Китай отменил месячный запрет на прием авиакомпаниями новых самолетов Boeing, сообщили осведомленные источники. Это решение принято на фоне прогресса в торговых переговорах с США, в результате которых обе стороны временно существенно снизили взаимные тарифы.
По словам собеседников, в последние дни китайские власти начали информировать местные авиакомпании и государственные ведомства о том, что поставки американских самолетов могут возобновиться. При этом авиаперевозчикам предоставлена свобода самим выбирать сроки и условия получения новых лайнеров.
Возобновление поставок самолетов в Китай сразу же станет ощутимой поддержкой для Boeing. Потепление в отношениях между двумя крупнейшими экономиками мира произошло после соглашения о временном прекращении тарифной войны: США снизили совокупные пошлины на большинство китайских товаров со 145% до 30% сроком на 90 дней, а Китай сократил свои тарифы на американскую продукцию со 125% до 10% и аннулировал другие ограничительные меры, введённые с 2 апреля. Тем не менее, возобновление поставок самолетов может оказаться недолгим, если за три месяца стороны не достигнут окончательного торгового соглашения.
Boeing оказался заложником торгового конфликта после того, как администрация Дональда Трампа ввела масштабные тарифы против крупнейших торговых партнеров США, а Китай ответил своими пошлинами. Из-за этого самолеты Boeing стали для китайских авиакомпаний экономически недоступны, а власти КНР распорядились приостановить их прием.
Сигналы о возможной разрядке появились в конце апреля, когда Китай заявил о готовности поддерживать нормальное сотрудничество с американскими компаниями. Пекин предложил временно отменить повышенные тарифы на некоторые виды американского импорта, включая медицинское оборудование, отдельные промышленные химикаты и лизинг самолетов
Хотя формальное снятие запрета открывает путь к возобновлению поставок, пока неясно, сколько времени потребуется китайским авиакомпаниям для получения нужных им самолетов.
В Boeing воздержались от комментариев, а представители китайского авиационного регулятора не ответили на запросы журналистов.
Часть самолетов уже была возвращена в США после того, как китайские покупатели отказались их принимать. Boeing даже предупреждал о готовности найти новых покупателей для лайнеров, предназначавшихся для Китая. Эти планы вызвали интерес у авиакомпаний из Индии, Малайзии и Саудовской Аравии, которые поспешили воспользоваться ситуацией.
В 2025 году Boeing должен поставить в Китай около 50 самолетов. Это избавит производителя от затрат времени и ресурсов на поиск новых клиентов и гарантирует значительные поступления после передачи авиалайнеров заказчикам.
По прогнозам, в ближайшие 20 лет на Китай будет приходиться до 20% мирового спроса на самолеты. В 2018 году почти четверть всей продукции Boeing уходила на китайский рынок. В последние годы, изза торговых разногласий и внутренних проблем компании, новых крупных заказов из Китая не поступало.
Стоит напомнить, что в 2019 году именно Китай стал первой страной, полностью остановившей эксплуатацию Boeing 737 Max после двух катастроф. Торговые споры с администрациями Байдена и Трампа также способствовали тому, что китайские авиакомпании начали выбирать европейский Airbus. В начале 2024 года Boeing столкнулся с новым кризисом доверия после инцидента с вылетевшей в полете заглушкой двери.
Роль Boeing в мировой торговле становится всё более политически окрашенной. Так, на прошлой неделе Белый дом объявил о заключении нового торгового соглашения с Великобританией, которое включает крупный контракт на $10 млрд на поставку 32 лайнеров 787-10 Dreamliner для British Airways.