монополия

Монополия (дословно с др. гр. -один продавец) – фирма, занимающая большую часть рынка какого-либо блага и по дефиниции мейнстрима способная манипулировать своей отраслью ради наживы в ушерб потребителю. Картели, тресты, концерны, консорциумы, конгломераты- формы монополий.
 
Выводы марксистов: монополизм неизбежен при капитализме.
 
Правильное понятие монополии: под монополией в 15-19 века понималась фирма (организация), которому государство даровало быть единоличным субъектом данной отрасли (например, Ост-индские компании в Европе). Ближе к 20 веку понятие монополия стали употреблять и для частных фирм, занимающих большую долю рынка (пример, набивший оскомину, нефтяная компания Standard Oil).
Важное дополнение: монополия возможна только, если государство дарует право организации или физическому лицу осуществлять какую – либо деятельность. Способы ограничения-лицензии, патенты, минимальный уставный капитал компании. Если несколько компаний имеют выход в отрасль, потому что им государство разрешило заниматься этой деятельностью, то это олигополия. Пример-финансовые компании. Во всём мире банки, страховые компании, профучастники рцб. В большинстве стран эти субъекты должны иметь определенный минимальный размер капитала. Данная норма ограничивает конкуренцию и монополизирует рынок данных услуг.
Если государство создаёт антимонопольные службы, то оно делает рынок неэффективным и монополизирует его, т.к. не позволяет объединяться компаниям в более эффективную форму, спасая неэффективных собственников от конкуренции. В конечном счёте страдает потребитель.
 
Монополия — «австрийское» определение:
Главным выводом является тот факт, что «чистая» монополия, возникшая естественным образом (т.е. без помощи государства) и существующая достаточно продолжительное время невозможна в принципе. Даже если монополия возникает на основе какого-то дефицитного ресурса, рынок достаточно пластичен для того, чтобы очень скоро найти ему конкурентную замену. Вторым выводом является то, что даже в случае возникновения монополии, она все равно находится в состоянии конкуренции: монополия существует ровно до тех пор, пока поддерживает такой уровень цен на свои товары и услуги, который недостижим для ее потенциальных конкурентов при средних для данного состояния рынка нормах прибыли. Стоит ей задрать цены или создать дефицит, увеличивая себе прибыль, рынок тут же заполнится товарами или услугами конкурентов. Таким образом, выводМаркса о том, что монополия всегда проблема для потребителей, не выдерживает критики. [1]
 
М.Фридман о монополиях
youtu.be/DMZV22QZ8Cs
 
Источники:
М. Ротбард «Власть и рынок»
Милтон Фридман о МОНОПОЛИЯХ и Государстве
[1] Цитата из жж
Fear of Monopoly by Edmond S. Bradley
Do Antitrust Laws Preserve Competition? by Sylvester Petro
Плюсануть 0 Править статью +Добавить статью Как выбрать брокера?
Чтобы купить акции, выберите надежного брокера: