Вопрос о том, нужен ли в России институт омбудсменов по фондовому рынку, на взгляд аналитиков Freedom Finance Global, является предметом для дискуссий. Несколько месяцев назад Национальная ассоциация участников фондового рынка (НАУФОР) предложила ввести эту должность, в обязанности которого будет входить защита прав миноритарных акционеров и инвесторов. Однако председатель Банка России Эльвира Набиуллина на ПМЭФ раскритиковала эту идею, заявив, что действующее законодательство как раз нацелено на защиту прав инвесторов, но проблема в том, что даже самые совершенные законы не всегда эффективно применяются на практике и омбудсмен по фондовому рынку вряд ли сможет в одиночку что-либо в этом изменить.
Трудно не согласиться с председателем ЦБ РФ, так как предложение о введении института омбудсмена выглядит недостаточно проработанным. Например, не вполне ясно, какие права акционеров, в каких случаях и каким образом должен нужно будет защищать. Практическая реализация этой идеи, по нашему мнению, под большим вопросом. Фондовый рынок находится сегодня под сильным влиянием санкций: от ограничительных мер против конкретных эмитентов до блокировки ценных бумаг, принадлежащих российским частным инвесторам в западных депозитариях. Из-за этого одни эмитенты отказываются от распределения прибыли между своими акционерами, другие сокращают объемы публично раскрываемой информации, и теоретически такие случаи могут рассматриваться миноритариями как случаи нарушения их прав.
Однако проблема в том, что каждый такой случай уникален и связан с тем, что эмитент вынужден принимать меры по защите своей финансовой и правовой стабильности в таких сложных внешних условиях, и наказывать его не имеет смысла. Полагаем, что было бы более полезно создать какой-либо институт или даже общественную организацию, которая помогала бы частным инвесторам возместить убытки, понесенные ими из-за санкций Запада, а также, возможно, в проведении переговоров с иностранными регуляторами фондовых рынков о том, чтобы хотя бы разблокировать финансовые активы. Иных институтов по защите прав инвесторов, на наш взгляд, не нужно.