«Магнит» (MOEX: MGNT), чьи продажи и прибыль по итогам года оказались существенно хуже ожиданий, объяснил слабые показатели дефляцией на полке, усилением конкуренции и каннибализации и «побочным эффектом» от редизайна магазинов.
«Дефляция на полке, по нашим оценкам, в IV квартале составила не менее 2%, что существенно повлияло на размер среднего чека», — сказал финансовый директор «Магнита» Хачатур Помбухчан на телефонной конференции в пятницу.
Кроме того, ритейлер в прошлом году ужесточил требования к открываемым магазинам «у дома» с учетом анализа уровня каннибализации (когда трафик у магазина «забирает» другой магазин той же сети). «Была проведена ревизия порядка тысячи магазинов, подтвержденных к открытию, по половине из них было принято решение об отказе от подписания договора аренды», — сказал Х.Помбухчан.
В целом ритейлер стал более аккуратно выбирать площадки для новых магазинов. «Мы не готовы инвестировать страшные деньги в большое количество не очень качественных открытий», — сказал CFO «Магнита». По его словам, если на начало года 8-8,3 тыс. магазинов «пересекались» с магазинами федеральных конкурентов компании (то есть объекты были расположены близко друг к другу и конкурировали за трафик), то на конец года — таких магазинов стало почти 10 тыс.
В результате в прошлом году ритейлер открыл 1,604 тыс. магазинов «у дома» — меньше, чем запланировал (более 2 тыс. с учетом закрытий).
«Магнит» в пятницу сообщил о годовом росте выручки на 6,4%, что оказалось намного ниже собственного прогноза компании, который она озвучила в октябре (8-10%). В IV квартале рост выручки «Магнита» замедлился до 6,3% с 6,5% в III квартале. Консенсус-прогноз «Интерфакса», напротив, предполагал ускорение — до 10,8%.
Основным фактором, оказавшим влияние на финансовый результат 2017 года, стал редизайн магазинов «у дома», сказал Х.Помбухчан. Затраты выросли, а часть магазинов теряла в продажах во время ремонта. По его оценке, положительное влияние от обновления сети компенсирует негативное влияние на показатели сети в начале второго полугодия.
Негативное влияние на маржу также оказывает высокий уровень промо-активности на рынке, отметил финдиректор «Магнита». «Сложились два фактора. Первый — в России с 2014 года зарплатная инфляция ноль, при том, что продовольственная инфляция за последние четыре года падала с 25% до текущего состояния дефляции. На фоне падения реальных доходов населения все ритейлеры интенсифицировали свое промо в последние пять лет. В итоге мы имеем целый ряд категорий товаров, которые продаются только в промо», — сказал он. Например, доля продаж по промо-акциям в категории бытовой химии составляет 80%, в категории премиального алкоголя (виски, рома, текилы) — 70-75%, чая и кофе — 60-65%. «Я могу дальше продолжать. Суть в том, что покупателей приучили товары длительного пользования покупать в промо. В итоге кто даст лучшую цену на промо, тот больше продает. Поэтому берутся скидки от поставщика и дополнительно инвестируются со стороны розничных сетей. Соответственно, чем более интенсивный праздничный период, тем более агрессивные скидки», — отметил Х.Помбухчан.
«Может ли это как-то поменяться — возможно, эволюционным образом в течение ближайших двух-трех лет, когда все-таки появится какая-то зарплатная инфляция. Второе — когда ритейлеры окажутся на том уровне эффективности, на котором дальнейшие инвестиции станут уже совсем нецелесообразны», — прогнозирует он.
Чистая прибыль «Магнита» по итогам года упала на 34,7% (до 35,53 млрд рублей), в IV квартале — на 41,7%.
На фоне слабых показателей «Магнит» может отказаться от выплаты дивидендов в 2018 году, хотя компания стабильно делилась прибылью с акционерами с 2008 года, не отказываясь от выплат даже в кризисные годы. Основной акционер «Магнита» — его основатель и гендиректор Сергей Галицкий. Он напрямую владеет 32,1% акций ритейлера. В прошлом году С.Галицкий согласился продать часть пакета в рамках SPO (его объем составил 44 млрд рублей), причем средства привлекались для развития компании.
Слабая отчетность и перспектива отказа компании от дивидендов в этом году вызвали обвал котировок ритейлера, которые обновили пятилетние минимумы. По итогам торгов на Лондонской фондовой бирже GDR «Магнита» просели на 10,33%, до $23 за расписку. Акции «Магнита» на Московской бирже подешевели на 10,23%, до 5,539 тыс. рублей за бумагу.
Компания продолжит развивать проекты вертикальной интеграции, но будет учитывать их влияние на операционную эффективность, сказал Х.Помбухчан. Запланированный уровень CAPEX «Магнита» на 2018 год — 55 млрд рублей (против около 90 млрд рублей в 2017 году). «Размер CAPEX в 55 млрд рублей позволит нам, с одной стороны, продолжать качественное расширение, сохранит свободу дополнительных инвестиций в случае необходимости или дальнейшего уменьшения долга на конец 2018 года», — объяснил снижение капзатрат финдиректор «Магнита».