Пять лет назад можно было открыть компанию в Белизе, завести пару счетов – и считать, что налоговая оптимизация решена.
Сегодня – совсем другая реальность, тем более, что Белиз уже стал «серым» оффшором.
Что изменилось?
В результате этого:
Современные инвесторы строят новую налоговую архитектуру:
Цель – не уйти от налогов, а сделать их минимальными и предсказуемыми.
В последние три года наблюдается интересная и важная закономерность: люди, переехавшие из своей страны в другие, особенно в страны Европы, сталкиваются с парадоксом: чем больше растёт их доход, тем меньше остаётся денег.
Также самой распространенной проблемой является то, что на оставшуюся дельту дохода просто покупали доллары и чувствовали себя уверенно. В европейской стране отложить получается гораздо меньше, а хранить доллары стало неэффективно.
Почему так происходит?
Одна из главных причин – резкий рост расходов, особенно на жильё. Если в Минске аренда квартиры обходилась в $300–$600, то в Польше или Литве аналогичное жильё стоит минимум $1000, а чаще всего от $1500 и выше.
Эта статья расходов становится для многих настоящим шоком.
При этом зарплата действительно растёт, и зачастую – значительно. Но разница между доходом и расходами всё равно сокращается. Более того, многие не ощущают прибавки к доходам в реальном бюджете.
С такими вопросами люди приходят на консультации и сегодня. И у каждой ситуации – свой контекст.
Многие успешные бизнесмены, достигнув определённого уровня благосостояния, сталкиваются с вопросом: как передать не только капитал, но и смыслы, которые его создали? Как обеспечить, чтобы дети и внуки не просто получили наследство, но и были готовы им распоряжаться?
Ответом может стать семейная конституция – документ, который задаёт правила жизни и развития семьи на много лет вперёд.
Для консультации обратился Давид, отец троих детей, миллионер. Основатель крупной компании. В 50 лет он понимает: бизнес – это легко, сложнее – семья.
За свою жизнь он неоднократно видел, как друзья теряли всё из-за споров между братьями. Как дети, получив доступ к деньгам, начинали жить без целей, сливая заработанное родителями состояние. Как отношения между самыми близкими людьми рушились из-за вопроса: «Кому что достанется?».
Даже имея на руках завещание, наследники шли в суды его оспаривать, так как хотели всё больше и больше.
Давид понимал, что еще не поздно что-то изменить в семейных отношениях, если правильно подойди к данному вопросу.
Чуть больше года назад за консультацией обратился Павел.
Вводные данные: есть бизнес, который успешно работает в Беларуси, России и двух европейских странах.
Всё выглядело стабильно, масштабно и перспективно. Однако именно тогда началась ситуация, которая могла обернуться крахом всего, что было построено годами.
Риски: из-за новых санкционных ограничений возникла реальная угроза – блокировка счетов за рубежом, несмотря на наличие ВНЖ.
А это означало потенциальную утрату всего бизнеса за границей, чья оценочная стоимость составляла 150 млн долларов. При этом главным фактором риска стало гражданство владельца.
Запрос: как защитить всё то, что имеется за границей?
Мы уже сталкивались с подобным ранее.
У нас был случай, когда клиенту заблокировали счет с 20 млн евро в крупном европейском банке, но разрешили перевести средства в другую страну только при его личном присутствии, и в то же время запретили ему въезд на территорию данной страны. Вот и всё. Далее мы уже работали над тем, чтобы сохранить то, что осталось.
Многие бизнесмены думают, что если они построили бизнес своими руками – он будет жить вечно. Но реальность показывает обратное.
Я изучила несколько биографий людей, у которых был очень успешный бизнес, но в одночасье они потеряли всё. Мне были интересны не сами истории, а причины, почему так произошло.
Причин очень много, но все они объединяются в одну глобальную – отсутствие чёткого плана преемственности.
Когда бизнес привязан к одному человеку, а схемы управления слишком личные, то при любом внешнем давлении всё рушится.
Преемственность – это не про «вот я умру и передам всё сыну». Это про защиту бизнеса, семьи и будущего.
Вот 5 стратегических правил, которые помогут не повторить ошибки людей, которые потеряли всё:
Мы являемся тем поколением, которое создает, наши дети будут сохранять созданное нами, а наши внуки – тратить.
Семейное благополучие часто не доживает до третьего поколения.
Статистика говорит сама за себя: по разным оценкам, около 70% семейных состояний теряются к третьему поколению. И дело действительно не в размере капитала – он может быть и огромным, и скромным.
Проблема в отсутствии системы управления этим капиталом и, что ещё важнее, в отсутствии финансовой культуры в семье.
Деньги – это инструмент. Он может улучшить жизнь, но не заменить собой воспитание, образование и ответственность.
Многие родители, достигшие успеха, стараются обеспечить детям беззаботное будущее, создавая финансовую подушку безопасности. Но если при этом дети не понимают цену деньгам, механизмов их сохранения и приумножения – такая подушка со временем становится грузом, который тянет всё ниже.
Почему важно начинать с первого поколения?
Потому что именно вы – основатели семьи, которая может заложить систему. Не просто правила обращения с деньгами, а целую финансовую экосистему семьи, включающую:
Антон на предварительную консультацию пришел только ради интереса:
«Что же мне втюхивать будут? Уверен, что какой-то курс по инвестициям.»
Это он мне потом открылся, с какими мыслями шел на встречу. Но, как это бывает каждый раз, после встречи понял, что всю жизнь строил чужие бизнесы, а свою финансовую систему даже не начинал.
Итак, вводные данные.
Антон является бизнес-ангелом, у него есть достаточный капитал, который он инвестирует в высокорисковые проекты. До сегодняшнего дня почти все проекты были достаточно успешные.
Потери, конечно, были, но они не были существенны. Поэтому передо мной на встрече был достаточно успешный и обеспеченный бизнесмен, отлично понимающий в инвестициях и уверенный в том, что еще и меня может научить, а не я его.
В этом я не сомневаюсь, что и озвучила: я не сильна в венчурных инвестициях из-за их высокого риска, я больше консерватор, учить – это тоже не мой профиль.
Но я вижу риски и их возможные последствия, которые лежат на поверхности и для меня они очевидны, а вот для клиента нет.
Примерно год назад я получила сообщение от CEO очень крупной инвестиционной компании. Сообщение было с предостережением не работать с одним из бывших сотрудников фонда, который совершил мошеннические действия в компании, повлекшие за собой убытки компании и инвесторов.
Во-первых, я была приятно удивлена, что компания «после пожара» работает над тем, чтобы не произошло «возгорание» в другом месте, не имеющее к ним никакого отношения.
Во-вторых, это делает лично CEO, что доказывает работу фонда на высочайшем уровне по защите интересов инвесторов.
Но, к сожалению, CEO не может «залезть в голову» своего сотрудника, чтобы предотвратить спланированную схему мошенничества.
Если загуглить, то можно найти десятки и даже сотни случаев в истории, когда управляющий фондом украл деньги.
Да, к сожалению, такое возможно даже в самых крупных и надежных фондах по причине того, что управляющий имеет доступ к деньгам фонда. Недобросовестный человеческий фактор всё же исключать нельзя.
На одной из предварительных онлайн-встреч потенциальный клиент озвучил свой запрос решением следующих задач:
Стало понятным, что все эти задачи решает трастовая структура в страховой оболочке Private Placement Life Insurance (PPLI), осталось уточнить у клиента больше деталей и перейти к процессу подбора страховой компании.
Клиент озвучил свое желание, чтобы это была не трастовая структура, о которой он мало что знает, а обычный траст. Подбор такого решения тоже реален, но оно не решит такие задачи:
Финансовая пирамида или действующий бизнес? Как отличить? Поговорим в этой статье.
Финико, Антарес, QBF. Сколько еще пирамид должны лопнуть, чтобы люди перестали вкладывать в них деньги? Мне казалось, что после МММ на эту удочку уже не попадутся….
Есть несколько признаков, чтобы отличить действительно действующий бизнес от финансовой пирамиды.