ФРС США, по итогам вчерашнего заседания (https://www.federalreserve.gov/newsevents/pressreleases/monetary20200916a.htm), сохранила ключевую ставку в диапазоне 0-0,25% и готова сохранять ее длительное время, как и готова применять все инструменты поддержки экономики, включая программу экстренного кредитования. Заметно улучшились макроэкономические прогнозы: падение ВВП в 2020 году теперь ожидается на 3,7% (июньская оценка – 6,5%), безработица на конец года – 7,6% (июньская оценка 9,3%).
Участники рынков не получили неприятных неожиданностей. Но доллар все-таки укрепляется, драгметаллы, нефть, и фьючерсы на фондовые индексы падают. Оценивал бы происходящее на площадках как реакцию «продавай на фактах». И думаю, что реакция окажется продолжительной.
Есть универсальный способ определения ценового пузыря. Если высокая стоимость начинает обосновываться переходом рынка в новую реальность, когда прежние меры определения цены потеряли актуальность, это и есть пузырь.
Читаю статью (http://www.profinance.ru/news/2020/09/16/bzew-bank-of-america-v-s-p-500-ne-ostalos-pochti-nichego-chto-mozhno-potrogat-rukami.html) про то, что Bank of America не только отмечает, что в стоимости индекса S&P500 теперь 84% занимают нематериальные активы (45 лет назад их доля оценивалась в 17%), но и советует отказаться от классических методов оценки стоимости компаний и их акций.
Ну да, капитализации в десятки выручек и сопоставимые с ВВП крупнейших стран надо или отклонить за их абсурдностью, или принять с поправками на искривление мышления.
Фондовая история раз за разом возвращает нас к банальной истине: бизнес – это актив, стоимость которого оценивается через скорость и рискованность возврата капитала и прибыль на капитал в перспективе. И к этой истине рынок обязательно вернется, игнорируя новейшие подходы и внезапные озарения адаптивного финансового анализа.
К удивлению, но ряд данных указывает, что динамика прироста проблем снизилась: темпы роста банкротств в США затормозились, и не показывают того экспоненциального роста, который предсказывали ранее.
Количество компаний, подавших заявления о банкротстве, по-прежнему увеличивается, но темпы прироста за август не подтвердили тенденцию экспоненциального прироста фирм-банкротов. В августе только 55 американских компаний, имеющих публичный долг или акционерный капитал, подали заявление о банкротстве. В июне и июле количество таких компаний было по 71 в месяц. По итогам восьми месяцев, количество предприятий-банкротов из этой категории составило 470 компаний, что примерно соответствует уровню 2010 и 2011 годов.
Пандемия и связанное с ней падение рынка корпоративных облигаций естественным образом привело к росту доходностей, и как следствие, созданию премии по отношению к госбумагам. В АКРА провели оценку (https://www.acra-ratings.ru/research/2033) этих премий за риск корпоративных эмиссий, которая образовалась после прихода пандемии. Исследование показало, что больше всего рыночное падение отразилось на выпусках категории “ВВВ-ВВ”, в то время эмиссии с более высоким рейтингом почти не показали прироста премии по сравнению с предыдущим годом.
В кризисный момент российский рынок четко показал разграничение между теоретически более и менее рискованными эмитентами: сегмент бумаг рейтингов “ААА-АА” в большинстве случаев не сформировал премии к доходности, в сегменте “АА-А” премия в среднем была на 100 б.п. выше, чем у бумаг вышеуказанного сегмента.
В сегменте “ВВВ-ВВ” за счет более высокой оценки риска и волатильности эта премия оказалась значительно выше: в среднем 400 б.п.
На иллюстрациях:
1. Динамика случаев заражений коронавирусом и смертей от него по дням (источник: www.worldometers.info/coronavirus/)
2. Динамика изменения денежной базы США в сравнении с изменением ВВП США (источник: www.profinance.ru/news/2020/09/15/bze8-rynok-aktsij-lishilsya-podderzhki-frs-i-belogo-doma.html)
«Обувь России» публикует отчетность по международным стандартам за первое полугодие 2020 года, а также операционные результаты деятельности за август. С одной стороны, за первое полугодие есть убыток, и убыток объяснимый (в апреле-мае полтора месяца работа компании была парализована + доначислены резервы на покрытие возможных кредитных потерь). С другой финансовые метрики даже за кризисное первое полугодие если не улучшились, то не ухудшились (денежный поток стабилизировался, денег, в принципе, у компании стало больше), а результаты августа показывают продолжение тренда на быстрое восстановление бизнеса (выручка в августе выросла в 1,5 раза в сравнении с июлем).
Вам выбирать, на что опираться.
— Релиз об отчетности за 1 полугодие 2020: obuvrus.ru/press_center/press_releases/46507/
Мировые запасы нефти (на графике) стабилизировались на исторически рекордных значениях. Глобальная экономика вроде бы идет по пути восстановления. Но запасы не снижаются. Я бы сейчас воспринимал их уровень как более равновесный, нежели уровень нефтяных цен. Последние, как понимаю, еще далеки от завершения очередного пике.
Источник иллюстрации: img.profinance.ru/news/559039-1
Все-таки снижаются наши доходности. Портфель PRObonds #2 показывает на сегодня 12,9% годовых, #2 – 9,7% (за 365 дней). Бороться за более высокий доход пока что считаю лишним. В портфелях, в частности, остаются свободные деньги, и лучше бы их не трогать. Ведь когда потребуются, скажем, для хеджирования, потребуются более-менее внезапно.
• Золото. В моем понимании классический биржевой пузырь. И понимание уже более месяца поддерживается рынком. Т.е. отношение участников рынка к металлу улучшается, правда средняя цена постепенно снижается. Нового энтузиазма и спроса уже недостаточно для удержания котировок. А в будущем усугубит положение и разочарование уже купивших. Баланс спроса и предложения смещается в сторону предложения. Попытки роста его только ухудшат. Мы начали открывать короткую позицию в золотых фьючерсах в начале прошлой недели и планируем продолжить.
• Рубль. Оцениваю как высокую вероятность остановки в ослаблении рубля. Ждал бы даже его постепенного укрепления. Открывать короткую позицию в парах USD/RUB или EUR/RUB не планирую, поскольку запас их потенциальной доходности ограничен. Но, по-моему, эмоциональный перелом, когда большинство начало готовиться к еще худшим для рубля временам, на прошедшей неделе произошел. Причем рубль за эту неделю окреп, пусть и не существенно. Нельзя утверждать, что дно ослабления позади. Оно просто где-то рядом.