Евровласти изо всех сил изобретают всевозможные средства для ограничения влияния «большой тройки» рейтинговых агентств (S&P, Moody’s и Fitch), регулярно обижающей Европу. Но толку мало. Чиновники, как всегда, не могут договориться между собой, а инвесторам, как обычно, тупо жалко денег.
Секретарь британского казначейства Крис Лесли сообщает: новые правила работы рейтинговых агентств, которыми бредит весь Старый Свет, не только не расширят рынок и не позволят показаться на свет божий многим маленьким агентствам, но и наоборот – укрепят позиции ненавистной «большой тройки».
Правила, предложенные Европейской комиссией, включают требование к компаниям менять агентство при получении рейтинга каждые три года. Лесли с генеральной линией партии не согласен: «Постоянная смена агентств – это хорошая идея, если на рынке достаточно игроков. Смысл в том, чтобы разорвать долгосрочные отношения между компанией и агентством. Но, поскольку большим количеством фирм рейтинговая отрасль похвастать не может, частая смена агентств только укрепит эти долгосрочные отношения. Раньше такие «семейные» связи компании старались налаживать с каким-то одним из этих агентств. А теперь они будут взращивать и лелеять коррупцию в отношениях со всеми тремя. Ничего хорошего из этого не выйдет».
Поэтому секретарь казначейства предлагает разработать на уровне правительства программу, которая обяжет фирмы и предприятия рейтинговаться у представителей малых форм — национальных и локальных агентств и отчитываться об этом. И добавляет очаровательное – «ну или еще какой-нибудь механизм воздействия».
Еврокомиссия также настаивает на том, чтобы прямое участие в обсуждении проблемы приняли институциональные инвесторы. Более того, по мысли чиновников, инвесторы должны обладать правом утверждать или не утверждать методику, по которой ведется рейтингование компаний.
Кстати, те самые институциональные инвесторы почему-то не захотели участвовать в создании единого европейского рейтингового агентства, которое евровласти еще недавно рассматривали как реальную альтернативу наглым международникам. Еще в конце января немецкая консалтинговая контора Roland Berger Strategy Consultants начала роад-шоу по привлечению 30 стратегических инвесторов, каждый из которых должен был вложить в мероприятие – создание супер-евроагентства — 10 млн евро. Руководство компании было абсолютно уверено в успехе и раздавало комментарии в прессе, из которых следовало, что первые рейтинги новое агентство должно было выставить уже «прям щас», то есть, в марте-апреле 2012 года. Однако амбициозный замысел провалился – денег никто не дал, и идея умерла естественной смертью.
Ждем новых креативных предложений…