хочу дополнить верхний пост
во-первых рейтинговые агентства не только устанавливают рейтинг для облигаций, они еще устанавливают кучу других рейтингов: надежности, дефолта эмитента в краткосрочной и долгосрочной перспективе (от чего зависит частота пересмотра), кредитные рейтинги, рейтинги поддержки и т.п.
как вы понимаете уровень устанавливаемого рейтинга напрямую от заплаченных денег по идее не зависит
агентства анализируют всю отчетность организации, проводят беседы с менеджерами, изучают степень возможной поддержки акционерами, т.е. всю финансовую и нефинансовую информацию
Далее у каждого агентства своя математическая модель, которая выдает рейтинговую оценку, далее ее смотрят эксперты агентства и вносят при необходимости коррективы (мнение эксперта может сильно влиять на уровень устанавливаемого рейтинга, т.к. считается что не все можно выразить в цифрах)
Теперь зачем это нужно для инвесторов и прочих заинтересованных лиц — рейтинги нужны для того чтобы понимать положение организации в ряду аналогичных (на сколько крут банк или нефтяная компания), т.е. появляется возможность ранжировать как-то похожие организации. Фактически анализ организации отдается на «аутсорсинг» «профессионалам» (т.е. агентству), т.к. очевидно что не все разбираются в отчетности до тонкостей, да и не вся информация находится в свободном доступе.
Зачем рейтинг нужен компании — статус, возможность выходить на другие рынки, возможность привлекаться дешевле и т.д.