Когда человек принимает решение начать инвестировать, то первый вопрос, с которым он сталкивается, это выбор брокера.
Мне нередко озвучивали на первичной консультации, что с паспортом Беларуси невозможно инвестировать на зарубежном фондовом рынке, поэтому ждут получения ВНЖ европейской страны, чтобы открыть счет у американского брокера Interactive Brokers (IB). Данный брокер является топовым и дает множество возможностей инвесторам, которые другие брокеры не могут дать.
ВНЖ европейской страны не дает гарантию открытия счета в IB, факты открытия счета с ВНЖ единичны. У одного моего клиента есть ПМЖ европейской страны, но в открытии счета IB отказал. Резидентам России данный брокер счета открывает.
Данный кейс не о том, стоит или не стоит открывать счет у американского брокера, а о том, как неверно подобранные финансовые инструменты практически лишили семью наследства.
К счастью, эта история не моего клиента, но это реальная история, которой я не могу не поделиться, так как знание таких нюансов значительно снижает риски. Также я уверена в том, что после прочтения данной статьи многие проанализирует безопасность своих инвестиций.
Я ни разу не озвучивала тему рисков открытия инвестиционных счетов, но в последнее время всё чаще слышу это от клиентов.
Актуальность проблемы заключается в том, что инвестиционные счета могут быть открыты не на имя его собственника, а на его родственника, друга или другого совершенно постороннего человека за определённую плату.
На консультации некоторые клиенты озвучивали, что хотели бы открыть счет у брокера, который не принимает клиентов с белорусским или российским паспортом. Но они этот вопрос решили тем, что откроют или уже открыли счет на имя друга или другого родственника, кто может это сделать.
Я настоятельно заостряю внимание, что, инвестируя свои деньги не от своего имени, вы теряете над ними контроль и доступ. Можете мне возразить, что человек надежный и ему вы доверяете больше, чем самому себе.
Я не спорю, но подумали ли о том, дело может быть не в человеке, а в обстоятельствах?
С одним из своих самых состоятельных клиентов я познакомилась совершенно случайно летом прошлого года. Бывает такое в жизни, ищешь что-то, и оно появляется с совершенно неожиданной стороны.
Практически все активы находятся в бизнесе (своем и чужих стартапов) и первоначальный запрос был защитить часть капитала от инфляции с минимальными рисками.
При анализе текущей ситуации выяснилось, что стоимость всех активов составляет чуть больше 34 млн.$, при этом в личном распоряжении есть только 2 млн.$. Разбираясь дальше, еще выяснили, что по инвестициям в стартапы уже год висит просроченная дебиторская задолженность в сумме 23 млн.$.
То есть человек за свою жизнь заработал 34 млн.$, но реально имеет только 2 млн.$,
На вопрос, почему практически все свободные средства он вложил в высокорисковый актив, ответил, что данные стартапы на то время были перспективными, но геополитическая ситуация внесла свои коррективы.
Уже более двух лет граждане с паспортами Беларуси и России постоянно сталкиваются с проблемами со счетами за рубежом.
В данных странах совершенно не выгодно хранить валюту на банковских счетах, так как при определенной сумме за хранение банком взимается комиссия.
Исходя из этого инвесторам не выгодно переводить деньги из зарубежных счетов обратно на те счета, с которых были перечислены деньги.
Но один из американских брокеров почти год назад ввел условия вывода денег с брокерского счета: деньги перечисляются только на тот счет, с которого они были переведены на брокерский счет.
То есть фактически это неофициальная блокировка счетов (вывода денег) граждан определенных стран, в частности России, так как при зачислении иностранной валюты на банковский счет в российском банке удерживается высокая комиссия, которая «съедает» не только заработанные деньги, но и внесенные инвестором, с которых ранее уже были уплачены налоги.
Решение данной ситуации гениально простое: активы, которые находятся на брокерском счете, переводим на свой ранее открытый трастовый счет.
Делюсь недавним необычным кейсом. С таким запросом ко мне обратились впервые. О таком не говорят на широкую аудиторию, но ситуация актуальная. И от адекватного восприятия данной ситуации обоими супругами может зависеть их дальнейшее семейное счастье.
Несколько лет назад мой бизнес-тренер на какой-то из общих встреч сказал, что настоящая любовь возможна между супругами только тогда, когда оба финансово независимы друг от друга.
В тот момент я не очень приняла его утверждение, но, анализируя его с годами, сама часто цитирую и сейчас полностью принимаю. Но я не про психологию, а про финансы.
Итак, кейс.
Александра написала мне запрос на консультацию в Telegram по рекомендации моего действующего клиента. Благодарю за доверие!
Ситуация следующая. Александра замужем, 2 детей. У нее юридическое образование, но после рождения детей не очень активно занимается своей деятельностью, но и не бросает ее. Ей нравится работа, но первое место всегда принадлежит семье.
В материальном плане у семьи всё хорошо, супруг Сергей владеет несколькими рентабельными бизнесами. Но бизнесами владеет супруг и там есть доля партнеров. Отношения с партнерами чисто деловые и прозрачные.
Недавно обратился подписчик моего телеграм-канала с вопросом:
«Читая ваши посты я начал сомневаться, что правильно делаю, храня все деньги у иностранного брокера. Можно ли что-то сделать, чтобы я об этом не беспокоился?»
Если вы узнаёте себя в этих вопросах — это решение для вас.
У данного подписчика открыт счет в Interactive Brokers (IB), который на сегодня успешно работает, но его беспокоит:
Данные вопросы закрывает один инструмент: трастовая структура в страховой оболочке.
Как это работает: мы открываем трастовый счет в международной страховой компании и переводим на него активы со счета в IB, ничего не продавая. Проще говоря, брокерский счет «переезжает» в другую структуру.
Далее страховая компания открывает счет в IB для полиса и предоставляет своему клиенту доступ к терминалу.
Я часто слышу от клиентов на консультации странную вещь.
Если что-то случится, то у меня есть брат/друг/родители, в конце концов банк, у которых я могу взять деньги в долг/под проценты.
Наша жизнь только тогда будет успешной, когда мы полностью возьмем все риски и ответственность на себя, не обращаясь к помощи третьих лиц, даже самых близких.
Пару дней назад из окна своей квартиры наблюдала такую картину.
Во дворе дома стояла машина ГАИ, а рядом инспектор ГАИ и 3 судебных пристава (они были в форме). Чуть позже приехал эвакуатор и начался процесс «упаковки» авто, которая всегда стояла на парковке дома.
Мне стало интересно, что же происходит. Потом вышла хозяйка этого авто для того, чтобы забрать из салона все личные вещи, при этом она совсем не сопротивлялась этому. Когда эвакуатор увозил авто, я заметила на нем транзитные номера.
Пообщавшись с некоторыми соседями, которые знают всё обо всех, выяснилось вот что. Женщина, владелица авто, взяла в долг у знакомого под залог авто с оформлением сделки у нотариуса.
Читая мои посты, люди задают вопрос: какие комиссии в данных трастовых структурах?
Задав вопрос ИИ, получают ответ, что в компаниях ULIP (Unit-linked) или PPLI (Private Placement Life Insurance) очень высокие комиссии на сопровождение.
Я очень уважаю ИИ, но с любой информацией нужно разбираться. Предлагаю это сделать в рамках данного поста.
«Высокие» комиссии для каждого индивидуально, точно так же, как и доходность: для одного доходность 5% в долларах это очень приемлемо, а кто-то ради 15% не будет этим заниматься.
Поэтому при рассмотрении вопроса использования данной структуры для своего капитала, в первую очередь нужно понять, для чего именно человеку нужна данная упаковка:
Я неоднократно писала в своих постах кейсы, когда наличие данной структуры защищало не только капитал, но и благополучие семьи.
Стандартная ошибка владельцев крупных капиталов заключается в том, что они хранят свои активы в юрисдикции или структуре, которые имеют высокие санкционные и политические риски.
А эти риски несут за собой самые серьезные последствия. И таких владельцев крупных капиталов по неофициальной статистике 95%.
За последний год я встречалась с несколькими такими владельцами, которые хранят деньги не только в санкционной юрисдикции, но еще и в рублях.
Запомнилась встреча в сентябре прошлого года, когда у человека была сумма 2 миллиона белорусских рублей, но так и не решился начать инвестировать. Упущенные возможности мне даже озвучивать не хочется.
Удивительно, что несмотря на то, что сегодня еще есть возможность вывести деньги в надежную юрисдикцию и оформить в надежную структуру, данный владелец капитала еще не готов к таким действиям. Наверное, будет готов, когда потеряет 90% капитала, и то не факт.
Подобные вопросы решаются упаковыванием активов (деньги, недвижимость, бизнес, брокерские счета, крипта) в трастовую структуру безопасной юрисдикции.
Общаясь с собственниками бизнеса, я очень часто слышу одно и то же: все мои деньги работают в бизнесе и это самое надежное и прибыльное вложение. Работать с возражениями в данном случае бесполезно.
Я не считаю недвижимость низкорисковым инструментом инвестирования, но по сравнению с бизнесом, это супер-консервативный инструмент. Даже инвестирование в ценные бумаги по сравнению с бизнесом являются низко рисковыми вложениями.
Бизнес – это всегда риски: рыночные, конъюнктурные, политические, риск банкротства, недобросовестных конкурентов, субсидиарной ответственности, рейдерских захватов.
Поэтому нужно эти риски снижать, максимально выводя деньги из бизнеса, насколько это безопасно для самого бизнеса, в семейный капитал.