Иран готов в ближайшее время активизировать взаимовыгодное и многогранное экономическое сотрудничество с Россией, которая должна иметь преимущества на иранском рынке, заявил посол Исламской Республики Иран в РФ Мехди Санаи.
«Сейчас между нашими странами идут переговоры по заключению меморандума о сотрудничестве в сфере экономики. В начале 1990-х годов такой документ уже подписывался, теперь же, по сути, идет речь о его обновлении. Мы ведем переговоры по целому комплексу экономических вопросов — от энергетики до банковского дела. По содержанию и ключевым параметрам меморандума договоренности уже достигнуты. Остались детали, технические моменты, которые сейчас и проясняются», — указал иранский посол в опубликованном в понедельник интервью газете
«Коммерсант».
Мехди Санаи подчеркнул в этой связи, что «речь, в частности, идет о поставке иранской нефти в Россию». «Подобное сотрудничество, — добавил он, — для нас не является чем-то совершенно новым: Иран раньше поставлял газ в Советский Союз. Заключение новых договоренностей в энергетической сфере будет способствовать росту товарооборота между нашими странами и, конечно же, укреплению наших экономических связей».
Отвечая на вопрос газеты, считает ли Тегеран необходимым учитывать озабоченность Вашингтона в связи с готовящимися контрактами с Россией, посол ИРИ сказал: «Вопреки той шумихе, которая поднялась вокруг этого вопроса, хочу подчеркнуть: заключение этого меморандума не противоречит никаким международным договорам, нормам или правилам. Более того, Россия далеко не единственная страна, заинтересованная в укреплении экономических связей с Ираном. За последние недели Тегеран посетили бизнес-делегации из целого ряда других стран, включая государства ЕС и даже США».
«При этом я считаю, — подчеркнул Мехди Санаи, — что российские друзья, которые в трудные моменты были рядом с нами, должны иметь преимущества на иранском рынке. Это нормально. Но российские компании должны поспешить успеть занять свою нишу на иранском рынке, а не медлить, опасаясь последствий западных санкций».
Остановившись подробнее на перспективах поставки иранской нефти России в объеме «нескольких сотен тысяч баррелей в день», посол ИРИ заявил: «Мы сейчас договариваемся насчет объема поставок, конкретные показатели будут зависеть от того, куда и как будет поставляться нефть. Россия предложила несколько вариантов мест назначения и маршрутов поставок. Переговорщикам понадобится время, чтобы сделать выбор в пользу того или иного решения. Там много технических моментов и других вопросов (в частности, о расходах на логистику с российской стороны)».
«Перед нами открывается большая палитра возможностей для взаимодействия, — заявил посол ИРИ. — Назову лишь несколько обсуждаемых идей. В частности, речь может идти о совместных проектах в сфере энергетики в самом Иране, например о создании мини-НПЗ. Также мы обсуждаем возможные инвестиции со стороны России в разработку газовых месторождений на территории Ирана, например в Асалуйе и на Южном Парсе, где российские компании ранее присутствовали. Например, компания «ЛУКОЙЛ» — в нефтяном месторождении Анаран. Речь может пойти и о закупке Ираном нескольких сотен мегаватт электричества у России. Кроме того, мы можем расширить сотрудничество в области автомобилестроения».
По словам Мехди Санаи, Иран, в частности, «заинтересован в поставках российских тяжелых грузовиков или их сборке на своей территории (в стране уже существует сборочный цех КамАЗа)». «Помимо этого, — добавил он, — Иран заинтересован в покупке огромного объема рельсов из России, а также в ее участии в электрификации своей железной дороги. Интересует нас и российское зерно».
«Готовящиеся договоренности обоюдно выгодны, — подчеркнул посол ИРИ. — Россия будет покупать иранскую нефть, а на полученные средства Иран приобретет у России то, что ему необходимо. Часть средств Иран мог бы пустить на строительство российскими компаниями второго блока АЭС в Бушере». Он не исключил, что соответствующие документы могут быть подписаны до намеченного на август заседания российско-иранской межправительственной комиссии.
По словам Мехди Санаи, Тегеран, и Москва, обменявшиеся послами еще в 1520 году, «руководствуются, прежде всего, своими собственными национальными интересами», и им «не нужно разрешение третьих сторон, чтобы развивать двусторонние отношения».
Напомним, в январе в СМИ появились сообщения о
двусторонней договоренности Ирана с Россией по поставкам нефти и товаров, однако они
были опровергнуты.
Позднее посол России в Иране Леван Джагарян сообщил, что Иран в конце февраля намерен
представить новые условия для работы нефтяных компаний на своей территории, если предложение окажется привлекательным, Россия с ним согласится, несмотря на упреки со стороны третьих стран.
Комментируя озабоченность относительно возможной закупки российскими компаниями иранской нефти, посол заявил, что «наши коллеги несколько драматизируют всю ситуацию, безосновательно упрекая нас». «Россия является независимым государством и проводит самостоятельную политику, и не признает односторонние санкции США и ЕС в отношении Ирана. Мы, конечно, слушаем, что они нам говорят, но будем принимать решение, исключительно исходя из наших национальных интересов», – отметил он.
vz.ru/news/2014/2/17/672858.html
да,«вот такие нынче времена» :)
По мере приближения к заключению соглашения по ядерной программе Ирана борьба за доступ на его рынок обостряется. Как стало известно «Ъ», США на разных уровнях добиваются отказа Москвы от обсуждаемой товарно-нефтяной сделки с Тегераном. Российские правительственные источники «Ъ» признают: речь идет о «жестком давлении», и в то же время США воздерживаются от критики Индии, договаривающейся с Ираном о схожей сделке. Российские эксперты призывают Москву не заниматься «самокастрацией» в угоду Вашингтону
США настойчиво отговаривают Россию от резкой активизации экономического сотрудничества с Ираном, используя для этого любые двусторонние встречи и контакты. Об этом «Ъ» рассказали сразу несколько российских правительственных источников. По словам одного из собеседников «Ъ», речь идет не просто об убеждении, а о «жестком давлении» с угрозой применения экономических санкций против российских компаний и финансовых структур, которые будут участвовать в сделке.
Как уже писал «Ъ», Москва и Тегеран обсуждают возможность поставки в Россию иранской нефти (до 500 тыс. баррелей в день), а в Иран — российских товаров и оборудования. Первым о готовящейся сделке сообщило агентство Reuters. Эту информацию «Ъ» подтвердил источник в правительстве РФ (см. «Ъ» от 16 января). Белый дом, Совет нацбезопасности США и Госдеп выступили с резкими заявлениями, объявив, что соглашение противоречило бы действующим в отношении Ирана санкциям и промежуточным договоренностям по иранской ядерной программе.
Российские правительственные источники «Ъ» возражают: санкции США в отношении Тегерана Москва считает незаконными, а договоренности по иранской ядерной программе к российско-иранскому экономическому сотрудничеству отношения не имеют. «Ни о каком нарушении режима санкций или женевских договоренностей речь идти не может, это абсурд»,-- говорит один из собеседников «Ъ». И обращает внимание на отсутствие реакции Вашингтона на сообщения о схожей сделке Ирана с Индией. «Это ли не двойные стандарты?» — возмущается собеседник «Ъ».
На днях индийская газета Hindustan Times сообщила, что Тегеран и Нью-Дели возобновили прерванные несколько лет назад переговоры по реализации многомиллиардного проекта по строительству газопровода для доставки иранского газа в Индию, а также об участии индийских компаний в разработке иранского газового месторождения Farzad B. Ранее речь шла о прокладке наземного трубопровода из Ирана в Индию через Пакистан (и США этому сильно противились). Теперь же, судя по заявлениям иранских и индийских властей, стороны склоняются к прокладке нитки по дну Оманского моря.
Официальной реакции на сей счет из Вашингтона пока не последовало. Американские же эксперты уверяют: молчание Белого дома «ничего не означает». «Любая страна, которая нарушит законы США, подпадет под санкции»,-- заверил «Ъ» директор ближневосточных программ вашингтонского центра New American Security, бывший зампомощника министра обороны США Колин Каль. По его мнению, Иран в ноябре согласился на промежуточные уступки в ядерной сфере по двум причинам — «из-за жесткого санкционного режима и сплоченности “шестерки” посредников». «Если Россия пойдет на сделку, это облегчит экономическое давление на Иран и продемонстрирует, что в “шестерке” есть разногласия»,-- пояснил собеседник «Ъ», добавив, что в таком случае Тегеран будет менее заинтересован в выполнении договоренностей по своей ядерной программе. «Это будет катастрофой,-- убежден эксперт.-- Белый дом тогда вряд ли сможет отговорить Конгресс от активно обсуждаемой им идеи наложить на Иран дополнительные санкции. А это похоронит шансы добиться в ближайшие месяцы долгосрочного соглашения по иранской ядерной проблеме».
Президент ПИР-Центра Владимир Орлов объясняет нервную реакцию США на сообщения о сближении Москвы и Тегерана двумя причинами: «Белый дом действительно чувствует очень тонкий лед в Конгрессе: любое появление России в Иране, будь оно экономическим или военно-техническим, сейчас — до выработки окончательного соглашения по иранской ядерной программе — вызовет в Конгрессе бурю. Индия же американских законодателей не раздражает. Есть и утилитарно-экономический момент: американцы не хотят закрепления РФ в Иране». По словам собеседника «Ъ», это не то, что власти США обещали своим корпорациям, лоббирующим сближение с Тегераном. «Россия рада помочь Белому дому преодолеть трудности в Конгрессе, но не ценой самокастрации,-- заявил “Ъ” президент ПИР-Центра.-- То, что Россия рассматривает вариант нефтяной сделки с Ираном, не только следует поощрять — это достаточно запоздавший шаг».
С ноября, когда был запущен процесс разблокировки иранского ядерного вопроса, в Тегеране уже побывали бизнес-делегации из Великобритании, Китая, Италии, Австрии, Швеции и ряда других стран. В начале февраля там ждут представителей крупных французских компаний. Американский бизнес также стремится в Иран: российский дипломатический источник «Ъ» сообщил, что, по некоторой информации, США и Иран недавно уже создали торгово-экономическую палату.
Елена Ъ-Черненко; Кирилл Ъ-Белянинов, Нью-Йорк
Газета «Коммерсантъ»
Введение санкций может коснуться в первую очередь личного имущества и счетов многих наших «сильных мира сего»! Кто же откажется от честно нажитого имения в Лондоне, в Майами)))
дико по меркам нашего времени.
а еще странность заключается в том, что казалось бы нашему геополитическому союзнику — исламской республике не предложено почетно вступить в таежный союз! :))