Дисклеймер: это не статья эксперта по драгоценным металлам. Мой материал о том как мыслит маленький частный инвестор когда сталкивается с золотом.
Для начала несколько зарисовок.
Недавно я посетил выставку алмазного фонда. Не был со школы. Там огромная коллекция слитков и самородков. Сходите обязательно, это действительно завораживает. Даже тех, кто равнодушен к золоту.
Чтобы попасть туда, нужно отстоять в кассах получасовую очередь. В очереди много женщин, людей преклонного возраста и туристов из Азии. На экскурсии они стоят у витрин. Я чуть в стороне, изучаю их лица. Дамы перешептываются со своими спутниками и просят купить украшения. Старики реагируют на экспонаты громкими возгласами. А иностранные туристы просто стоят с открытыми ртами.
Недавно мне на глаза попалась статья про новую тенденцию в Швеции под названием köpskam. Термин köpskam означает стыд, связанный с покупками и чрезмерным потреблением.
Да это же про меня! Я шел к этому состоянию последние 10 лет. Процесс был постепенным. Сначала неосознанным. Но последние годы управляемым.
Я увлекаюсь психологией. Там очень много внимание уделяется чувству стыда. От него можно избавиться. И даже управлять им. Почему бы не извлечь материальную пользу от стыда?
В юношеские годы все деньги я тратил на показушное потребление. Помню свою первую машину с громкими басами в салоне. Помню фотографии строящегося дома в соцсетях. Помню первый iPhone. Опускаться ниже определенной планки было как-то неудобно. Поэтому потребление не останавливалось. Устаревшие модели сменялись новыми. Появлялись новые идиотские потребности.
В спокойные времена я использую доходную стратегию инвестирования. Но чем дольше нет кризиса, тем больше я ухожу в защитную стратегию.
Для начала дисклеймер. Стратегия простенькая. Ее постоянно критикуют «гуру» рынка. Математически они правы. Но этот подход может позволить вам серьезно нарастить капитал.
В основе защитной стратегии лежит следующий принцип:
Периодически на рынке происходит “жопа”. Так было. И так будет. Инвестор делает ставку на неизбежность “жопы”. И готовится к ней заранее.
12 лет на мировом рынке не было кризиса. Его вероятность в текущих реалиях далеко не нулевая. А ведь в России и других неразвитых странах кризисы случаются еще чаще.
Сразу скажу, я довольно скептически отношусь к данной стратегии. Ни разу не инвестировал в модные компании. Однако она определенно заслуживает внимание читателя. Попробую надеть шкуру “модников” и понять как они вообще мыслят.
Для начала цитата классика Б. Грэма:
«Акции роста» – это акции компаний, которые в прошлом демонстрировали высокие финансовые показатели и, как надеются инвесторы, будут демонстрировать их и в будущем.
Определение сильно устарело. Сейчас инвесторы оперируют терминами моды и будущих перспектив.
Посмотрите свежий график компании Tesla.
Допустим, у вас есть 250.000 рублей сбережений. Есть запас времени. И есть острое желание сколотить капитал и поскорее перестать трудиться по принуждению.
Я вас немного разочарую. Если отбросить случайные способы обогащения (наследство, удачный брак по расчету и др.), то у вас останется не так много вариантов быстрого и кратного роста капитала.
Я беседую с Александром Ашрафулиным. Саша — очень крутой эксперт в сфере коммерческой недвижимости. Причем эксперт в отдельном сегменте — стрит-ритейл. Его мнение очень ценно для меня. Делюсь с читателями очередным “алмазом”.
Ранее уже писал статью про мой опыт в этом сегменте. Вот вам альтернативный подход.
Стиль автора, орфография и пунктуация сохранены.
В чем суть твоего продукта?
Продаем коммерческие помещения с действующими арендаторами, по которым заключен долгосрочный договор аренды от 7 до 10 лет.
Поговорим о стратегии “Купи и держи” («buy and hold» по-английски). Некоторые еще называют ее “купи и забудь”. Тут не соглашусь. Как раз забыть не получится.
“Купи и держи” современные инвесторы почему-то списали в архив и положили на полку. А зря. К этой стратегии относятся с пренебрежением. И всегда рассказывают про нее вскользь. Тоже зря!
Почти все инвестиционные стратегии (не путать с трейдингом) являются разновидностью “купи и держи”. Только с “улучшениями”. Я специально закавычил, потому что не факт, что модификации хоть как-то усиливают позицию инвестора.
“Купи и держи” держится на 5 постулатах:
Я очень часто замечаю у инвесторов, что они «прикипают» к своим объектам инвестирования. Им есть чему поучиться у трейдеров. Трейдерам совершенно пофигу на название инструмента. Важны совершенно другие факторы.
Купил акции Apple потому что пользуюсь их продукцией.
А ничего что эта компания переоценена?
Бери ЮКОС. Это дойная коровка. Самая мощная голубая фишка на нашем рынке. (примечание, это цитата из прошлого)
Все мы помним что было дальше с этой компанией.
Чего греха таить. Я и сам часто попадаюсь в эту ловушку. И бью себя по губам когда начинаю нахваливать Газпром, Сбербанк и других монстров. Сегодня они — монстры, а через 10 лет их может не быть вовсе.
Высокодоходные облигации — долговые бумаги, не имеющие рейтинга, или бумаги, чей рейтинг не дотягивает до инвестиционного уровня. А также так называемые высококупонные облигации. То есть облигации, купон по которым превышает ключевую ставку на 5%.
В США спектр эмитентов ВДО очень широк — от автомобильных производителей до телекомов и хайтека. У нас же в долг берут строители, МФО и лизинговые компании. Так себе диверсификация.
Пропаганда — мощное оружие. Если вы не смотрите телевизор, это не значит, что вас не атакуют. В Сети пропаганда работает еще сильнее. Вам ежедневно гадят в голову. В ленте Фейсбука, в интернет-газетах, везде. Журналисты, политики, блогеры, бизнесмены. Все отрабатывают свой гонорар. Если вы отключите интернет, то гадить в голову будут уже вашим друзьям и близким. А они, в свою очередь, нагадят вам.
В Сети есть устоявшееся мнение, что из России пора валить. Признаюсь, и я поддался этим настроениям.