Новости рынков

Новости рынков | В Европе тоже пилят бюджеты...

За крупные госпроекты немцы почти всегда переплачивают

В ФРГ аэропорты, дороги и другие госзаказы обходятся налогоплательщикам в среднем на 73 процента дороже первоначальной сметы. Ученые рекомендуют учреждать независимые контрольные органы.

Вид с воздуха недостроенного нового берлинского аэропорта BER

Вид с воздуха недостроенного нового берлинского аэропорта BER

В Германии сегодня у всех на слуху два вопиющих примера долгостроя и превышения первоначальной сметы. Это новый аэропорт BER в Берлине, где работы растянутся, по всей видимости, на 7,5 лет, хотя изначально планировались 2,5 года, и Эльбская филармония в Гамбурге, где первый концерт вместо 2010 года состоится в 2017 году.

Опыт пяти десятилетий

Соответственно, за новые воздушные ворота столицы немецким налогоплательщикам придется вместо 2,5 миллиарда евро заплатить как минимум 5,4 миллиарда, а за новый храм музыки и будущую достопримечательность города на Эльбе гамбуржцы в конечном счете выложат не менее 865 миллионов евро при первоначальной смете в 352 миллиона.

Однако эти два случая разбазаривания общественных средств при выполнении госзаказа вовсе не являются исключением в истории ФРГ. К такому выводу пришли ученые Школы управления Hertie (Hertie School of Governance) в Берлине. Они проанализировали 170 крупных проектов, на реализацию которых с 1960 года выделялись средства из государственной казны или местных бюджетов (включая государственно-частное партнерство). И обнаружили: расходы на те 119 проектов, которые уже полностью завершены, оказались в среднем на 73 процента выше, чем изначально планировалось.

Грузовик проезжает под элетронной системой оплаты проезда грузовиков по немецким автобанам

Система оплаты проезда грузовиков по немецким автобанам стала очень дорогим «проектом-первопроходцем»

Таким образом, превышение первоначальной сметы при осуществлении госзаказа в Германии скорее правило, чем исключение. При этом к наиболее серьезному перерасходу до сих пор приводили проекты в области информационных технологий, например разработка системы оплаты проезда грузовиков по немецким автобанам или программного обеспечения для налоговых органов страны. В десяти исследованных случаях конечная стоимость оказывалась в среднем на 394 процента выше запланированной.

Объективные трудности «проектов-первопроходцев»

В среднем на 136 процентов дороже, чем ожидалось, Германии обходились до сих пор проекты в области энергетики. В былые годы особенно высокий перерасход (164 процента) возникал при сооружении атомных электростанций. Сейчас первоначальная смета регулярно превышается при сооружении ветропарков в открытом море, хотя здесь средние размеры перерасхода существенно ниже (20 процентов).

Недостроенная Эльбская филармония в Гамбурге

Эльбскую филармонию в Гамбурге будут достраивать еще несколько лет

При закупке вооружений данный показатель составляет 87 процентов, при сооружении общественных зданий — 44 процента. В транспортной сфере смету превышают в среднем на 33 процента, при этом наибольшие дополнительные расходы возникают при сооружении аэропортов, а наименьшие — при строительстве автодорог.

Профессор Гениа Костка (Genia Kostka) и ее коллеги по Школе управления Hertie в ходе исследования попытались разобраться, в чем причины регулярного роста дополнительных расходов при реализации государственных заказов. Они отмечают, что наиболее серьезный перерасход обычно порождают «проекты-первопроходцы», будь то первые ветропарки в открытом море или федеральные проекты в области информационных технологий. Когда работаешь «на целине», всегда велика опасность возникновения непредвиденных технических проблем, ведущих к срыву первоначальных сроков и существенному превышению сметы, указывают ученые.

Сверхоптимизм некомпетентных начальников

Однако практически всегда задержки и перерасход связаны с управленческими просчетами и ошибками, подчеркивается в исследовании, озаглавленном «Крупные проекты в Германии между амбициями и реальностью». Ученые приводят целый список типичных ошибок, совершаемых чиновниками в ходе размещения и реализации госзаказов. При этом возможную коррупционную составляющую они не рассматривают, поскольку их интересуют именно вопросы управления.

КОНТЕКСТ

 Эксперт: Я очень удивлюсь, если мост в Крым построят в 2018 годуЭльбскую филармонию откроют в январе 2017 годаСМИ: Берлинский аэропорт BER откроется не раньше середины 2017 годаКрупнейшие стройки в ФРГ стоят в два раза меньше Олимпиады в Сочи

Так, на первоначальной стадии многих крупных проектов весьма распространены «нереалистические ожидания» и «сверхоптимизм»: все участвующие стороны недооценивают комплексность стоящей перед ними задачи и дают невыполнимые обещания, под которые пытаются подогнать график и смету. Нередко работы начинаются до окончательного утверждения проектной документации. Весьма распространенной ошибкой является внесение в проект многочисленных изменений по ходу строительства.

Серьезной проблемой является также «недостаточная компетентность» органов, призванных контролировать реализацию проекта, подчеркивают профессор Гениа Костка и ее коллеги. Поэтому они настоятельно рекомендуют государству впредь привлекать к крупным проектам «независимых экспертов со стороны», причем не просто в виде консультантов, а закреплять за ними контрольно-надзорные функции.

Другой совет: предоставлять достаточно времени и средств разработчикам и не приступать к строительству до полного завершения проектных работ. Берлинские ученые убедились, что именно на первоначальном этапе совершаются основные управленческие ошибки, которые и приводят затем к срывам сроков и превышению сметы.

 www.dw.de/%D0%B7%D0%B0-%D0%BA%D1%80%D1%83%D0%BF%D0%BD%D1%8B%D0%B5-%D0%B3%D0%BE%D1%81%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B5%D0%BA%D1%82%D1%8B-%D0%BD%D0%B5%D0%BC%D1%86%D1%8B-%D0%BF%D0%BE%D1%87%D1%82%D0%B8-%D0%B2%D1%81%D0%B5%D0%B3%D0%B4%D0%B0-%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%BF%D0%BB%D0%B0%D1%87%D0%B8%D0%B2%D0%B0%D1%8E%D1%82/a-18465890
    9 комментариев
    Олесь и Дмитрий_Брест не поверят тебе!
    avatar
    Zofa, не пилят только в Украине. © Вишивана понi
    avatar
    Оказывается это только не только наше ВСЕ! У них тоже воруют! Не наше ноу-хау.
    Дамир Шайхутдинов (Dr. Кризис), воруют не только лишь все)))
    avatar
    Круче всех итальяшки с их распилом денег, выделяемых на проектирование моста на Сицилию. Раз 10 уже выделяли.)))
    avatar
    Этим вы хотите оправдать родное воровство?
    avatar
    aps, думаю, полезно об этом иногда напомнить тем, кто только Россию обвиняет во всех мыслимых пороках.
    avatar
    Товарищи, там воруют хлеще нашего, только у нас в наглую и видно все(при этом нихера не делается), а эти хлыщи немецкие, делают все грамотно и юридически хрен подлезешь! )) тут каждый у кого есть состояние, как наш Остап, 400 сравнительно честных способа отъема денег у населения!

    Везде одинаково
    avatar
    А по поводу эльбфилармони, тут без бандитов тоже не обошлось))
    avatar

    теги блога risk monitor

    ....все тэги



    UPDONW
    Новый дизайн