Госдума 10 ноября приняла в первом чтении пятый антимонопольный пакет, который регулирует работу цифровых платформ в России. Документ запрещает маркетплейсам и агрегаторам злоупотреблять своим доминирующим положением на смежных рынках (например, на рынке товаров, которые продаются на маркетплейсе). Ранее Федеральная антимонопольная служба (ФАС) настаивала на том, чтобы расширить действие законопроекта также на поисковики и социальные сети, об этом в сентябре на парламентских слушаниях комитета по защите конкуренции заявлял заместитель главы ФАС Сергей Пузыревский.Сейчас под действие законопроекта подпадают практически все ключевые маркетплейсы — Ozon, Wildberries, «Яндекс.Маркет», Сбермаркет и другие, а также агрегаторы услуг такси — «Яндекс», такси «Максим» и «Ситимобил», объяснил Forbes партнер коллегии адвокатов Pen & Paper Сергей Учитель. Формально под регулирование могут подпасть и другие агрегаторы, например HeadHunter (как агрегатор портфолио и вакансий), Auto.ru (как агрегатор объявлений о продаже автомобилей), Циан, Banki.ru и многие другие, однако для этого необходимо изучить, насколько они подпадают под критерии законопроекта по экономическим и иным критериям, отметил он. Согласно законопроекту компанию признают доминирующей на рынке, если она соответствует трем критериям:
— «доля» сделок на платформе превышает 35% от их общего объема на рынке;
— годовая выручка компании превышает 2 млрд рублей;
— компания оказывает существенное влияние на смежные рынки с помощью сетевого эффекта.
Сбермаркет точно подпадает…