Минувший 2022 г. оказался непростым для российского рынка fashion-ритейла. Продолжающееся постпандемийное восстановление спроса пересеклось с большой перестройкой, связанной с уходом зарубежных игроков. Множество брендов ушло, активно пошел процесс передела рынка, повысилась активность M&A. Как выглядит российский fashion-ритейл по итогам этого периода, какие тренды в фокусе внимания и чего ждать дальше — разбираемся в специальном материале Boomin.
Всё еще ниже, чем до пандемии
По данным Fashion Consulting Group, объем рынка российского fashion-ритейла в 2021 г. постепенно восстанавливался после коронавирусного провала. После 1,7 трлн рублей в 2020 г. объем рынка вырос до 1,8 трлн в 2021 г. В 2022 г. ожидался дальнейший рост, но геополитика несколько скорректировала планы. Ранее мы писали об этом в нашей статье «Рынок fashion-ритейла: как уход зарубежных игроков повлиял на отечественных».
На первичном рынке 30 марта стартовали два новых размещения.
ООО «Балтийский лизинг» БО-П07 вышел на 5 млрд рублей и разместился одним днем со ставкой 11% годовых, что немало для компании с рейтингом А+ и выручкой 77 млрд руб. Выпуск разошелся за 392 сделки. Объем максимальной заявки составил 3 млрд рублей, популярная заявка — 1 тыс. рублей. Средняя величина заявки составила 12 млн 755 тыс. 102 рубля.
«Хайтэк-Интеграция» 001P-01 от «Иволги Капитал» собрал в первый день 159,3 млн из 500 млн планируемых (31,87% от объема эмиссии) за 1 400 сделок при ставке 15% годовых. Объем максимальной заявки составил 6 млн рублей, популярная заявка — 1 тыс. рублей. Средняя величина заявки составила 113 тыс. 823 рубля.
Ставка очень даже конкурентоспособная, но и объем выпуска в 500 млн (к имеющимся 150 млн при выручке меньше 1 млрд) — немаленький для компании без рейтинга (рейтинг есть только у поручителя ИВКС – на уровне ВВ).
ООО «Сибирское стекло» (крупнейший производитель тарного стекла за Уралом, актив РАТМ Холдинга) 31 марта 2023 года сообщило порядок и подробности проведения предстоящей добровольной оферты.
Информацию о предстоящем выкупе бумаг по соглашению с владельцами облигаций по выпуску № 4B02-03-00373-R-001P (ISIN: RU000A105C93) ООО «Сибстекло» раскрыло 31 марта 2023 года на своей странице на сайте «Интерфакс». Предстоящая оферта добровольная — эмитент объявляет её по собственному усмотрению, инвесторы же принимают решение об участии или отказе от него.
Напомним, что первая добровольная оферта в рамках данного выпуска была проведена в январе 2023 года. Инвесторы приняли решение оставить бумаги в своих портфелях — ни одной заявки не поступило. Тогда цена выкупа составляла 100% от номинальной стоимости и накопленный купонный доход; объем, который был готов принять эмитент, — не более 75 тыс. штук или 25% от эмиссии в 300 млн рублей.
Общий купонный доход инвесторов по семи выпускам составил 14,8 млн рублей.
Купонные выплаты по выпуску серии КО-П04(12-й купон) начисляются из расчета 12,5% годовых. Общая сумма выплат по выпуску составляет 599 705 рублей 36 копеек, по одной бумаге — 31,16 рубля.
Выпуск коммерческих облигаций серии КО-П04 (4CDE-04-00381-R-001P) объемом 30 млн рублей был размещен эмитентом по закрытой подписке в марте 2020 г. сроком на пять лет. Номинал одной облигации — 1000 рублей. Из 30 тыс. ценных бумаг выпуска в обращении находится 19 246. По выпуску предусмотрено 20 ежеквартальных купонов.
Купонные выплаты по выпуску серии КО-П05 (11-й купон) начисляются из расчета 13% годовых. Общая сумма выплат по выпуску составляет 6 356 830 рублей 51 копейка, по одной бумаге — 32,41 рубля.
Выпуск коммерческих облигаций серии КО-П05 (4CDE-05-00381-R-001P) объемом 160 млн рублей был размещен эмитентом по закрытой подписке в июне 2020 г. сроком на пять лет. Номинал одной облигации — 1000 рублей. В обращении находятся все 159 359 ценных бумаг выпуска. По выпуску предусмотрено 20 ежеквартальных купонов.
ООО «Транс-Миссия» — агрегатор двух сервисов такси «Таксовичкоф» и «Ситимобил» — развивает оба бренда параллельно. Однако в 2023 году компания намерена сделать основной акцент на развитии бренда «Ситимобил» — подробнее в материале.
Эмитент ООО «Транс-Миссия» обозначил, что основной курс в 2023 году будет направлен на развитие сервиса «Ситимобил», определив несколько ключевых векторов:
29 марта на первичном рынке фармацевтическая компания «Озон» успешноразместила в первый день торгов дебютный выпуск 001Р-01 на 1 млрд руб. за 51 сделку со ставкой купона 13% годовых до погашения в марте 2026 года. Организатором выступил Sber CIB.
У компании нет действующего кредитного рейтинга, но выручка составляет 17,7 млрд руб. — не совсем ВДО, однако это по данным отчетности за 2021 год, более поздней на сервере раскрытия информации нет. Финансовый долг 4,2 млрд руб., а капитал 9,9 млрд руб. Под требования Духовного управления мусульман РФ (если бы компания выходила на IPO с оценкой в 1 капитал) эмитент бы не прошел — процентный долг превышает 30% капитала. Но, к слову, прибыль очень высокая — ежегодно более 3 млрд руб. (рентабельность по чистой прибыли в среднем 20% — очень высокий уровень).
В арбитраже есть три относительно новых крупных дела: компания судится со своим контрагентом ЗАО «ПрофитМед» на 27,6 млн руб. (дело от 21.11.2022 А40-255593/2022), 43,4 млн руб. (дело от 09.01.2023 А40-211/2023) и на 35,6 млн руб. (дело от 20.03.2023 А40-57631/2023). Компания активно участвует в госзакупках как поставщик (подробнее можете посмотреть в карточке компании на нашем сайте).
В 2022 году компания «СДЭК-Глобал» удостоилась сразу нескольких премий во всероссийских конкурсах, завоевав титулы «Франшиза Года», «Логистическое решение года», «Лучшая франшиза службы доставки», показав свыше 25% годового прироста франчайзи-партнеров.
Отметим, что этот результат является одним из лучших среди франчайзинговых компаний не только в сегменте доставки и логистики, а в целом по российскому рынку. Отличные показатели 2022 года еще раз подтверждают тот факт, что выбранная модель ведения бизнеса оказалась наиболее устойчивой в условиях кризиса, как ранее неоднократно заявляли представители топ-менеджмента эмитента в своих интервью.
В компании подчеркнули, что активное взаимодействие с франчайзи ведется непрерывно. Чтобы сохранить настрой своих партнеров на дальнейшее развитие бизнеса эмитент внедрил определенный дисконт по лояльности для новых участников.
Для действующих клиентов была выработана и внедрена ценовая и количественная политика, направленная на повышение объема заказов и выгодное изменение стоимости услуг.
28 марта на первичном рынке успешно завершил размещение за один торговый день выпуск «Глобал Факторинг» БО-02-001P на сумму 150 млн рублей за 294 сделки.
В «Сейф-Финанс» 001P-01неожиданно кто-то вложил 50 млн руб., более 3 млн было инвестировано в давно подзабытый выпуск «ПЗ Пушкинское» БО-01.
В остальном в целом без изменений, следующий вероятный кандидат на завершение размещения — «Лизинг-Трейд» 001P-07, который собрал уже более 60% от плана в 150 млн руб.
Коротко о торгах на вторичном рынкеНа вторичных торгах в лидерах по оборотам — выпуск «АЗБУКА ВКУСА» БОП1. Размещен еще в июне 2019 года, текущий купон 11% до оферты в июне 2023 года. Судя по тому, как вяло идет размещение нового выпуска «АЗБУКА ВКУСА» БОП2 со ставкой 10,25% (с начала марта сборы едва дотянули до 800 млн из 2 млрд планируемых), чтобы эмитенту не предъявили к досрочному выкупу весь объем в 3 млрд, ему надо предложить даже более высокую ставку, чем сейчас.