Блог им. G_Kabanov

О Банке России замолвите слово

Здравствуйте, уважаемые коллеги. Начало апреля принесло порцию статистики от Банка России, которая подняла в информационном пространстве волну негодования по поводу якобы проведённых банком неудачных инвестициях в активы номинированные в китайских юанях. Многоуважаемые именитые эксперты набросились на банк за то, что он переформатировал свой портфель в крайне неудачный момент времени.

Вот, что пишет по этому поводу многоуважаемый Валентин Катасонов: «В первой половине прошлого года, когда Центробанк приобрёл большое количество юаней, началось падение курса китайской валюты», и далее: «В конце июня в условиях разгоравшейся торговой войны Китая с Америкой юань начал стремительно дешеветь: если в первой половине года курс колебался между 6,2 и 6,4 юаня за доллар (около двухлетних максимумов), то к началу сентября приблизился к 6,9 юаня за доллар, а в ноябре почти достиг отметки в 7 юаней. За второе полугодие 2018 года вложения ЦБ в юани обесценились на 1,5 млрд долл (на 2,3%). Если же исходить из среднего курса на период активных покупок китайской валюты Банком России, то потери достигают 7,5%, или 5 млрд долларов.»


Я не в коем случае не подвергаю сомнению компетентность высокоуважаемого эксперта, однако прочитав такие строки, так и хочется воскликнуть: — «Опять неучи и бездари грабят Россию! Сталина на них нет!» К слову Валентин Юрьевич является большим поклонником сталинской индустриализации, но не об этом сейчас речь, речь о том, что негоже уважаемому профессору жонглировать фактами, и доставать из рукава краплёные карты.

Давайте рассмотрим структуру, вес и месторасположение российских резервов (рис.1). Как видим из диаграммы в сентябре 2017 года в китайских юанях было номинированно всего 1.0% активов, а в сентябре 2018 уже 14.4%. В свою очередь объем резервов в долларах США снизился с 46.2% до 22.6%, а объем резервов в евро увеличился с 23.6% до 32.1%. Запомним этот момент, он нам ещё пригодится.

О Банке России замолвите слово

рис.1: Структура и местоположение золото — валютных резервов России

Прежде всего примем начальные условия: Банк России не занимается спекуляциями на валютных курсах, и не извлекает прибыли из колебаний валютных котировок. Активы любого банка номинированные в валюте отличной от базовой, подвергаются валютной переоценке, которая происходит в следствии изменения валютных курсов.

Это аксиомы, которые многоуважаемый господин Катасонов, будучи профессором, доктором экономических наук, не может ни знать, но почему-то старательно опускает их за рамки рассмотрения.

Следующий момент, на который я хотел бы обратить ваше внимание это то, в какое время банк России изменил структуру своих резервов. Как известно в апреле 2018 года, США ввели против РФ новый вид санкций, который предусматривал заморозку активов Банка России, а также санкции против российского государственного долга. Нечто подобное США уже проводили против Ирана, арестовав принадлежащие этой стране активы на сумму около 100 млрд.

Как мы видим, на момент введения американских санкций на балансе ЦБ РФ находилось 46.2% активов номинированных в долларах США, прежде всего государственных казначейских облигаций, которые подвергались риску блокирования со стороны американского Казначейства. В этих условиях, руководство центрального банка, приняло решение о переформатировании портфеля резервов, прежде всего в части государственных казначейских облигаций США, распродажа, которых пришлась на апрель и май прошлого года.

Я специально не поленился и поднял данные Казначейства США. В сентябре 2017 года, объем казначейских облигаций США на балансе Банка России составлял 94,363 млрд. долларов. В марте 2018 года, перед введением американских санкций, Россия располагала долгосрочными казначейскими облигациями США на сумму 95,405 млрд. В апреле их объем уменьшился до 49,249 млрд. В мае 2018 года у России осталось облигаций всего на 9,681 млрд. Таким образом в апреле — мае 2018 года у Банка России высвободилось около 85 млрд. долларов США, которые срочно нужно было разместить в других активах. Возникает закономерный вопрос в каких?

Первым делом на ум приходит золото. Однако невозможно скупать золото в таких объёмах чтобы не вызвать рост цен на него. На самом деле рынок золота хоть и занимает четвёртое место по ликвидности, но прийти на рынок с 85 млрд. и заявить: — «Заверните, покупаю!», нельзя, свободных физических объёмов нет. Переложить все деньги в европейские облигации с отрицательной доходностью, по максимально возможным ценам, теоретически возможно, что частично так и было сделано, но надо понимать, что Европа, это задний карман джинсов США. Остаются активы выпущенные правительством Китая.

Действительно в первой половине 2018 года, китайский юань по отношению к доллару США котировался на уровне 6.2 — 6.4, а затем во второй половине года снизился к отметке 6.8-7.0 юаней за доллар. С евро кстати произошло тоже самое, и золото упало в цене, даже странно почему Валентин Юрьевич не добавил в свою статью этих «убийственных» аргументов. Однако посмотрим на вопрос с другой стороны.

Долгосрочные активы на то и долгосрочные, что срок до их погашения составляет несколько лет. Возьмём волатильность валютных курсов за предыдущие четыре года. Китайский юань изменения по отношению к доллару США 12%. Изменения евро к доллару 20%. Изменение доллара США к корзине иностранных валют 15%. Получается, что любая валюта и активы могут довольно существенно измениться в своей стоимости, в том числе и доллар США, и золото, волатильность, которого ещё выше: — за предыдущие четыре года изменения цены золота составляют около 35%. Поэтому для того чтобы не попасть в невыгодную ситуацию, банк накапливает активы постепенно. Здесь же имел место экстренный случай, и как мне кажется, несправедливо упрекать центральный банк в том, что в результате данного обмена он потерял 1-2 процента от стоимости активов, мог и процентов пять потерять. Я например, только на обмене валюты и переводах в разные платёжные системы теряю в месяц до 8%, и это без всякой экстренной ситуации. Да, что там говорить, попробуйте сделать перевод денег внутри России, это вообще «грабёж» средь бела дня, но это тема отдельной статьи.

Теперь пару слов о том, где находились и находятся резервы Российской Федерации сейчас. Как показывает вторая часть диаграммы, осенью 2017 года на территории государств объявивших в отношении России финансовые и экономические санкции находилось почти 67% резервов. Эти активы в любой момент могли быть арестованы. Угроза стала вполне реальной весной 2018 года, что и привело к распродаже центральным банком американских активов.

Однако даже сейчас, после того как активы в долларах США претерпели значительную трансформацию, резервы находящиеся под угрозой санкций составляют 54.9%. Это тоже немало, но хорошо хоть золото хранится в хранилище Банка России, а не в хранилище Банка Англии.То как Банк Англии оперирует чужим золотом, мы видим на примере Венесуэлы. Впрочем Венесуэла это вообще показательный случай во всех отношениях.

Лично я считаю, что Банк России сработал очень чётко, поэтому и критика в его адрес в данном случае неуместна. Будьте внимательны и осторожны, проверяйте исходные данные и не принимайте на веру чьё либо мнение, даже если его автор кажется вам вполне авторитетным человеком.

Глеб Кабанов — аналитик компании MTrading

2 комментария

теги блога Глеб Кабанов

....все тэги



UPDONW
Новый дизайн