Федеральная антимонопольная служба возбудила дела против «Северстали», ММК и НЛМК из-за высоких цен на плоский прокат. «Монопольно высоких цен», – как формулирует служба.
По мнению ведомства, компании поддерживали монопольно высокие цены, не оправданные ни соответствующим ростом спроса, ни ростом стоимости сырья. При этом было заведено не одно дело, как было бы в случае сговора, а три отдельных, чтобы в процессе разбирательства конкуренты не узнали секретов друг друга. Что уже выглядит странно, поскольку по отдельности ни одна из компаний не контролирует более 20% рынка. Так о какой монополии тогда идет речь?
Как бы за скобками осталась ситуация на внешних рынках, где цены на стальной прокат штурмуют исторические максимумы. Покуда экономика России еще не изолировала себя от мировых рынков, влияния экспортных цен избежать не удастся, учитывая, что все три компании – крупные экспортеры. Выглядит так, будто это они виноваты в росте цен на сталь, что, конечно, не так.
Для компаний это стало неожиданностью, они уже выступили с заявлениями, опровергающими обвинения. Более того, недавно объединение «Русская сталь», куда входят крупнейшие металлурги, выступило с инициативой пойти навстречу компаниям, участвующим в реализации государственных нацпроектов, предложив заключать договоры на поставку металла с максимально льготными условиями: со скидками к рыночным ценам, зафиксированным на срок реализации проекта, с частичной предоплатой и отгрузкой минимальными партиями. Эта инициатива не нашла отклика.
Если ФАС всерьез решила таким образом поучаствовать в наполнении госбюджета, то это может создать большие риски для металлургов, поскольку заведенные дела чреваты большими оборотными штрафами. Наряду с угрозой повысить налоги для тех, кто наконец-то воспользовался выгодной конъюнктурой и возвращает акционерам прибыль вместо того, чтобы делать новые инвестиции, которую озвучил в последнем послании президент РФ, это может лишить акции металлургических предприятий изрядной части их инвестиционной привлекательности. Металлурги в основном прошли высокую фазу своего инвестиционного цикла, до минимума снизили долговую нагрузку и, пока до следующего неизбежного цикла новой модернизации еще есть несколько лет, пожинают плоды удачной конъюнктуры.
Если это очередная попытка сдержать рост цен мерами административного воздействия, то это плохая новость для всех. Невозможно регулировать что-то одно и не регулировать все остальное. Сейчас дорожают все товары и активы по всему миру, от сырья до продовольствия. Придется регулировать все. И вытроить стену от внешнего мира, чтобы снизить влияние мировых цен. А хватит возможностей и способностей пойти на это? Примеров таких попыток мировая история знает множество. Только удачных что-то не припоминается. Все эти «грабли» разложены на знакомых местах, ошибиться с маршрутом невозможно, пройдем все.
Будем надеяться, что мы не станем свидетелями фундаментального разворота экономической политики государства, и вскоре все вернется к рыночной норме. Формально – интенсивный рост цен на внутреннем рынке действительно имеет место, и ФАС обязана предпринять расследование причин. Если этим все и ограничится, и аргументы металлургов и здравого смысла будут приняты во внимание, значительных потерь удастся избежать. В этом случае ФАС своим заявлением предоставила игрокам возможность снова купить акции металлургов со скидкой. Нужно только дождаться ясности в целях расследования. Что ж, больше риск – больше доходность.
У роста спроса на сталь в мире есть веские причины. Модернизация инфраструктуры в процессе глобального энергоперехода рассматривается крупнейшими странами в качестве фундамента для перезапуска роста экономики для выхода из пандемического кризиса. Отсюда такой интерес рынков к базовым материалам, включая сталь, который накладывается на отставание в объемах предложения со стороны части производителей под влиянием пандемии. Ажиотажный рост не может длится долго, скоро мы увидим и стабилизацию цен, и откат. Может быть, еще в этом году.
В этом плане мы сохраняем оптимизм относительно надежных и доходных и перспективных акций металлургических компаний. Но теперь уже с оговоркой: если, конечно, серьезность намерений регулирующих органов не внесет свои суровые коррективы.
Калачев Алексей
ГК «Финам»