<HELP> for explanation

Блог им. NightDancer

На встречу январскому саммиту ЕС.

        Как известно в конце января должен состояться очередной антикризисный саммит глав стран входящих в состав Европейского Союза. Предполагается, что на нем представители стран отчитаются о ходе претворения в жизнь последнего декабрьского саммита, где был принят и подписан новый договор, согласно которому все страны участницы должны внести изменения в Конституции своих стран относительно размеров дефицита бюджета. Ну и конечно, что бы хотя бы о чем-то отчитаться, надо что-то сделать. Но как, оказалось, сделать не так просто. Хочу рассказать о том, как все это происходит в Латвии. Примерно с тем же списком проблем столкнуться и многие другие страны Евросоюза.

         Итак, задача. Необходимо внести изменения в Конституцию страны, которые установят четкие критерии дефицита бюджета страны и ответственность за разработку такого бюджета, его согласование, создание резервных фондов и финансовую стабильность в стране. Когда сразу после декабрьского саммита об этом зашел разговор, стало понятно, быстро такие изменения провести через парламент страны (в Латвии это Сейм) не удастся. Поэтому вопрос решено было отложить, но вот настал момент, когда тянуть с его решением больше не возможно. 


          Во вторник состоялось заседание социальной комиссии сейма Латвии. Именно эта комиссия должна рекомендовать предложенный Министерством Финансов документ с предложением о внесении соответствующих поправок. Сам по себе этот документ оказался состоящим всего из четырех строчек. В нем предлагается вписать в Конституцию «ответственность Сейма Латвии за разработку экономного бюджета, создание резервных фондов и финансовую стабильность в стране». Предложенная Министерством Финансов новая формулировка достаточно обтекаема и на первый взгляд не привносит ничего нового, Сейм и так всем этим занимается. Почему бы не принять? Проблема тут оказалась в другом. 

        Это изменения должно стать базой для создания и принятия «Закона о фискальной дисциплине». Этот закон так же минфином разработан и будет представлен вместе с этой поправкой в парламент. И вот этот самый закон как раз и будет вносить очень большие изменения. Он будет напрямую связан с Европейским Союзом, еврозоной, а так же с международными донорами Латвии(МВФ и Европейской Комиссией). В законе будут прописаны все критерии, которые нельзя превышать и соответственно ответственность, наступающая за их не соблюдение. А вот с ответственностью как раз и возникают проблемы. Все думают, как себя обезопасить, как не подставить себя под реальную ответственность. Потому что могут последовать и увольнения чиновников и роспуск Сейма. А проверить выполнение может и Брюссель и представители доноров. Да еще и правительство коалиционное может смениться. По статистике правительства в Латвии работают чуть больше года. 

         Опасность здесь кроется в том, что ситуация и в самой Латвии да и в Европе и мире в целом меняется так быстро, что невозможно выстроить четкий план перспективного развития страны на 2-3 года вперед. Невозможно дать четких финансовых прогнозов даже на год. Как в такой ситуации можно гарантировать четкое соблюдение бюджетного дефицита и при этом брать за это на себя ответственность?

        Ну и, пожалуй, последний момент. Как объяснить своим однопартийцам и избирателям, что депутаты сами отдают часть финансового суверенитета Брюсселю? Это так же вопрос не маловажный. Вот такие моменты сегодня обсуждались на социальной комиссии Сейма. Вопросов тут гораздо больше, чем ответов, поэтому комиссия решила не рекомендовать Сейму принимать эти поправки. Прозвучало даже предложение отложить этот вопрос и вернуться к нему после январского саммита, что бы посмотреть как будут поступать другие страны и, имея на руках уже готовую схему вернуться к рассмотрению. 

        Вот только Министерство Финансов несогласно с такой постановкой вопроса. Им необходимо появиться на саммите, с каким-то конкретным отчетом. Им очень хочется не выглядеть белыми воронами, а хочется бодро отрапортовать, что работа идет полным ходом. Вот уже в первом чтении приняты поправки, принят законопроект о фискальной дисциплине. А, кроме того, правительство видит в этом законе хорошее прикрытие для проведения через парламент непопулярных мер экономии. Раньше, пока не закончилась программа внешнего заимствования, можно было ссылаться на требования доноров, теперь, когда кредиторы ушли, на их место заступит измененная Конституция. Что же, время еще немного есть и правительство попытается провести эту поправку к Конституции и проект закона в первом чтении. Дебаты обещают быть жаркими. Нам остается только наблюдать. От этого напрямую зависит судьба нового европейского договора, а значит и положение дел в Европейском Союзе. 

Оригинал.
 


Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

Залогиниться

Зарегистрироваться
....все тэги
Регистрация
UPDONW