Российские производители зерновых и масленичных культур в 2022 г. получили рекордный урожай. Однако из-за санкций, госрегулирования и проблем с логистикой рынок столкнулся с профицитом зерна. О главных тенденциях сельскохозяйственного сезона 2022-2023 гг. — в аналитическом обзоре Boomin.
По данным Росстата от 13 января 2023 г., урожайность зерновых культур в сельскохозяйственном сезоне 2022-2023 гг. выросла на 25% к предыдущему периоду. Аграрии получили 3,22 тонн/га, или 153,8 млн тонн, против 2,58 тонн/га, или 121,4 млн тонн, годом ранее. Не отстали и масленичные культуры: сельхозтоваропроизводители увеличили площади под масленичные культуры на 2,1 млн га (+13%), что привело к росту урожая на 7%. Основной прирост был обеспечен за счет увеличения посевов сои и рапса.
Эмитент поделился предварительными итогами завершившегося 2022 года, отметив главным достижением приобретение активов второго бренда такси — «Ситимобил».
Благодаря стратегии развития двух брендов параллельно, ООО «Транс-Миссия» удалось значительно увеличить охват рынка, колоссально нарастить совокупный GMV сервисов и количество выполненных заказов.
Одним из главных событий прошлого года эмитента ООО «Транс-Миссия» — первоначально, являвшегося владельцем сервиса заказа такси повышенного уровня комфорта «Таксовичкоф» — стало приобретение активов второго бренда такси «Ситимобил».
Вопреки наличию некоторых технических интеграций, «Таксовичкоф» и «Ситимобил» продолжают развитие раздельно друг от друга, так как проекты имеют кардинально разную аудиторию и позиционирование. Это позволяет диверсифицировать направление легкового такси и охватывать несколько сегментов клиентов одновременно.
2 марта стартовало размещение Сейф-Финанс 001P-01. Даже с такой небольшой ставкой 11.5% (для рейтинга BBB+) до оферты через год эмитент собрал 168 млн 366 тыс. из 700 млн рублей (24,05% от объема эмиссии) за 143 сделки.
Первичные размещения вчера продолжили собирать существенные объемы. ЕвроТранс БО-001Р-02 перешагнул за отметку 60% от общего сбора в 3 млрд руб.
Группа Продовольствие 001P-02 собрала более 7 млн и в сумме приблизилась к сбору почти 3/4 планируемого общего объема в 170 млн.
Лизинг-Трейд 001P-06 по сборам достиг отметки почти 95% от общей суммы в 150 млн.
Совсем скоро еще несколько выпусков покинут список первичного размещения.
Коротко о торгах на вторичном рынкеНа вторичных торгах отметим давно никак не проявлявший себя выпуск НПП Моторные технологии 001Р-03. В целом он торговался с дисконтом почти 10%, что не удивительно для купона 11.75% по компании с рейтингом B+ и годовой выручкой 400 млн руб., однако вчера котировки выросли почти на 2.5% на объеме 0.9 млн руб.
Подведя итоги 2022 года, эмитент подсчитал, что за 12 месяцев удалось осуществить отгрузки 975 клиентам. Для сравнения ООО «СЕЛЛ-Сервис» и ООО «СЕЛЛ-Сервис Хорека» на этап 9 месяцев 2022 года выходили с 750 партнёрами.
Собственником и бенефициарным владельцем ООО «СЕЛЛ-Сервис» и ООО «СЕЛЛ-Сервис Хорека» является Петр Новак. Эмитент ООО «СЕЛЛ-Сервис» специализируется на оптовой торговле пищевым сырьем и ингредиентами, а ООО «СЕЛЛ-Сервис Хорека» продает оптом и в розницу замороженные продукты и товары для сферы HoReCa. На долю эмитента ООО «СЕЛЛ-Сервис» от общего числа в 975 клиентов за 2022 год приходится 655 контрактов.
ООО «СЕЛЛ-Сервис» за период с ноября по декабрь прошлого года удалось заключить контракты с кондитерскими фабриками «Акконд» (Чувашия), «Спартак» (Беларусь), «Коммунарка» (Беларусь), производителем молочных продуктов «Алтайская буренка» (Алтайский край), предприятием, изготавливающим майонез, «Персона» (Алтайский край), компаниями «Невский кондитер», Азовская кондитерская фабрика, Якутский хлебокомбинат и др.
1 марта новых размещений не было.
Вчера на первичном рынке был ажиотаж: спрос на самые ликвидные выпуски увеличился в среднем более, чем в два раза.
«ЕвроТранс» БО-001Р-02 собрал 230 млн рублей, а всего с начала размещения 9 февраля 2023 г. — 1,65 млрд рублей из запланированных 3 млрд, то есть размещение перевалило за экватор.
«Лизинг-Трейд» 001P-06 собрал 8,3 млн рублей и приблизился к 90% сбору выпуска.
«Группа «Продовольствие» 001P-02 привлекла 7 млн, собрав более 70% выпуска.
Напомним, рейтинг «Группы «Продовольствие» B+ при ставке 16% (эмитент установил ступенчатую ставку с понижением до 13% к маю 2025 г.), у «Лизинг-Трейда» рейтинг BB+ и фиксированная ставка 14,5% на весь период с погашением в 2027 г.
Некоторые инвесторы почему-то считают снижающуюся ставку по купонам чем-то негативным для решения об инвестициях, профессиональные инвесторы же оценивают текущую доходность (по заранее известной конфигурации легко правильно рассчитать доходность) и дюрацию (срок до погашения). Рыночные риски есть всегда, поэтому фиксированный купон или снижающийся — не имеет особой роли. Вниз летят все бумаги, кроме флоатеров без ограничения по верхнему уровню ставки.
Пока рынок ВДО находится в ожидании размещения нового эмитента — ООО «Калужский ликероводочный завод «Кристалл», Boomin решил оценить качество кредитного заключения по нему от агентства «Эксперт РА». В ноябре 2022 г. компания получила невысокий рейтинг на уровне B+. Но нас интересует не сама оценка рейтингового агентства, а ее обоснование. Тем более, что на сервере раскрытия информации всё еще нет инвестиционного меморандума к размещению, который обычно содержит массу полезной информации, в частности, по контрагентам. В отчетности же рейтингового агентства расшифровок и пояснений крайне мало.
Но всё по порядку.
1. Эмитент ООО «КЛВЗ «Кристалл» не имеет прямого отношения к обанкротившейсяв 2021 г. одноименной компании. Даже основное производство находится не в Калуге, а в Обнинске. Общие — только бренд и история, которую можно прочитать на сайте эмитента. К слову, подобных историй на рынке ВДО немало. Например,
Несмотря на нестабильность макроэкономической ситуации, в 2022 году ООО «Сибирское стекло» (крупнейший производитель стеклотары за Уралом, актив РАТМ Холдинга) увеличило выпуск продукции.
В 2022 году в стекольных комплексах изготовили 816,4 млн единиц стеклотары, тогда как в 2021 году — 711 млн: рост натуральных показателей составил 15%.
Позитивную динамику обеспечивает, в том числе, развитие клиентского портфеля.
Многие потребители стеклотары увеличили заказы, например, партнеры из Монголии, — комментирует генеральный директор ООО «Сибирское стекло» Антон Мор. — Производители напитков в России, если речь идет о компаниях с иностранным участием, заменили некоторые зарубежные бренды отечественными. В контексте курса на импортозамещение представители рынка крепкого алкоголя объявляют о намерениях запустить производство джина, рома и виски; их ввоз в нашу страну ограничен. Альтернативы стеклянной упаковке для этой продукции нет.