<HELP> for explanation

Блог им. option-systems

Volkswagen & Porsche: пиррова победа



Начало тут http://smart-lab.ru/blog/16864.php
                  http://smart-lab.ru/blog/17083.php
                  http://smart-lab.ru/blog/17242.php
                  http://smart-lab.ru/blog/17270.php


      На 7 января 2009 года Porsche довел долю в Volkswagen до 50,8%, глава Porsche Венделин Видекинг задействовал все денежные источники, чтобы захватить VW полностью, и уже потом, используя финансовые возможности VW расплатиться по долгам. Но все случилось совсем наоборот — это оказалась пиррова победа!
    В процессе поглощения Porsche сумма чистых долгов увеличилась в три раза и достигла более  €10 млрд (или $14,2 млрд), что отрицательно отразилось на положении компании. Как никак, в этот момент мировая экономика находилась в острой фазе кризиса 2008 года — продажи дорогих спорткаров и внедорожников упали, кроме этого ситуацию ухудшили налоги, которые основывались на очень больших доходах от опционов Volkswagen AG, но «на бумаге», а налоги платить нужно было реальными деньгами, размер процентных выплат достиг  600 млн. евро в год — это была катастрофа  для Porsche.
    Теперь для экстренного латания финансовых дыр руководство Porsche запросило поддержки федерального правительства. В частности, попросило о выделении государственным банком KfW 1,75 млрд евро в виде стабилизационного кредита. В этой помощи Porsche было отказано.
    Немецкий концерн Volkswagen предоставил производителю спортивных автомобилей Porsche кредит в размере 700 миллионов евро сроком на полгода. В качестве обеспечения кредита «Порше» предложила «Фольксвагену» свою австрийскую компанию Porsche Holding GmbH, занимающуюся оптовой продажей автомобилей.
    Но получить бы контроль над Volkswagen было бы  невозможно ни за какие деньги — и это самый обидный для руководства Porsche факт. Дело в том, что деятельность Volkswagen регулируется специальным Законом о Volkswagen, а этот закон гласит, что блокирующий пакет акций в Volkswagen составляет 20%, а не 25%, как во всех остальных немецких акционерных обществах. Такая поправка была внесена специально для того, чтобы наделить правительство Нижней Саксонии, которому как раз и принадлежит чуть больше 20% долей Volkswagen, способностью блокировать невыгодные для компании решения. Последние годы этот абсолютный блокирующий пакет использовался в первую очередь для того, чтобы предотвращать попытки перенести производство из нижнесаксонских Ганновера и Вольфсбурга на зарубежные заводы, а также чтобы не дать Porsche возможность провести слияние компаний в единый концерн под контролем Porsche.
     Из-за кризиса ликвидности найти средства для погашения долгов оказалось практически невозможно, Porsche был вынужден срочно искать сторонних инвесторов. Амбициозная попытка Porsche поглотить бизнес Volkswagen обернулась тем, что сам Volkswagen фактически выдвинул ультиматум по слиянию с Porsche. В результате наблюдательный совет холдинга Porsche отправил Венделина Видекинга в отставку. Вместе с ним компанию покинул и финансовый директор Хольдер Хертер. Два человека, по сути уничтожившие независимость автопроизводителя Porsche, получили компенсацию за досрочное расторжение контракта в размере 50 млн и 12,5 млн евро соответственно. Таков современный автобизнес: за провалы платят ничуть не хуже, чем за создание процветающей компании.



      VW не испытывал в кризис особых проблем – спад производства был невелик. В Европе марки концерна уже давно играют лидирующие роли. Кроме того, у VW вполне успешно идут дела в развивающихся странах мира, особенно в Южной Америке и Китае
      В апреле 2009 года Volkswagen предложил купить Porsche и самостоятельно рассчитаться с ее долгами, но озвученная Porsche сумма сделки, по мнению руководства концерна, оказалась сильно завышенной. В результате, стороны отказались от планов по взаимному поглощению и решили создать автомобильный альянс, в который вошли бы все 10 марок.
      Весь 2009 года шел долгий процесс переговоров и процесс реструктуризации компании Porsche. В сделке между VW и Porsche появилась еще одна сторона – государственный инвестиционный фонд государства Катар. Правительство Катара приобретает 10% акций немецкого автопроизводителя Porsche Automobil Holding SE и 17% акций концерна Volkswagen. Согласно условиям сделки, действующая в интересах правительства катарская компания Qatar Holding LLC обещала вернуть все купленные акции, если объединение немецких компаний не состоится. Но теперь правительство Катара может влиять на управление немецкой компанией. Это первый случай за всю 78-летнюю историю, когда в управлении немецким автопроизводителем могут участвовать не представители семей Порше и Пиех. Соглашение, достигнутое между Volkswagen и Porsche, сохраняет за властями земли Нижняя Саксония право блокировать важные решения по компании VW.
      В декабре 2009 года была завершена сделка по приобретению за 3,9 млрд евро 49,9 % акций Porsche Zwischenholding GmbH (которой принадлежит на 100% операционная компания Porsche AG) концерном Volkswagen. Для покупки акций Porsche компании Volkswagen пришлось за 10,5 миллиарда евро продать 135 миллионов собственных неголосующих привилегированных ценных бумаг. Часть этой суммы была направлена на финансирование сделки, а оставшуюся планируется в ближайшее время потратить на погашение долгов «Порше» перед банками.
     В марте 2011 года Volkswagen приобрел крупнейшую в Европе дилерскую сеть Porsche Holding Salzburg (PHS), дочернего предприятия Porsche. Сумма сделки составила 3,3 млрд. евро. Приобретение PHS стало очередным шагом к слиянию двух компаний. Согласно условиям сделки, VW получает контроль над операциями австрийской дилерской сети. В то же время PHS сохранит свой статус, все активы и все бренды.
      Передача PHS в собственность VW была предусмотрена достигнутой в 2009 году договоренностью между компаниями. Дилерская сеть PHS являлась на протяжении долгого времени «дойной коровой» кланов Порше и Пих, так как обладала эксклюзивным правом на продажу всех автомашин, произведенных группой Volkswagen, в Австрии, а также в Центральной и Восточной Европе. 

В итоге схема перекрестного владения между  Porsche и Volkswagen стала такая:




«Ещё одна такая победа, и я останусь без войска». 
279 год до н.э. Царь Пирр
 

Как-то в этой истории деликатно умалчивается о Фердинанде Пихе, а ведь это человек который одновременно является (и являлся на момент вышеописанной истории) влиятельнейшим человеком в обеих компаниях, да таким что подобные игры были бы невозможны без его одобрения с обеих сторон. Так что видится что не зря Видекинг был выгнан не с позором (хотя посмотреть — ну чем он лучше Кервьеля или другого проигравшкгося трейдера акциями, фактически схватил крупного маржин колла), а с золотым парашютом — его на эту роль приготовили заранее и он был просто стрелочником. Выиграй Порше эту сделку — стал бы Пих владельцем не только Порше, но и всего VW, а не получилось — объявили крайним ген.директора. Так что эта история про просчитавшегося управляющего — всего лишь официальная пустышка публику потешить.
MACh, Всё верно, согласен, конечно Видекинг не сам один принимал решения, можно сказать, он просто исполнитель.
О Ф.Пиехе я упоминал тут smart-lab.ru/blog/17242.php
интересная тема +
avatar

ev`


Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

Залогиниться

Зарегистрироваться
....все тэги
Регистрация
UP