Блог им. AlexanderGoldstein

«НОВАТЭК» Фундаментальный обзор

Оригинальный материал был впервые опубликован на сайте www.gold-bull.ru в июле 2021 года. 


Уважаемые читатели,

когда в июне 2020 года мы знакомили вас с чемпионом российского СПГ, мы были уверены, что компанию ждет большое будущее. Наши читатели уже смогли получить 50-процентный прирост цены акций этой компании с момента нашей первоначальной презентации. Макроэкономические условия для СПГ (сжиженного природного газа) просто не могут быть лучше: Прежде всего, западные страны хотят как можно быстрее достичь климатических целей, которые они поставили перед собой, сократив выбросы CO2. В то же время многие страны Азии (например, Китай, Индия, Бангладеш и т.д.) хотят улучшить состояние своего воздуха и стать менее зависимыми от нефти. Следовательно, естественным связующим звеном на пути к «Net Zero» будет природный газ. Другими словами, в будущем на газовом бизнесе можно будет делать большие деньги. Но как природный газ попадает в страны, в которые из России невозможно проложить газопровод? Решение: производители СПГ сжижают природный газ, что позволяет перевозить его повсеместно на судах.
Но какие компании способны поставлять российский природный газ потребителям на платежеспособных рынках сбыта в Азии и Европе? Чемпионом среди российских производителей СПГ является:


«НОВАТЭК» ( ISIN: US6698881090) – крупнейший российский производитель СПГ. В 2021 году он будет производить уже 19,6 млн тонн СПГ. Ожидается, что к 2030 году этот показатель достигнет 70 миллионов тонн. Ключевыми проектами являются «Ямал СПГ», производство которого ведется в настоящее время, и проект «Арктик СПГ 2», находящийся в стадии строительства. «Новатэк» впечатляет невероятно низкой себестоимостью добычи и, в то же время, практически неисчерпаемыми запасами газа. Тот, кто хочет инвестировать в российский СПГ, не пройдет мимо «Новатэка».



Природный газ и СПГ

Предлагаем вашему вниманию краткую справку для наших новых читателей. Если вы уже разбираетесь в этом, то можете пропустить этот раздел.   Природный газ содержит преимущественно (>85%) метан. По химическому составу природный газ и СПГ практически одинаковы. Их отличает, в частности, агрегатное состояние: СПГ – это, как правило, природный газ, охлажденный до -160 градусов. Это позволяет уменьшить объем газа до одной шестисотой части, что дает возможность загрузить огромное количество газа на корабль для дальней транспортировки за границу. Большим преимуществом метана (основного компонента «природного газа») перед углем, например, является его гибкое использование: газовая турбина для выработки электроэнергии запускается очень быстро. Кроме того, при сжигании природного газа выделяется лишь около 60% от количества CO2 (по сравнению с углем). Кроме того, метан в результате сгорания весьма «чисто» преобразуется в воду и CO2.

Для любителей химии среди читателей приведем упрощенную формулу:
CH4 (метан) + 2O2 (кислород) -> CO2 (углекислый газ) + H2O (вода).   Вкратце: не происходит значительного образования сажи и смога, как, например, при сжигании угля или дизельного топлива. Для стран Европы и Азии это чрезвычайно важные критерии принятия решений при определении национального энергетического баланса.
«НОВАТЭК» Фундаментальный обзор
Фото: Проблемы с образованием смога в Китае – сжигание угля как одна из причин



Преимущества природного газа


Надежность:

–Обеспечивает энергию, когда возобновляемая энергия переменчива («нет ветра»).

 –Быстрая транспортировка к потребителю по трубопроводам и судам с СПГ

 Высокая плотность энергии

  Высокая эффективность

 –Меньшие требования к земле по сравнению с               возобновляемыми источниками энергии

 –Отсутствие дальнейшего ухудшения ландшафта
 («ветряные турбины»)

Хорошая доступность  

 –Низкая стоимость природного газа благодаря его высокой доступности («Газ не является дефицитным!»)  

–Во многих случаях используется существующая и уже развитая инфраструктура

 Незначительные выбросы  

 

 –Природный газ (метан)

 – самое чистое горючее топливо  

 –При переходе с угля на природный газ:
 значительное снижение выбросов CO2




Трубопроводный газ или СПГ?

Наши читатели постоянно задают нам вопрос: что для клиента лучше? Трубопроводный газ или СПГ? Ответ на этот вопрос такой же, как и на вопрос: «Что лучше: ездить на работу на метро или на автобусе?». А точнее: все зависит от обстоятельств!
Если вы живете в небольшом городе без метро, этот вопрос вообще не возникает. В деревнях тоже нет метро. Ведь не стоит строить метро для 100 человек. А если деревня находится на горе, то отказаться от строительства метро можно даже по географическим причинам.
То же самое относится и к строительству дальних трубопроводов: строительство дальних трубопроводов является чрезвычайно дорогостоящим. Для экономического функционирования необходима критическая масса со стороны спроса, при этом не должно быть никаких политических или географических причин против такого строительства.
Для лучшего понимания рассмотрим, например, островную республику Япония. У самой Японии нет собственных запасов нефти или газа. Тем не менее, эта высокоразвитая и поэтому нуждающаяся в энергии островная республика хочет быть обеспеченной источниками энергии. На данный момент строительство трубопровода в Японию, независимого от соседних государств, было бы в значительной степени нерентабельным и, вероятно, нецелесообразным. Более того, здесь у вас было бы соединение «точка-точка», что поставило бы Японию в политическую зависимость от транзитной страны. Это одна из причин, почему Япония является одним из крупнейших потребителей СПГ в мире. То же самое относится и к Республике Южная Корея: она полностью отрезана своим северным соседом от сухопутного маршрута и, соответственно, от альтернативных транспортных путей по морю.

«НОВАТЭК» Фундаментальный обзор

Выше: приведенная диаграмма иллюстрирует структуру затрат на Offshorepipelines (“трубопровод в море”), Onshorepipelines (“наземный трубопровод”) и танкеры СПГ.


Эта схема также аналогично применима к сырой нефти. В очень упрощенном виде можно сказать, что чем больше расстояние транспортировки нефти и газа, тем выше эти затраты. Сегодня океанский трубопровод длиной более 1000 километров редко имеет смысл прокладывать. Только в очень специфических исключениях это имеет смысл, например «Северный поток 2»

Или еще более сложный сценарий:
Филиппины потребляют все больше и больше энергии из-за роста ВВП и состоят из 7000 островов. На практике в долгосрочной перспективе здесь, вероятно, будет работать только децентрализованная энергетическая сеть. Поставки через СПГ являются жизнеспособной альтернативой широко используемому в настоящее время энергоснабжению с помощью дизельных генераторных установок.

Вкратце: СПГ всегда будет занимать место рядом с «трубопроводным газом», а его транспортировка на судах обходится беспрецедентно дешево. Независимо от причин, по которым страна, не имеющая собственных запасов природного газа, не может быть подключена к международному магистральному газопроводу, строительство регазификационного терминала СПГ часто является вполне возможной и осуществимой альтернативой для стран с выходом в море в контексте перехода на альтернативные источники энергии.

«НОВАТЭК»: глобальный игрок на рынке СПГ из России   Развитие «Новатэка» в последние годы увенчалось успехом. Первый крупный проект, «ЯМАЛ СПГ», уже стал триумфом: «Новатэк» и его партнеры по долевому участию TotalEnergies (Франция) и CNPC (Китай) построили настоящий проект-маяк с образцовым характером для сжиженного природного газа из России. «Новатэку» принадлежит 51% акций совместного предприятия «ЯМАЛ СПГ», производственная мощность которого после завершения строительства в 2021 году достигнет 19,6 млн тонн СПГ.

Для сравнения, один миллион тонн СПГ может обеспечить газом около 3 миллионов человек в европейских домах.


«НОВАТЭК» Фундаментальный обзор
Фото выше: «Ямал СПГ».  Источник изображения: «Новатэк».


Строительство заводов по сжижению СПГ является чрезвычайно дорогостоящим. Большие цилиндрические резервуары на переднем плане используются для временного хранения сжиженного метана (англ.  LNG), пока его не заберут суда для транспортировки СПГ.  На заднем плане видны поезда СПГ и технические установки, которые охлаждают газ до сжижения. Преимущество расположения Ямала заключается в том, что природный газ можно охлаждать с особенно низкими затратами, что, в свою очередь, приводит к очень низким производственным затратам.  

Особенностью Ямала является его географическое расположение к северу от полярного круга. Хотя это позволяет чрезвычайно удешевить производство и сжижение (газ расширяется под воздействием тепла), произведенный СПГ приходится транспортировать по водным путям, которые часто бывают ледяными. В качестве поддержки здесь обычно используются атомные ледоколы («Атомфлот»). Еще одна новинка для российской энергетической отрасли – «Северный морской путь», который был впервые использован в 2017 году, – прямое судовое сообщение через Северное море, а не через Суэцкий канал.   Вкратце: увеличение транспортных расходов из-за сложной доставки потребителю компенсируется крайне выгодными ценами на производство и сжижение, что позволяет проекту «ЯМАЛ СПГ» производить СПГ по очень привлекательным ценам и, следовательно, быть конкурентоспособным.

«НОВАТЭК» Фундаментальный обзор


График выше и ниже: Основное отличие «Ямал СПГ»  от СПГ из США, полученного путем гидроразрыва, здесь очевидно. Для транспортировки на высокооплачиваемые рынки Восточной Азии (Китай, Корея, Япония, Индия и т.д.) действует следующее правило: «Ямал СПГ»  имеет низкую себестоимость производства и высокую стоимость транспортировки благодаря Северному морскому пути (Northern Sea Route). СПГ из США значительно дороже в производстве (гидроразрыв и “переработка СПГ” стоят дорого), но его можно относительно дешево транспортировать через Панамский канал.

«НОВАТЭК» Фундаментальный обзор

График: Мировые цены на СПГ в сравнении с затратами на производство (без учета транспортировки). Торговые цены: TTF (Европа), JKM (японо-корейский маркер), Henry Hub (США). Сравните это с себестоимостью производства: HH 115% (газ, полученный в результате гидроразрыва пласта в США) и «Ямал СПГ». Чемпион по стоимости Катар не является частью этого обзора. Ни в одной стране производство и доставка не обходятся так дешево, как в Катаре. Примерно 50 млн. баррелей СПГ соответствуют одной тонне СПГ.

Если приведенный выше график вас перегружает, то извлеките из него главную информацию:   В бизнесе СПГ сейчас делаются огромные деньги из-за резкого роста цен. А «Новатэк» – крупный игрок в этом бизнесе.   В настоящее время «Новатэк» совместно с партнерами TotalEnergies, CNPC и CNOOC строит примерно равный по производственной мощности проект «Арктик СПГ 2», расположенный примерно в 70 километрах, на противоположном берегу Обской губы.  Первая часть производства должна быть введена в эксплуатацию в 2023 году.

«НОВАТЭК» Фундаментальный обзор
Выше: Партнеры по проекту, производственные мощности и график работ на важном ямальском объекте “Новатэка”. Источник изображения: «Новатэк». 



«НОВАТЭК» Фундаментальный обзор



«Новатэк»: Наш вывод

Мировой спрос на природный газ стремительно растет. Поставка СПГ на судах играет важную роль для многих стран Азии, Европы и Южной Америки.  «Новатэк» планирует производить до 70 миллионов тонн СПГ в год к 2030 году. В прошлом компания показала, что может успешно развивать заводы по производству СПГ. У компании прекрасное руководство, и она растет захватывающими темпами. Однако, эти обстоятельства уже заложены в цену акций компании, поэтому для покупки акций определенно следует использовать фазы слабости. В настоящее время акции нельзя назвать дешевыми. Так что в следующий раз, когда цены на акции компании «Новатэк» резко упадут, вы можете смело их приобретать.



«НОВАТЭК» Фундаментальный обзор

Выше: на различных потребительских рынках газа цены резко выросли с начала года. Это будет означать сильный денежный поток для производителей природного газа, таких как «Новатэк», в долгосрочной перспективе.




 

 

Update 25.12.2021:

«НОВАТЭК» Фундаментальный обзор

На фоне высокого спроса на природный газ, акции «Новатэка» вновь выросли почти на 100 % с момента своего минимума весной 2020 года.

 

Основные финансовые показатели компании также говорят сами за себя:

3. кв. 2021 г.

Увеличение по сравнению с 3 кв. 2020 г.

Выручка: 276,7 млрд. руб.

+69 %

EBITDA: 181,1 млрд. руб.

+96,6%

Свободный денежный поток: 46,2 млрд. руб.

+385%

Выше: Резко возросшая прибыль «Новатэка» обусловлена повышением отпускных цен на реализуемую продукцию.




«НОВАТЭК» Фундаментальный обзор




Заключение:

СПГ-газ («Новатэк»), как и трубопроводный газ («Газпром»), имеет свое право на существование. Страны-импортеры энергоносителей либо не имеют выбора в поставках газа (Филиппины), либо предпочитают поставки на судах с СПГ (например, Индия) по геостратегическим причинам и из-за недоверия к соседним государствам. Наше предположение о том, что коронокризис будет использован многими странами для продвижения мер экономической политики в области защиты климата и, что это приведет к повышению спроса на переходную технологию «природный газ» в долгосрочной перспективе, на сегодняшний день подтвердилось.

Поскольку этот вопрос постоянно всплывает в дискуссиях, вот еще одно важное уточнение: природный газ не является дефицитом! Имеющихся запасов природного газа хватит еще как минимум на 200 лет, даже при более высоком уровне потребления. Дефицитными и дорогостоящими в природном газе являются мощности по его транспортировке и хранению (суда для перевозки СПГ, газопроводы и т.д.) или мощности по его производству (например LNG-Trains). Компании, которые могут дешево поставлять большие объемы природного газа на платежеспособные рынки сбыта в Европе и Азии сегодня и в будущем, станут крупными бенефициарами энергетического перехода.

Чистые производители СПГ редко встречаются на рынках капитала. Предыстория: нефть и газ по-прежнему часто встречаются вместе. В конце концов, по-английски эта отрасль называется «Oil and Gas». Захватывающие компании часто являются частным капиталом (терминалы СПГ в США или ценовой чемпион Qatar Gas). Те немногие чистые проекты по производству СПГ, которые торгуются на биржах, являются либо проектами на бумаге (Tellurian), либо имеют настолько высокие затраты, что не могут масштабировать свою бизнес-модель (Woodside Petroleum).

«Новатэк» — одна из немногих СПГ-компаний, в которых мы однозначно уверены. Проблема: эта сила также не была скрыта от рынка, поэтому компания уже стоит относительно дорого.

Наша стратегия в демонстрационном портфеле: Если «Новатэк», например, в условиях сжатия нефти в ходе новых локдаунов, будет втянут в угрожающий водоворот падения нефтяных компаний, это может стать для нас последней благоприятной возможностью для инвестиций. Например, при цене ниже 1300 рублей за акцию, мы бы пошли на это. 


Аналитические материалы на отдельные горнодобывающие, энергетические компании и не только, вы найдете на сайте www.gold-bull.ru в разделе "статьи и отчеты"

Для тех пользователей, которые не проверяют регулярно свою электронную почту, у нас есть новая функция: теперь вы можете альтернативно загрузить последние еженедельные обновления демонстрационного портфеля с нашего сайта в разделе для пользователей. На данный момент только по ссылке ниже. В дальнейшем и на сайте, в разделе «статьи и отчеты».

Здесь вы найдете последние еженедельные обновления демонстрационного портфеля в виде PDF-файла для скачивания:
👉🏼Ссылка👈🏼


Всех с наступающим,
Александр Голдстейн

★3
3 комментария
НОВАТЭК СПГ проекты под Европу создавали, Там из Сабетта сразу и за углом. чтобы про СМП говорить от писателя цифры нужны,. Сколько там проходит танкеров компании, какой период навигации за полярным кругом. Пока, каждый танкер подаётся в новостях как достижение. 
avatar
MPlus, 

Здравствуйте! Я с радостью отвечу на ваш критический вопрос.
Мы упомянули СМП в качестве возможного маршрута. Это один из двух стратегических экспортных маршрутов, по которым можно осуществлять поставки в Азию (схема с маршрутами приведена выше).

На самом деле, естественный рынок Сабетты — это Европа. Вы абсолютно правы. Для американских и австралийских производителей СПГ Азия является естественным рынком сбыта. Тем не менее, выбор маршрута — это вопрос рентабельности, и теоретически его можно осуществить в Азию через Суэцкий канал. Это классическая задача линейного программирования, которая зависит от производственных затрат и транспортных расходов. Одним словом, чем выше растет цена на СПГ в Азии, тем меньшее значение имеют более высокие транспортные расходы по сравнению с американскими производителями СПГ.
На практике все еще сложнее, поскольку с ростом цен на СПГ растут и расходы на чартеры судов.
Тот факт, что такая компания, как «Новатэк», развивает дух первопроходчества и идет по «новым путям», по которым до нее не ходила ни одна другая компания, мы считаем позитивным на данный момент. Только будущее покажет, является ли транспортировка по СМП целесообразной и выгодной в долгосрочной перспективе. Но высокие цены на газ в Азии также означают высокие цены на газ в Европе. И здесь, как показывают цифры, в настоящее время делаются реальные деньги. Более того, природный газ — это, безусловно, растущий рынок, на котором «Новатэку» тоже найдется место!

Здесь вы можете увидеть карту мировой торговли СПГ:



Другая история: я как раз помогал госпоже Голдстейн готовить на кухне. И мне не удалось включить газовую конфорку. Слава Богу, она не знает, какую тему мы здесь обсуждаем 

Спасибо с картой наглядно.

СМП -теперь наше всё  — это был массированный вборс за бюджетные деньги, концепцию  они такую написали, когда повернулись лицо на Восток и увидели, что у нас даже дорог в Китай нет. И планов громадьё подменили суровую реальность, что нет там ничего и нужно экстенсивное развитие Крайнего Севера только военным. Да и то не всем.

А пока Михельсон о бюджетном финансирования хлопочет для строительства перевалки на Камчатке.
avatar

теги блога Александр Голдстейн

....все тэги



UPDONW
Новый дизайн