Индекс МосБиржи торгуется около 2500 пунктов — хотя по абсолютным цифрам не совсем очевидно, но это значит, что акции сейчас дёшевы. Покажем стоимость рынка более наглядно: в сравнении со всей экономикой (ВВП), депозитами населения и денежной массой.
Цена акций постоянно меняется, но у неё есть фундаментальные якоря, прежде всего реальное производство, которое можно измерить через объём ВВП, а также покупательная способность инвесторов, которая связана с рублёвой массой.
По этой причине имеет смысл оценивать не только динамику индекса или отдельных акций, но и совокупную стоимость всех компаний, торгуемых на бирже. И эта стоимость должна постоянно расти — вместе с экономикой и количеством рублей в обращении.
Для сравнения возьмём 10 самых трудных периодов для российского рынка за последние 10 лет, с 2014 года. Это коррекции, которые случались из-за обрушения цен на нефть, санкций, глобальных эпидемий и других неприятных событий.
В обозначенных точках мы измерили капитализацию рынка и сравнили её с нынешней, а также с ВВП России на те же даты, общей суммой депозитов россиян в банках и так называемым агрегатором M2.
Агрегатор М2 — это термин ЦБ для обозначения денежной массы. Это один из показателей (наряду с M0 и M1), который показывает сумму денег, задействованных в экономике. Он включает в себя все наличные деньги в стране, плюс все деньги на счетах, плюс срочные вклады.
Динамика M2, по сути, описывает прирост денежной массы. Чем больше эта масса, тем быстрее растут цены на все товары и активы, включая ценные бумаги. Если этого не происходит прямо сейчас, то с высокой вероятностью случится в будущем.
Читайте также: Индикатор Баффета: акции в России аномально дёшевы
Для начала посмотрим абсолютные значения. В таблице ниже приведены данные в триллионах рублей, в том числе ВВП, измеренный в текущих ценах (до поправки на инфляцию) за 4 квартала подряд, или за год.
Первое, что бросается в глаза: при сегодняшних ценах на акции капитализация рынка явно отстаёт от динамики ВВП. Суммарно за 10 лет стоимость всех бумаг выросла менее чем на 90% против +135% для остальной экономики.
Отставание от монетарных показателей ещё заметнее. Как правило, пропорция в сбережениях между вкладами и акциями не сильно меняется с годами, и отклонения рынок исправляет. Денежная масса в стране с 2014 года увеличилась в 3,6 раза, сумма вкладов россиян за тот же период поднялась в 3,1 раза. Чтобы догнать их, акциям нужно вырасти в цене более чем в 1,5 раза.
Более детальный анализ показывает, что текущее снижение рынка акций (на ноябрь 2024 года) является рекордным в сравнении с двумя из трёх показателей. Относительно объёма ВВП акции торговались дешевле только в феврале и октябре 2022 года.
В сравнении с депозитами и денежной массой (M2) текущая капитализация — самая низкая за все наблюдаемые (худшие для рынка) периоды. Лишь в октябре 2022 года рынок проседал до соотношения, близкого к тому, что есть сегодня, но и тогда был дороже.
Если вывести условную «норму» для рынка акций во время коррекции, то она близка к тому, что мы видели в декабре прошлого года: капитализация выше 30% ВВП, около 210% суммы на депозитах и в 1,5 раза больше рублёвой массы.
Чтобы вернуться к таким значениям, акциям нужно значительно подняться в цене. Как минимум на треть (если считать по ВВП) и более чем на две трети (если считать по M2). Это даёт мощный потенциал восстановления почти для всех акций.
Универсального совета не существует, это зависит от наполнения вашего портфеля. Но в упрощённом виде стратегия выглядит так: покупать акции из Индекса МосБиржи, которых у вас мало или нет совсем. Когда растёт весь рынок, растут даже явные аутсайдеры. Главное — не забыть скорректировать свой портфель, когда рынок восстановится.
Инвесторам с высокой терпимостью к риску самое время пополнить портфель бумагами с высокой бетой (наиболее волатильными, у которых котировки колеблются сильнее всего). Как показывает практика, на восстановлении они растут с опережением индекса, даже если ранее с опережением падали. Например, акции с высокой бетой: Норникель, Аэрофлот, АЛРОСА, Ozon, ПИК. После того, как пройдёт восстановительный рост, тоже нужно пересмотреть портфель.
Валерий Емельянов, инвестиционный аналитик
Альфа-Инвестиции
Ни в одном курсе «Экономикс» нет даже слова «обрабатывающая промышленность». Пол Самуэльсон и Милтон Фридман получили Нобелевки за перепевы лженаучных теорий «естественных преимуществ» Адама Смита и «сравнительных преимуществ» Давида Рикардо.
Для неолибералов даже «долг не имеет значения»!
А про момент дешевизны...
Если думать, что нынче это то же, что вчера, и только фиатных денег стало больше — тогда лови момент.
Но есть подозрения, что завтра будет уж точно не то, что нынче и вчера. И тогда это совсем другой момент.
PS Чтобы выжить на мировой арене, России нужна решительная мобилизация, но только не бритых лбов на военные операции, а мобилизации всех, до копейки, денег на восстановление промышленности. И тогда деньги пойдут прямо в промышленное железо, а не в биржевые бумаги.
Генерал Пак Чжон (Чон) Хи в 1961-78 выводил Южную Корею из отсталости отнюдь не развитием финансового сектора — для начала он просто национализировал все банки.