать их, чтобы не было плечей и чтобы была соблюдена портфельная пропорция, ну и перекладываться приходится. В опционы я сам не углубляюсь, и вот они точно не для рядового инвестора. 
Разумных инвестиций! 
Отличные результаты!
 Результат по сути около 18% годовых, что соответствовало доходности ОФЗ, маловато…
avatar
Nepall, доходность офз за 11 лет — 18%?
Александр Хомутов, нет конечно, но такая доходность была.
avatar
Nepall, много чего было раз, два, три. Цель инвестиций — долгосрочные результаты, а не краткосрочные всплески с последующим сливом или вечным затуханием.
В свое время читал в точности такой же подход у Сергея Спирина в его ЖЖ. Вы тоже оттуда это почерпнули?

И еще вопросик. Вы в действительности в реале составляли такой портфель с 2007 или это теоретические результаты? Если в действительности, то как покупали золото и бонды? ЕТФов тогда даже близко не было.
avatar
spr, у него всегда поровну акций, облигаций и золота, и он использует ПИФы. Сам пришел к такой модели после анализа данных в эксель) 
Александр Хомутов, Ну то есть Вы были в курсе о таком подходе до разработки своей модели..:) 

На самом деле это не самое важное. Самое важное то, что когда Вы предлагаете свои услуги за деньги (составляете планы и прочее), Вам обязательно нужно делать ссылку на то, что данные за 2007-2015 год — это именно теоретический бэктестинг. Без проскальзываний, без комиссий и прочих вещей. Когда Вы будете в реальности так делать, результаты будут другие. Кроме того очень важно какие акции Вы выбираете. Я вот смотрю на ваш портфель акций на 2017 год и вижу, что некоторые бумаги в 2007- 2011 не обращались на бирже. Это значит, что когда вы тестировали на 2007-2011 годах был какой-то другой портфель акций. В общем тут очень много тонких вещей, о которых Вы, естественно, ни тут, ни на своем сайте, не указываете. А надо бы это делать!

И Ваш профиль на Смарт-лабе нечестный. Признайте, что у Вас не 12 лет опыта работы на рынке. С 2010 по 2015 год Вы занимались абсолютно другими вещами. Я недавно наткнулся на Вашу книгу «Исповедь Стартапера», довольно интересное чтиво. И вот если бы я решил стать Вашим клиентом, то сопоставив информацию в книге и информацию в профиле, я бы как минимум задумался, стоит ли. Потому что если Вы нечестны в профиле, то нет уверенности, что будете честны в остальном. Это, конечно, только мои мысли, можете не обращать на них внимание:)

В любом случае, успехов Вам! 
 
avatar
spr, каждый год портфель имеет свои акции. На сайте указан состав портфеля по годам именно по акциям. Это не теоретический бэк-тестинг, в разные периоды в портфеле находились разные суммы денежных средств. Также были периоды, когда портфель находился вне денег. В конце этого года или уже в следующем году я хочу подключиться к рэнкингу Московской Биржи, чтобы результат уже официально фиксировался.
Приятно, что прочитали мою мини-книгу) У нас видимо разное понятие работы на рынке. Для Вас работа на рынке, скорее всего, ежедневный или еженедельный мониторинг новостей, аналитиков, данных и рынка. Для меня это инвестирование, которое я совмещаю с другой деятельностью. На рынке у меня активность по сути только в январе, когда происходит ребалансировка портфеля.  И я четко разделяю инвестированные семьей деньги и мои деньги, то есть я не позволю себе при личных трудностях (описываемых в книге) «откусить» чуть-чуть от инвестированных денег семейного фонда. Мухи отдельно, котлеты отдельно. И да, у меня все результаты прозрачны, вся жизнь максимально раскрыта в соцсетях и блогах.  
Александр Хомутов, хочу поблагодарить: с интересом прочитал книгу о постигшей Вас неудаче со стартапом — обычно, таким не делятся, тем более так по живому (хотя в этой ситуации нет ничего постыдного, но признать-то провал тяжело, а уж рассказать — и подавно, я вот два раза лажал в бизнесе, третий на подходе, но фиг кому признаюсь ))
Желаю успехов и процветания.
avatar
Максим Т, у нас в России пока культура такая, что не принято делиться неудачами. У меня к ним другое отношение)) спасибо за пожелания. Вам тоже ещё больше Счастья и Богатства)
spr, у меня экономика в школе была с 7 класса. Я был в курсе большинства инвестиционных подходов, так как мне эта тема была всегда очень интересна и помимо школьной и ВУЗовской программы я ещё изучал дополнительную литературу, интернет и делал свои расчеты в эксельке. ЖЖ Спирина я нашел в 2015 году вроде бы и тоже изучил интересные моменты. 
spr, ответ на ваш появившийся вопросик частично ответил ниже. Добавлю кратко: портфель с 2006 года, не теория, практика. В портфеле были разные суммы денег. Для покупки золота долгое время использовали пару фьюч на золото и доллар. Нужно использовать именно пару, потому что один фьюч на золото не учитывает колебания валюты, от которой зависит рублевая цена золота.
Облигации от 5 до 15 эмитентов, ликвидных и надежных. При asset allocation (а именно на эту модель больше всего похож мой инвест подход) главное купить облигации в нужной пропорции и обладающие низким риском дефолта. 
Александр, хороший результат!
Практикую похожий подход — результаты близкие по показателям.
У меня доля золота в портфеле также в etf. А облигации сейчас офз и пара муниципальных. Пробовал в 2016 году брать корпоративные, исходя из расчетной доходности — опыт оказался не вполне удачным, в этом году корпоративных облиг в портфеле нет. А у Вас?
avatar
Максим Т, спасибо, коллега. Рад за Ваши результаты!
У нас сейчас портфель «малоденежный», так как большая часть средств вложена в реальный бизнес, поэтому мы ограничились ETF FXRB. Если бы средства были более существенные, то я бы тоже смотрел в сторону ОФЗ и муниципалов, и возможно частично и корпоративные облигации (как обычно применил бы разумно диверсифицированный подход). А что оказалось не вполне удачным? Кто-то обанкротился или что имеется в виду?
Александр Хомутов, да, в моем портфеле были корпоративные:
ДВМП 2в, АКБ Пересвет 1в, ГК Пионер 1в, Татфондбанк 8в, Мир мягкой игрушки 2в, Геотек сейсморазведка 1в.
Брал понемногу, не более 2% сча, но половина из этого набора бумаг оказалась не айс, что многовато для консервативной части портфеля.
avatar
Максим Т, на беглый взгляд какой-то рискованный и не совсем консервативный выбор эмитентов по облигациям. 
Александр Хомутов, о да, результаты это ясно показали )))
avatar
Максим Т, ну теперь, главное, использовать опыт в дальнейшем построении портфелей. 
по золоту: GLDRUB_TOM с поставкой на валютной секции Мосбиржи, спот рынок (не платим фьючерсное контанго), с минимальным спредом в стакане от ММ — спрашивайте у брокера
avatar
Jonah, спасибо, век живи — век учись)) только Сергей Сметанин скоре всего говорил про покупку ETF через зарубежного брокера (не инструмент Московской Биржи) 
Александр Хомутов, нам как провайдеру приятно видеть реальные кейсы использования  ETF в портфелях инвесторов — так что спасибо за публикацию.
avatar
Vladimir Kreyndel, Вам спасибо за развитие и популяризацию ETF в России) 
Александр Хомутов, а Вы делали расчеты для сопоставления экспозиции на золото через FXGD и через фьюч на золото?
avatar
Vladimir Kreyndel, а как и для чего ее считать? Только если инвестировать в золото, то надо покупать не только фьюч на золото, но и фьюч на доллар-рубль
Александр Хомутов, получается «Вавилон детский» обошел этот портфель по доходности (36,38%). Подскажите, как Вы формируете список акций из которых выбирает Даша, это ликвидные акции, которые проявили себя лучше рынка за прошлый квартал?
avatar
А.А., все верно. Но он более агрессивный (90% акций). Стандартный портфель — это портфель умеренного инвестора. По списку все верно. Только иногда убираю акцию, если в портфеле есть близкий аналог. Например, сбер ао и сбер префы — не должно быть такого изначально
Александр Хомутов, спасибо. Интересно наблюдать. Думаю со временем тоже сделаю портфель для дочери. Пока у неё только депозит )))
avatar

теги блога Александр Хомутов

....все тэги



UPDONW
Новый дизайн