28 сентября 2018, 15:35
Регулятор рынка ценных бумаг грозит привлечь к юридической ответственности Илона Маска и запретить ему занимать место главы Tesla Inc. Над производителем электромобилей нависла угроза некогда немыслимого развития событий, которое может иметь серьезные последствия.
Мало кто из компаний и их руководителей столь же неотделимы друг от друга, как Маск и Tesla – 15-летняя фирма, которую он помог превратить в весомого игрока на автомобильном рынке. Он не только занимает посты гендиректора и председателя и имеет крупнейшую долю, но еще и является главным инженером, продавцом, маркетологом и – возможно, себе во вред – активным пользователем Twitter.
После того как Маск 7 августа объявил, что обеспечил финансирование для выведения компании из публичной собственности с выплатой 420 долларов за акцию, Комиссия по ценным бумагам и биржам (SEC) добивается для него запрета занимать руководящие посты в какой-либо публичной компании. Его обвиняют в том, что он ввел в заблуждение акционеров.
Пока неясно, дойдет ли дело до суда и будет ли Маску грозить такой запрет. Он отрицает, что совершил правонарушение, а совет компании в четверг вечером сделал заявление в поддержку Маска в качестве ее гендиректора.
Но инвесторов взволновала сама возможность быстрых действий SEC в попытке его сместить. При этом поведение Маска за последние несколько недель было оценено некоторыми как весьма эксцентричное, и инвесторы уже беспокоились насчет того, насколько он подходит на роль генерального директора. В четверг после завершения регулярной сессии акции компании упали почти на 12%.
Если Маску в какой-то момент придется уйти, Tesla лишится устремленного в будущее предпринимателя, который заворожил инвесторов амбициозной идеей заменить двигатель внутреннего сгорания электрической самоуправляемой системой. В последние годы из Tesla ушел целый ряд руководителей, и в компании нет ни четкого плана передачи власти, ни явной второй скрипки.
Подобная перспектива может так сильно напугать инвесторов, что цена акций компании может стремительно упасть, а это навредит способности Tesla к привлечению капитала, который, по словам аналитиком, ей нужен. Кроме того, Tesla полагается на доверие клиентов, в числе которых много преданных фанатов Маска, делающих предварительные взносы по еще не вышедшим моделям, например спортивной машине Roadster, и тем самым вносящих свой вклад в баланс.
«На наш взгляд, Tesla нужны положительные новости насчет будущего компании, инноваций в следующих моделях и насчет смежных рынков, – указал в четверг в аналитической заметке Джеффри Осборн из финансово-сервисной компании Cowen. – Вопрос в том, влияют ли новости, касающиеся лично Маска, на уровни заказов, и, что более важно, ведут ли они к отмене заказов».
Тем временем Tesla старается завершить 3-й квартал с прибылью. Как надеется гендиректор, достижение этого важного рубежа докажет сомневающимся, что автопроизводитель начал новую главу и начнет получать денежные средства, которые ему нужны для ведения дел без привлечения дополнительного капитала.
Еще до вчерашнего развития событий некоторые аналитики уже обсуждали вопрос о том, есть ли угроза потери премии, учтенной инвесторами в цене акций Tesla, из-за Маска лично. «Возможно, этот момент не за горами, – ранее в этом месяце предупредил инвесторов Адам Джонас, аналитик Morgan Stanley. – При инвестициях в Tesla стоит учитывать долгосрочную перспективу и не стоит опираться на то, останется ли Илон Маск гендиректором».
В руководящем составе Tesla не из кого выбирать, учитывая, что за последние два года ее покинуло 50 высокопоставленных руководителей, начиная от вице-президентов. Так, директор по продажам Джон Макнил ушел ради места операционного директора в компании по вызову такси Lyft Inc. Конструкторский директор Дуг Филд вернулся в Apple Inc.
Очевидного кандидата в совете директоров тоже нет: у Tesla мало директоров с опытом управления крупной компанией.
Маск в недавнем интервью The Wall Street Journal сказал, что не знает никого, кто мог бы лучше него управлять Tesla. «И дело совсем не в том, что я уцепился за должность гендиректора», – сказал он.
Те, кто знают его близко, говорят, что он обеспокоен тем, что случится с Tesla, когда он не будет ее главой.
Еще чуть более года назад о том, что Маска не будет в Tesla, и подумать было нельзя.Однако за последний год у Tesla возникли сложности с наращиванием производства Model 3, а Маск в последние месяцы, судя по всему, запутался в им самим же созданных проблемах. В результате возникли вопросы насчет того, насколько он способен справиться с ситуацией и не перегружен ли он работой.
«Без Маска Tesla не состоялась бы как компания, но можно с той же уверенностью сказать, что он приведет ее к гибели», – считает Джеффри Сонненфелд, профессор Йельского университета.
p.s.
28 сентября 2018, 14:59
Citigroup снизил рейтинг акций Tesla до «продавать» с «нейтрально», целевую стоимость — до 225 долл с 356 долл