Я попадал под делистинг несколько раз. В принципе он может быть произведен достаточно цивильно, если мажоритарий скупит акции и затем уже, став единоличным владельцем, примет решение о выводе акций с торгов. Если на этапе выкупа не было манипуляций и занижения цены, то миноритарий несет минимальные потери и получает компенсацию своих потерь по вполне рыночной оценке. Так было, например, с акциями «Северсталь-метиз». Но это был единственный светлый момент в этой истории. После того крутого замеса, в который я попал в 2008 г., вдруг получил миллион (в октябре 2008 г.). Это был просто дар божий. С его помощью я смог закрыть значительную часть убытков – цены были смешные.
В 2011 МДМ банк конвертировал префы, которые обращались на рынке, в обычные акции, которые не торговались на ММВБ. Фактически банк провел их делистинг. Этот вопрос был вынесен на общее собрание и акционерам, не согласным с конвертацией, предлагался выкуп по цене 16.4 руб. Вполне приличная цена, немного ниже цен, по которым бумага торговалась до объявления решения о конвертации. Но при этом миноритарный акционер не получал гарантии компенсации всех потерь. Банк ссылался на то, что согласно законодательству на выкуп акций у акционеров может быть направлены средства, не превышающие 10% чистых активов.
Однако обычно на нашем рынке делистинг проводился в более варварской форме, когда его начало инициировалось только заявлением эмитента, т.е. фактически менеджмента. Решения акционеров не требовалось. Как правило, эта была явная манипуляция с целью сбить цену акций и обрушить рынок.
Так поступила в 2008 компания Нутринвестхолдинг, которая убрала свои бумаги с биржи в 2008 году, примерно через полтора года после IPO. Акции в результате этого подешевели в несколько раз. На IPO акции стоили 53 доллара за штуку, а после объявления о делистинге бумаги подешевели до 3,6 доллара Потерял практически все. А какая была идиллия: земля и молочные заводы в Новой Зеландии, производство детского питания, которого так ждут в Китае. Потом прохиндей, который все это провернул, Константин Малофеев, заседал в СД Ростелекома.
Мордашов хоть не был настолько нагл, но делистинг «Силовых машин» провернул в один день. 27 декабря 2011 СД принял решение, а 28 декабря 2011 биржа прекратила торги акциями. При этом обязательное предложение о выкупе сделали только через полгода и по значительно меньшей цене, чем акции торговались.
Среди миноритарных акционеров «Силовых машин» нашлись юридически грамотные и активные люди, которые создали сайт и смогли организовать вокруг себя желавших бороться за свои права. Я потом тоже прибился к этим «силовикам». Мы писали обращения и в ФСФР и в приемную Правительства и Президента. Конечно, чуда не случилось, Мордашов не приполз к нам на коленях и не вернул нам деньги. Все ответы, которые мы получили, были достаточно обтекаемы и вызывали раздражение. В суд мы не пошли, мы бы не справились, у нас не было ни необходимых средств, ни специалистов. Однако, сегодня, посмотрев текущее состояние законодательства, увидел как сильно оно поменялось
1. С 02.01.2013 стала действовать норма Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ «Об акционерных обществах», согласно которой решение о делистинге включено в компетенцию общего собрания акционеров (п.19.2 ст.48).
2. В соответствии с действующей ныне редакцией от 03.07.2016 Федерального закона N 208-ФЗ решение о делистинге принимаются общим собранием акционеров большинством в 95 процентов голосов всех акционеров — владельцев акций общества всех категорий (п.3 ст. 74).
3. С 01.09.2016 стала действовать норма, согласно которой решение о делистинге вступает в силу, только в случае, если все предъявленные к выкупу акции смогут быть выкуплены, т.е. уложиться в 10% долю чистых активов (п.4 ст. 7.2).
4. Существенные изменения внесены в правила делистинга биржи (ст.21). Заявление Организации на делистинг проверяется на соблюдении всех условий, установленных законодательством для делистинга, в частности установленных Федеральным законом «Об акционерных обществах». Срок подготовки решения по заявке 30 дней. Ценные бумаги исключаются из котировального списка не ранее 1 месяца после принятия биржей соответствующего решения.
Может мы и не зря трепыхались? Хоть тогда и не добились победы, но наши усилия тоже не пропали зря и помогли создать тот внешний фон, который заставил исправить законодательство в части защиты прав миноритариев. Как говорят старики: «Пусть не мы, но хоть наши дети ….».
Не смотря на то, что многие риски уже ушли, хотел бы обратить на один их них, о котором почти не говорят. Когда миноритарию приходится продавать акции, которые вывели с биржевых торгов, он совершает внебиржевые сделки и, как правило, несет при этом значительные убытки. Согласно положениям Налогового кодекса (п.3 ст. 220.1 НК) убытки от реализации акций, котируемых на бирже, в течение 10 лет можно отнести на уменьшение прибыли, полученной в последующих налоговых периодах от реализации котируемых акций. Но, если убыток получен от внебиржевой сделки, то его можно отнести только в уменьшение прибыли, полученной от совершения других внебиржевых сделок, а перенести убытки по этим операциям на будущие периоды нельзя (п.16 ст. 214.1 НК). У миноритария, который попадает на внебиржевой рынок случайно, волей стечения обстоятельств, заведомо никаких иных внебиржевых сделок и тем паче прибыли от них нет. Поэтому к убыткам, получаемым при делистинге от падения цен на акции, прибавляется еще и ущерб от невозможности зачесть эти убытки для целей исчисления налога на доходы. Мне кажется, что это несправедливо и в этом кроется явное упущение законодателя.
Полезно. Мусор покупать нельзя изначально. Вроде Уралкалий и Мегафон сейчас кандидаты на делистинг.
Поддержу Бульдозера: чтоб не попадать на ндфл по внебирже, надо на деньги, вырученные от продажи акций на внебирже, в этом же налоговом периоде купить какие-нибудь акции на внебирже. Таким образом результат по внебиржевым сделкам сальдируется в ноль, соответственно базы по ндфл не будет