Блог им. Division_by_zero
Наше понимание мира ограничено многими факторами, увы. Незнание языков, нехватка времени, отсутствие образования и кругозора, промытые мозги, и т.д.
Поэтому, увы, в инвестициях, многие люди придерживаются всяких дурацких императивов, типа “нефть вот вот кончится и будет стоить стопицот”, или “покупай недвижимость, она только растет в цене” или “я потреот своей страны и поэтому покупаю российские акции”
Сегодня я хотел бы поговорить об одной из этих ложных аксиом – а именно, о нефти и цене на нее.
Внимательно посмотрите на эти графики из журнала The Economist
На левом показан рост производства литий — ионных батарей
На правом две кривые, обе – нелинейные
Кривая стоимости литиум-ионных батарей асимптотически стремится то ли к нулю, то ли к $50, кривая роста плотности энергии – вообще чуть ли не экспоненциально уходит вверх
Еще один факт – около 70% потребления нефти в развитых странах приходится на транспорт.
Теперь, как говорится, подумайте над этими фактами. Как на стоимость нефти повлияет уход с рынка 70% потребления при неизменной или растущей добыче ?
Вне зависимости от судьбы отдельных игроков типа Теслы, номинальная стоимость электромобилей (и даже не полная стоимость владения) скоро упадет ниже стоимости автомобилей с ДВС. Электромобиль — это же как телефон на колесах. Куча софта, электрический мотор и огромная батарея, которая и является основной составляющей стоимости производства.
Вы конечно скажете, что для производства электроэнергии нужна нефть. А вот нет. Электричество для заправки этих автомобилей – стоит копейки, и его до-фи-га! Потому что цена на солнечные панели упала так же – экспоненциально, а для несолнечных дней есть электростанции, работающие на очень дешевом природном газе.
Поэтому – цене на нефть придет п… ц… И очень скоро. И неожиданно для всех анал-итиков, точно так же неожиданно, как и многие другие технологические революции. На то она и революция, что происходит быстро и внезапно. Даже не внезапно, а — ВНЕЗАПНО. Все, кто покупает нефтяные компании, исходя из их запасов – будут очень огорчены. Эти запасы навсегда останутся в земле. Все эти мега проекты по перекачке нефти за тридевять земель – не окупятся, так и останутся памятниками ушедшей эпохе.
Кстати, похвастаюсь — купил себе год назад даже не теслу, а дешевенький гибридный автомобиль
Вот потребление топлива за последние три поездки, и это в городе, со светофорами и т д
достаточно локально понастроить ветряков или солнечных электростанций
это не дело десятилетий
ветровая и солнечная энергетика подвержена тем же циклам пере-инестирования, с последующим перепроизводством энергии и крахом цены
Ну ничего-себе у вас временные рамки «очень скоро». Я так понимаю это лет 30-50, не меньше?
а потом глянь на цену батарей к твоему гибриду и посчитай сколько бенза можно купить за их цену и тогда ты узнаешь свой реальный расход на гибриде
А там, где это бывает чаще — там, скажу я вам по секрету, не надо жить, не надо так над собой издеваться, оттуда надо уносить ноги
Потом, вы, наверное не знаете, что батарея теслы имеет свою собственную систему охлаждения и подогрева, то есть, если вы ее бросите на морозе в минус 30, она будет поддерживать более высокую температуру для сохранения емкости батареи. Другой вопрос, что рано или поздно энергия на поддержание температуры тоже иссякнет, и все замерзнет нах
Но как много времени на это уйдет — не знаю, надо читать
Более дешевые авто, например Nissan Leaf первого поколения, своей системы охлаждения / прдогрева не имели
Погуглите куда уходит нефть и увидите кроме топлива где нужна нефть и там потребление только растет.
Плюс локальная генерация будет сильно дорогой.
Одно из ограничений возобновляемых источников — невозможность хранить значительные мощности. Невозможно сейчас аккумулировать мегаватты энергии.
Так и не понял из текста… это перенос слова был или сарказм))
По поводу самой темы скажу следующее… почитайте срок годности литиевой батареи, если не знаете, то это 10 лет, а потом 99 процентов вашей машины придётся выкинуть и заменить на новую. Возможно, среднестатистический житель Абу-Даби не заметит таких мелочей. А вот житель России уже не знает что с этой бричкой делать, бензин дорожает, запчасти дорожают, катаются по полгода, а потом на Авито «владельцев 4+», «не бита не крашена, масло не ест, автомат не пинает, ходовка заменена на прошлой неделе… поэтому и продаю».
А как из ваших графиков найти время средней зарядки машины?! Я тут на АЗС в очереди стоял, так передо мной типичный пользователь Фейсбука (клиент барбершопа)… ну или по-простому — золотой ребёнок семьи, на папиной (скорее всего) машине заправлял бак от 5-10 минут, шёл не торопясь из кассы, со стаканчиками кофе и всего того, что ему впарила кассирша, не торопясь закручивал крышку бензобака… май гуднес, я думал прошла вечность… жалкие 5-10 минут (летом — это маленькая жизнь)… А что там у вас с зарядкой?! Время, станции, цена? Ладно риторический вопрос, нет времени ждать ответа, всё равно вы Теслу до сих пор не купили, хотя она уже производится много лет и уже выходит на рентабельность в мечтах сына южно-африканского архитектора (ну тоже золотого мальчика, который кроме как светить своей мордой на еврейско-ЦРУшных проектах по аналогии с Трампом, больше то ничего и не может, в то время как ZAR его бати падает по отношению к доллару, подобно рублю, который как литиевый аккумулятор, ну то есть заряжается (укрепляется) долго, а разряжается оч. быстро, ведь у него есть мощные потребители в лице всё тех же израильтян и людей в погонах).
Можно и полностью электро взять, на ДВ куча народу ездит на Nissan Leaf и не жалуется, полная замена батареи на Leaf на почти новую около 200тыс при этом старую можно сдать за 50-70тыс и получится небольшая скидка. А заряжают их обычно вечером-ночью и вполне хватает чтобы ездить по городу.
Sergeyka, это особенные батареи?)) Гелевый акк для ИБП тоже подзаряжается если есть в доме свет и разряжается когда его нет… срок эксплуатации 10 лет! Я уж не говорю про потерю ёмкости аккума во время его эксплуатации.
Лиф — это гибрид, а не электрокар, мы о последних говорим. Конкретно за лиф скажу, что слишком дорог и потому бессмыслен, если конечно у вас нет левого электричества. Короче, как биткоин он… вроде есть, вроде растёт, вроде все знают, вроде кто-то майнит… но очередь стоит в сберовский банкомат за отечественными деревяшками.
Правда, оппоненты забыли про закон Гегеля о переходе количества в качество, что происходит спонтанно и быстро
И да. Неслучайно гиганты нефтедобычи начали скидывать свои месторождения, когда-то приобретенные и освоенные под мега-проекты «на века»
подобный картам рост зарядов аккумуляторов был 100 лет назад
Для этого должен случиться прорыв в технологии. Например, аккумулятор должен стать размером с половину обычного, чтобы менять его на заправке.
и да, автор, может быть к вашей пенсии сбудутся ваши предположения
хотя возможно и нет, ведь и пенсия тоже начинает удаляться по экспоненте
Зарабатывайте.
Only имхо. Тезисно:
— в автомобилестроении, как и в физике, экономике, медицине и т.д., есть знания, навыки, умения и т.д. которые можно либо разрешено вбрасывать в массы (к вопросу о емкости, размерах, принципа работы, материалах батареи).
— бензин дает возможность свободного передвижения.
— электромобиль дает возможность программируемого передвижения и персонализированного доступа к электромобилю.
— учитывая технологии GAFA (Google, Amazon, Facebook, Apple) и все выше описанное, нефть здесь выступает лишь одним из средств внедрения электромобилей.
Но почитайте в сети о четвертой технической революции. (Третья с компами была).
Суть ее, если кратко- холодильник дома работает год- без вилки и розетки. Я слушал про нее доклад представителя московской биржи на дне питерского инвестора еще пару лет назад- было очень интересно...
Будет она лет через 5-10, когда вояки сольют свои секретные разработки на эту тему.
Так и живем
https://www.eia.gov/energyexplained/oil-and-petroleum-products/use-of-oil.php
Gasoline is the most consumed petroleum product in the United States. In 2017, consumption of finished motor gasoline averaged about 9.33 million b/d (392 million gallons per day), which was equal to about 47% of total U.S. petroleum consumption.
47% — бенз. Резюмируя скажу что смена бенза на батареи будет проходить исключительно медленно, точно также медленно как и заканчиваемость нефти и плюс минус нефть еще долго будет ходить 70-25 с выносами за 70 периодически. Нет причин для истерики совершенно я считаю.
В будущую возможную стадию валютных войн они могут обесцениться к ним.
Это горизонт 3-5-ти лет. То есть к текущему ценнику как бензина так и «мороженки» можно будет добавить 0 (по разным странам и рынкам по-разному)
Рост стоимости сырья в свою очередь даст толчок к новой эффективности, включая генерацию энергии и переход на электротранспорт и в первую очередь грузовой (наземный, жд, водный, авиа).
Это горизонт 10 лет+
Когда самолеты полетят на батарейках — тогда можно рассуждать о закате эпохи нефти
А все эти электрические поделки и гибриды существенно картину не изменят. Я бы ставил скорее на то, что перейдут на газ. Когда добычу нарастят до критических объемов и задумаются о том куда девать избытки
Экономия пользователя такого автомобиля побочный эффект (причем есть он на самом деле или нет зависит от того как посчитать)
:)
Бензин, который сгорел один раз, и нет его, с батареей, которая может быть заряжена тысячи раз
Вспомните еще, что в электромобиле отсутствует коробка передач, система выхлопа — все эти трубы, катализаторы, датчики. прочая херня
Бензобак тоже отсутствует кстати
Андрей Л. (Гуру Хренов), но чтоб зарядить эту батарею тоже нужно выработать энергию, может например с помощью этой энергии лучше выработать метанол? https://ru.wikipedia.org/wiki/Экономика_метанола
Кстати вес электромобиля значительно больше, так как даже несмотря на отсутствие некоторых элементов, присутствует очень тяжелая батарея которую нужно возить с собой. Еще эта батарея не очень любит холодный климат, ее дорого производить и утилизировать.
это наверное время одного цикла обновления автопарка, то есть лет 7
у тебя есть функция «удалить комментарий и чс»
Я принципиально никого не баню
я считаю, если человек публично обосрался, то это должны видеть и знать все
Tesla конечно прикольный автомобиль, но не шибко надёжный и недальнобойный. Вот этот экземпляр надолго припарковался, на 4 году жизни сдох аккумулятор .
Ну а по поводу электроэнергии с альтернативных источников, готовы платить по 15-30 руб за кВт ?:)